Путёвка в жизнь

Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников
ОПЫТ ГЕРМАНИИ

Профессиональная ориентация юных железнодорожников в Германии начинается в двух последних классах школы. Кружки транспортного дела существуют в каждом учебном округе, и записаться в них может любой желающий. На каждого участника программы профориентации тратится в среднем 1,5 тыс. евро за учебный месяц, но для учеников занятия по профориентации бесплатны. Обучение финансируется из двух источников – это государственные дотации и пожертвования от частных компаний, обслуживающих железные дороги и обеспечивающих практику на них. «Кредит» на образование гасится, в частности, возможностью обязательной трёхлетней работы на железнодорожным транспорте.

Все ученики, прошедшие профориентацию, получают свидетельство о техническом образовании первой ступени, с которым они могут пойти на годичные технические курсы. Около 20% всех прошедших профориентацию выпускников поступает в технические институты (профессиональные академии, специальные или высшие технические училища) сразу на второй курс.

Петер Мних,
доктор инженерных наук, профессор отделения транспортного планирования и технологии транспортных систем Института сухопутных и водных транспортных систем факультета механической инженерии и транспортных систем Берлинского технического университета:
– Я думаю, что для железнодорожного транспорта по-прежнему важно соотношение между теми, кто сам приходит в профессию и кого приводят обстоятельства. Мы делаем ставку на интерес, предоставляем детям возможность самим посмотреть в будущее. Знакомство с железнодорожным транспортом мы начинаем с игры: у нас самая большая в мире коллекция игрушечных железных дорог.
В основных школах у нас есть классы будущих инженеров железнодорожного транспорта. Ученики проходят те же предметы, что и вся параллель, только изучают новые темы на железнодорожном материале. К примеру, историю XIX века можно представить через рассказы о строительстве железных дорог, точно так же могут быть изучены и многие темы из физики и химии, не говоря уже о математике.
Важно не дать пропасть тому огромному интересу, который они испытывают к технике в самом широком смысле слова. Наши выпускники проходят практику на самых сложных железных дорогах – угадаете каких? На «русских горках» в парках аттракционов! Мы разбиваем их на группы по 3–4 человека с возрастной разницей от одного до трёх лет, и под руководством опытного мастера они учатся азам строительства железных дорог. Мы доверяем им ремонт изношенного участка, разумеется, под наблюдением мастера. На следующем этапе ученики знакомятся с тягой, движителями и изучают простейшие электроприводы, опять же с возможностью самим их ремонтировать. Наконец, лучшие ученики, освоив пульт управления (а вместе с ним и начала теории связи) и получив, таким образом, представление о полном цикле теории «русских горок», могут сами провести по аттракциону один рейс, конечно, под строгим контролем профессионалов.
Мы каждый день напоминаем своим воспитанникам, что они выбрали трудную, но благодарную профессию и их целью будет помогать людям в повседневных условиях. Мы всё ещё верим в незаменимость каждого на его службе, и благодаря такому подходу мы готовы вкладывать – и вкладываем – силы, время и деньги в образование.


КАНАДСКИЙ ПОДХОД

Профессиональная ориентация будущих транспортников в школах Канады начинается с 5-го класса. После окончания средней школы (8 классов) профориентация фактически превращается из дополнительного образования в основное. Крупные компании, связанные с Канадской национальной железнодорожной сетью, при необходимости обеспечивают учащимся проживание в учебных кампусах на территории колледжей науки и техники.

Специальность «техник», которую вместе с сертификатом получает школьник, прошедший программу профориентации по окончании 10-го класса, позволяет ему приложить свои знания и умения в самых разных технических областях. После получения технической квалификации выпускник программы профориентации может продолжить обучение на инженера, но в этом случае он будет вынужден оплатить от 50 до 75% стоимости образования. При этом по финансированию программ профориентации Канада занимает первое место в мире.

