Путёвка в жизнь

Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников
ОПЫТ ГЕРМАНИИ

Профессиональная ориентация юных железнодорожников в Германии начинается в двух последних классах школы. Кружки транспортного дела существуют в каждом учебном округе, и записаться в них может любой желающий. На каждого участника программы профориентации тратится в среднем 1,5 тыс. евро за учебный месяц, но для учеников занятия по профориентации бесплатны. Обучение финансируется из двух источников – это государственные дотации и пожертвования от частных компаний, обслуживающих железные дороги и обеспечивающих практику на них. «Кредит» на образование гасится, в частности, возможностью обязательной трёхлетней работы на железнодорожным транспорте.

Все ученики, прошедшие профориентацию, получают свидетельство о техническом образовании первой ступени, с которым они могут пойти на годичные технические курсы. Около 20% всех прошедших профориентацию выпускников поступает в технические институты (профессиональные академии, специальные или высшие технические училища) сразу на второй курс.

Петер Мних,
доктор инженерных наук, профессор отделения транспортного планирования и технологии транспортных систем Института сухопутных и водных транспортных систем факультета механической инженерии и транспортных систем Берлинского технического университета:
– Я думаю, что для железнодорожного транспорта по-прежнему важно соотношение между теми, кто сам приходит в профессию и кого приводят обстоятельства. Мы делаем ставку на интерес, предоставляем детям возможность самим посмотреть в будущее. Знакомство с железнодорожным транспортом мы начинаем с игры: у нас самая большая в мире коллекция игрушечных железных дорог.
В основных школах у нас есть классы будущих инженеров железнодорожного транспорта. Ученики проходят те же предметы, что и вся параллель, только изучают новые темы на железнодорожном материале. К примеру, историю XIX века можно представить через рассказы о строительстве железных дорог, точно так же могут быть изучены и многие темы из физики и химии, не говоря уже о математике.
Важно не дать пропасть тому огромному интересу, который они испытывают к технике в самом широком смысле слова. Наши выпускники проходят практику на самых сложных железных дорогах – угадаете каких? На «русских горках» в парках аттракционов! Мы разбиваем их на группы по 3–4 человека с возрастной разницей от одного до трёх лет, и под руководством опытного мастера они учатся азам строительства железных дорог. Мы доверяем им ремонт изношенного участка, разумеется, под наблюдением мастера. На следующем этапе ученики знакомятся с тягой, движителями и изучают простейшие электроприводы, опять же с возможностью самим их ремонтировать. Наконец, лучшие ученики, освоив пульт управления (а вместе с ним и начала теории связи) и получив, таким образом, представление о полном цикле теории «русских горок», могут сами провести по аттракциону один рейс, конечно, под строгим контролем профессионалов.
Мы каждый день напоминаем своим воспитанникам, что они выбрали трудную, но благодарную профессию и их целью будет помогать людям в повседневных условиях. Мы всё ещё верим в незаменимость каждого на его службе, и благодаря такому подходу мы готовы вкладывать – и вкладываем – силы, время и деньги в образование.


КАНАДСКИЙ ПОДХОД

Профессиональная ориентация будущих транспортников в школах Канады начинается с 5-го класса. После окончания средней школы (8 классов) профориентация фактически превращается из дополнительного образования в основное. Крупные компании, связанные с Канадской национальной железнодорожной сетью, при необходимости обеспечивают учащимся проживание в учебных кампусах на территории колледжей науки и техники.

Специальность «техник», которую вместе с сертификатом получает школьник, прошедший программу профориентации по окончании 10-го класса, позволяет ему приложить свои знания и умения в самых разных технических областях. После получения технической квалификации выпускник программы профориентации может продолжить обучение на инженера, но в этом случае он будет вынужден оплатить от 50 до 75% стоимости образования. При этом по финансированию программ профориентации Канада занимает первое место в мире.

В систему профориентации на железнодорожном транспорте в Канаде входит специализированная служба психологической помощи, стажировку в которой проходят все участники программы. Суть её состоит в подготовке квалифицированных специалистов для работы с посттравматическим стрессом, возникающим в результате ЧП на железных дорогах. Будущие техники и инженеры работают с психологами, учатся взаимодействию на основе эмпатии и помогают старшим коллегам справиться с травмой и преодолеть стресс.

В последнюю неделю августа старшеклассники участвуют в создании зоны безопасности вокруг железных дорог, очищая пространство от деревьев и кустарников и создавая в некоторых местах живую изгородь.

Томас Кальп,
преподаватель отделения технологии факультета науки и техники Регионального колледжа Великих равнин (Канада):
– Главное, чему мы пытаемся научить наших воспитанников – искусству сочетания высокой технологии с окружающей средой. В сотрудничестве с Национальным комитетом охраны природы мы разработали специальную программу, позволяющую лучше узнать самые красивые уголки Канады, к примеру провинцию Манитобу. В рамках этого проекта мы реконструировали около 300 км железнодорожного полотна, по которому пустили исторической паровоз конца XIX столетия, которым управляли прошедшие профориентацию подростки, а один из вагонов был снабжён подробным англо-французско-индейским словарём, составленным детьми. Ни в одной из смен у нас не было рабочих старше 18 лет, представляете?
У нас есть одно очень простое задание, выполнение которого мы засчитываем как экзамен за первый год профориентации. Все наши ученики должны в течение двух рабочих смен побывать в роли каждого из участников железнодорожного сообщения – машиниста, бортпроводника, инженера, техника, монтёра, специалиста по безопасности, обходчика путей, диспетчера и специалиста по логистике, кассира и даже пассажира. Это весьма серьёзная нагрузка, но она даёт почувствовать хотя бы отчасти, что стоит за красивым фасадом современного железнодорожного транспорта.
Мы принципиально отказались от Детских железных дорог. Нам важно с самого начала привить подростку чувство ответственности. Хочешь повзрослеть – пожалуйста, тебе ещё и приплатят. С каждым годом наша профессия, к сожалению, «стареет», и у нас мало молодых людей. Я не скрываю: если молодой человек к нам попал, то мы постараемся его уже не выпустить из железнодорожных сетей.