В систему профориентации на железнодорожном транспорте в Канаде входит специализированная служба психологической помощи, стажировку в которой проходят все участники программы. Суть её состоит в подготовке квалифицированных специалистов для работы с посттравматическим стрессом, возникающим в результате ЧП на железных дорогах. Будущие техники и инженеры работают с психологами, учатся взаимодействию на основе эмпатии и помогают старшим коллегам справиться с травмой и преодолеть стресс.

В последнюю неделю августа старшеклассники участвуют в создании зоны безопасности вокруг железных дорог, очищая пространство от деревьев и кустарников и создавая в некоторых местах живую изгородь.

Томас Кальп,
преподаватель отделения технологии факультета науки и техники Регионального колледжа Великих равнин (Канада):
– Главное, чему мы пытаемся научить наших воспитанников – искусству сочетания высокой технологии с окружающей средой. В сотрудничестве с Национальным комитетом охраны природы мы разработали специальную программу, позволяющую лучше узнать самые красивые уголки Канады, к примеру провинцию Манитобу. В рамках этого проекта мы реконструировали около 300 км железнодорожного полотна, по которому пустили исторической паровоз конца XIX столетия, которым управляли прошедшие профориентацию подростки, а один из вагонов был снабжён подробным англо-французско-индейским словарём, составленным детьми. Ни в одной из смен у нас не было рабочих старше 18 лет, представляете?
У нас есть одно очень простое задание, выполнение которого мы засчитываем как экзамен за первый год профориентации. Все наши ученики должны в течение двух рабочих смен побывать в роли каждого из участников железнодорожного сообщения – машиниста, бортпроводника, инженера, техника, монтёра, специалиста по безопасности, обходчика путей, диспетчера и специалиста по логистике, кассира и даже пассажира. Это весьма серьёзная нагрузка, но она даёт почувствовать хотя бы отчасти, что стоит за красивым фасадом современного железнодорожного транспорта.
Мы принципиально отказались от Детских железных дорог. Нам важно с самого начала привить подростку чувство ответственности. Хочешь повзрослеть – пожалуйста, тебе ещё и приплатят. С каждым годом наша профессия, к сожалению, «стареет», и у нас мало молодых людей. Я не скрываю: если молодой человек к нам попал, то мы постараемся его уже не выпустить из железнодорожных сетей.



ЯПОНСКИЙ ВАРИАНТ

Профориентация в транспортной отрасли начинается в Японии со средней школы. Ученики, проявляющие интерес к железным дорогам, посещают специальные дополнительные занятия, пересекающиеся с основными предметами. Так, алгебра, геометрия и физика изучаются глубже, чем в общеобразовательным классе. Оценки по этим предметам позволяют автоматически получить проходной балл на промежуточных экзаменах. Углублённые курсы профильных дисциплин (вплоть до начертательной геометрии) создают необходимую базу для ускоренного обучения в старших классах средней школы, где занятия в классе профориентации позволяют окончить школу экстерном, пройдя программу трёх лет за два года. Достигается это за счёт «пересечения» алгебры, геометрии и естественно-научных курсов с общей программой.

В последние полгода обучения лучшие ученики направляются на практику в частные компании, обслуживающие железнодорожный транспорт. После успешного окончания практики ученики могут попытаться устроиться на работу с обязательной годичной стажировкой на государственных железных дорогах или поступить в один из колледжей Национального института технологии, где им предоставляются льготные места. Обучаясь на инженера механических систем, студент, прошедший профориентацию, может оплачивать только 25% стоимости обучения – при условии высокой успеваемости и работы в государственных компаниях транспортной отрасли.

Независимо от выбранного учениками пути по окончании профориентационной программы они совершают особый ритуал прощания с закрывающимися старыми железнодорожными путями. Последний поезд отвозит будущих техников и инженеров на конечную станцию маршрута, где они помогают демонтировать часть механизмов, возвращая это место здешним божествам-ками. После этого своеобразного посвящения молодые люди могут начинать прокладывать новые железнодорожные пути.

Хикару Ямасиро,
доктор инженерных наук, профессор отделения инженерии и механических систем Окинавского колледжа Национального института технологии (Япония):
– Если раньше сосуществование природы и техники удавалось относительно безболезненно, то в наши дни именно человек должен прилагать усилия для того, чтобы природа не пострадала от столкновения с цивилизацией. Наши самые важные проекты, куда привлекаются огромные средства, посвящены разработке железных дорог, дружественных для окружающей среды.
Все наши ученики имеют возможность проходить нечто вроде стажировки у занятых своим делом инженеров. Мы считаем, что практика идёт рука об руку с теорией, поэтому наши воспитанники находятся рядом с работниками, вовлечёнными в процесс. Чтобы не мешать работе, два ученика прикрепляются к одному инженеру, причём часть обязанностей они изучают в офисе, где и знакомятся с современной теорией железнодорожного сообщения и логистики. Мы нацелены на индивидуальную работу, массовость при взаимодействии со старшеклассниками для нас не самоцель (мы считаем, что если и будет недостаток кадров, то он компенсируется позднее за счёт профессионалов, только что окончивших училища). Не секрет, что перед такими детьми больше возможностей для карьеры.
Когда мы начинаем готовить наших воспитанников к работе на железной дороге, мы исходим из того, что им в отличие от нас предстоит не просто жить в будущем, но и самим творить его. Это, наверное, самое главное условие для плодотворной работы в сфере профориентации. Мы имеем мужество честно признаться, что наши взгляды и подход к делу, возможно, устарели, что наше сознание уже не успевает за технологическим прогрессом, и поэтому мы возлагаем такие надежды на молодёжь. Всё, что мы можем передать им – это наш опыт. Но кто сказал, что уже завтра он не окажется безнадёжно устаревшим?
В нашем обучении по профессии мы ничем не ограничиваем фантазию учеников. Знакомство с классической теорией поездов позволяет нашему воспитаннику собрать какие-то базовые элементы, из которых складывается общая картина, но дальнейший ход работы остаётся целиком в его распоряжении. Так, один из самых перспективных проектов на сегодня – туннельное сообщение, связывающее разные острова архипелага, а также подводные туннели на сверхдлинные расстояния. Каждый год на эту тему нам подаются сотни работ, и специальная конкурсная комиссия отбирает 10 лучших, которым предоставляется возможность реализации проектов. На три месяца воспитанники попадают в условия настоящей работы, где играют роль руководителя на всех важнейших этапах, следят (разумеется, под контролем профессионалов) за тем, как воплощается их идея. То есть мы с самого начала говорим им, что будущее в их руках в буквальном смысле слова. К этому проявляют активный интерес и крупные компании – производители железнодорожного оборудования.
Самый главный принцип, который мы можем положить в основу нашего образования, чтобы он сопровождал наших воспитанников на протяжении всей их карьеры (если они решат посвятить себя железнодорожному делу), – ответственность за человеческую жизнь. Её разделяет не только машинист, но и рабочий, укладывающий железнодорожное полотно, и обходчик путей, соблюдающий важные традиции.

Владимир Максаков
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Билет в будущее

К 2025 году «Кванториумы» могут появиться на всех Малых магистралях

Рубрики: Кадровый вопрос
Азбука роста

В ОАО «РЖД» актуализировали Положение о кадровом резерве

Рубрики: Кадровый вопрос
Чему учат в авторском классе
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Уроки по полигонной технологии эксплуатационной работы

Рубрики: Кадровый вопрос
Скоростные студенты
Олег Покусаев, замдиректора Института управления и информационных технологий МИИТа, секретарь Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ,

Как вузы готовят кадры для ВСМ

Рубрики: Кадровый вопрос

Библиотека Руководителя

Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Думай медленно… Решай быстро
Даниэль Канеман
«Думай медленно… Решай быстро». Издательство «АСТ», 2016 год
Майндсайт. Новая наука личной трансформации
Дэниел Сигел
«Майндсайт. Новая наука личной трансформации». Издательство «Манн, Иванов, Фербер», 2015 г.
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100