ЯПОНСКИЙ ВАРИАНТ

Профориентация в транспортной отрасли начинается в Японии со средней школы. Ученики, проявляющие интерес к железным дорогам, посещают специальные дополнительные занятия, пересекающиеся с основными предметами. Так, алгебра, геометрия и физика изучаются глубже, чем в общеобразовательным классе. Оценки по этим предметам позволяют автоматически получить проходной балл на промежуточных экзаменах. Углублённые курсы профильных дисциплин (вплоть до начертательной геометрии) создают необходимую базу для ускоренного обучения в старших классах средней школы, где занятия в классе профориентации позволяют окончить школу экстерном, пройдя программу трёх лет за два года. Достигается это за счёт «пересечения» алгебры, геометрии и естественно-научных курсов с общей программой.

В последние полгода обучения лучшие ученики направляются на практику в частные компании, обслуживающие железнодорожный транспорт. После успешного окончания практики ученики могут попытаться устроиться на работу с обязательной годичной стажировкой на государственных железных дорогах или поступить в один из колледжей Национального института технологии, где им предоставляются льготные места. Обучаясь на инженера механических систем, студент, прошедший профориентацию, может оплачивать только 25% стоимости обучения – при условии высокой успеваемости и работы в государственных компаниях транспортной отрасли.

Независимо от выбранного учениками пути по окончании профориентационной программы они совершают особый ритуал прощания с закрывающимися старыми железнодорожными путями. Последний поезд отвозит будущих техников и инженеров на конечную станцию маршрута, где они помогают демонтировать часть механизмов, возвращая это место здешним божествам-ками. После этого своеобразного посвящения молодые люди могут начинать прокладывать новые железнодорожные пути.

Хикару Ямасиро,
доктор инженерных наук, профессор отделения инженерии и механических систем Окинавского колледжа Национального института технологии (Япония):
– Если раньше сосуществование природы и техники удавалось относительно безболезненно, то в наши дни именно человек должен прилагать усилия для того, чтобы природа не пострадала от столкновения с цивилизацией. Наши самые важные проекты, куда привлекаются огромные средства, посвящены разработке железных дорог, дружественных для окружающей среды.
Все наши ученики имеют возможность проходить нечто вроде стажировки у занятых своим делом инженеров. Мы считаем, что практика идёт рука об руку с теорией, поэтому наши воспитанники находятся рядом с работниками, вовлечёнными в процесс. Чтобы не мешать работе, два ученика прикрепляются к одному инженеру, причём часть обязанностей они изучают в офисе, где и знакомятся с современной теорией железнодорожного сообщения и логистики. Мы нацелены на индивидуальную работу, массовость при взаимодействии со старшеклассниками для нас не самоцель (мы считаем, что если и будет недостаток кадров, то он компенсируется позднее за счёт профессионалов, только что окончивших училища). Не секрет, что перед такими детьми больше возможностей для карьеры.
Когда мы начинаем готовить наших воспитанников к работе на железной дороге, мы исходим из того, что им в отличие от нас предстоит не просто жить в будущем, но и самим творить его. Это, наверное, самое главное условие для плодотворной работы в сфере профориентации. Мы имеем мужество честно признаться, что наши взгляды и подход к делу, возможно, устарели, что наше сознание уже не успевает за технологическим прогрессом, и поэтому мы возлагаем такие надежды на молодёжь. Всё, что мы можем передать им – это наш опыт. Но кто сказал, что уже завтра он не окажется безнадёжно устаревшим?
В нашем обучении по профессии мы ничем не ограничиваем фантазию учеников. Знакомство с классической теорией поездов позволяет нашему воспитаннику собрать какие-то базовые элементы, из которых складывается общая картина, но дальнейший ход работы остаётся целиком в его распоряжении. Так, один из самых перспективных проектов на сегодня – туннельное сообщение, связывающее разные острова архипелага, а также подводные туннели на сверхдлинные расстояния. Каждый год на эту тему нам подаются сотни работ, и специальная конкурсная комиссия отбирает 10 лучших, которым предоставляется возможность реализации проектов. На три месяца воспитанники попадают в условия настоящей работы, где играют роль руководителя на всех важнейших этапах, следят (разумеется, под контролем профессионалов) за тем, как воплощается их идея. То есть мы с самого начала говорим им, что будущее в их руках в буквальном смысле слова. К этому проявляют активный интерес и крупные компании – производители железнодорожного оборудования.
Самый главный принцип, который мы можем положить в основу нашего образования, чтобы он сопровождал наших воспитанников на протяжении всей их карьеры (если они решат посвятить себя железнодорожному делу), – ответственность за человеческую жизнь. Её разделяет не только машинист, но и рабочий, укладывающий железнодорожное полотно, и обходчик путей, соблюдающий важные традиции.

Владимир Максаков
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Билет в будущее

К 2025 году «Кванториумы» могут появиться на всех Малых магистралях

Рубрики: Кадровый вопрос
Азбука роста

В ОАО «РЖД» актуализировали Положение о кадровом резерве

Рубрики: Кадровый вопрос

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100