Билет в будущее

Билет в будущее

К 2025 году «Кванториумы» могут появиться на всех Малых магистралях
В этом году исполняется ровно 100 лет, как в нашей стране начала складываться система дополнительного образования детей. В ноябре 1917 года Народным комиссариатом просвещения РСФСР было принято решение о создании отдела внешкольного образования, а год спустя, в 1918 году, свои двери распахнуло первое государственное внешкольное учреждение – Станция юных любителей природы.

В последующие годы это движение переросло в целую систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций, домов пионеров.

Золотой век дополнительного детского образования в Советском Союзе пришёлся на 70–80-е годы. В 1975 году только в системе Министерства путей сообщения действовало более 500 внешкольных учреждений, а всего по стране их было свыше 4,6 тыс. Но за взлётом последовал упадок: по мере того, как государство сокращало финансирование – а это было неизбежно в складывающихся тогда экономических условиях, – центры детского творчества и кружки закрывались.

Сейчас наступило время Ренессанса внешкольного образования. В ежегодном Послании Федеральному собранию 1 марта 2018 года президент РФ Владимир Путин в числе основных задач государственной важности назвал развитие дополнительного образования детей с упором на инженерно-техническое обучение. Одной из площадок станут детские технопарки «Кванториумы».


Пространство интеллектуальной смелости

Детские технопарки создаются Министерством образования и науки РФ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ) с 2015 года.

Каждый из «Кванториумов» специализируется на определённых направлениях – квантах. Выбрать можно из 13 доступных на данный момент вариантов: «Робоквантум», «Нейроквантум», «Космоквантум», «Энерджиквантум», «Лазерквантум», «Виртуальная и дополненная реальность», «IT-квантум», «Наноквантум», «Геоквантум», «Промышленный дизайн», «Биоквантум», «Аэроквантум».

Они были сформированы на основании экспертных оценок, научно-технологических прогнозов, футурологического анализа, перечня приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ и перечня критических технологий РФ.

Каждое направление решает свою задачу. Например, направление «Промышленный дизайн» – здесь учат создавать визуально инновационный продукт в рамках заданной стоимости, предмет, который будет опережать привычные потребности пользователей в своих областях.

Другое перспективное направление – дополненная и виртуальная реальность. Знания, которые здесь дают, как замечают в АСИ, будут полезны практически для каждой перспективной позиции «Атласа новых профессий».
«Например, для специалиста по предотвращению экологических катастроф или специалиста по безопасности в наноиндустрии важно умение моделировать чрезвычайные ситуации, максимально приближенные к реальности, просчитывать все возможные последствия и находить эффективные методы их ликвидации. Прорабу-вотчеру для оценки хода строительства и его корректировки потребуются системы распознавания образов. Проектировщику интермодальных транспортных узлов пригодится умение визуализировать свои решения в стереоформате. Все эти компетенции школьники получат в AR/VR-квантуме и смогут применить их в любой индустрии – от создания игр до моделирования станции замкнутого цикла на Марсе!» – поясняют идеологи детских технопарков.

Сейчас в 37 субъектах уже открыта 51 площадка, как правило, на базе вузов или детских центров технического творчества. На постоянной основе здесь занимаются более 60 тыс. детей, около 500 тыс. участвуют в мероприятиях.

Предполагается, что к 2025 году «Кванториумы» появятся в каждом крупном городе во всех регионах страны. «Количество обучающихся составит 600 тыс., а всего в мероприятиях будут задействованы порядка 5 млн детей», – сообщила генеральный директор Федеральной сети детских технопарков «Кванториум» Марина Ракова.

Для большего охвата воспитанников по удалённым территориям России будет перемещаться технопарк на колёсах. Впервые модель передвижного «Кванториума» была продемонстрирована общественности в ноябре 2017 года на выставке «Россия – моя история. Россия – устремлённая в будущее», а затем комплекс повторно презентовали в марте этого года на форуме «Россия – страна возможностей».

Так же как и стационарный «Кванториум», технопарк на колёсах оборудован по последнему слову техники, а сопровождать его в пути будет команда высококвалифицированных педагогов и наставников. Их основная задача – научить ребят из самых удалённых уголков страны аддитивным, лазерным и космическим технологиям, ознакомить их с основами виртуальной и дополненной реальности, робототехники и других инженерных направлений.




Миссия выполнима

Основная миссия «Кванториумов» – ускоренное развитие технических способностей детей, которые в будущем должны вырасти в инженеров и учёных нового типа с изобретательным мышлением и развитыми навыками командной работы.

Здесь перед школьниками ставятся нетривиальные задачи, которые одновременно мотивируют их на получение новых знаний и подключают фантазию. Предполагается, что у каждого изобретения обязательно должно быть прикладное значение и оно должно решать какую-то реальную проблему. Например, детям предлагается создать и запустить собственную ракету для забора проб воздуха на высоте до 500 м, сконструировать VR-устройство или прибор для создания контролируемого тумана с помощью соли и песка. В процессе решения этих задач «кванторианцы» приобретают навыки прохождения процесса полного жизненного цикла создания инженерного продукта, сквозные изобретательские компетенции, такие как дата-скаутинг.

Все занятия проходят совершенно бесплатно. Хотя параллельно технопарк может вводить дополнительные коммерческие услуги – они разрабатываются индивидуально под каждый детский технопарк. Это могут быть, например, мастер-классы и воркшопы, семинары, выставки, конференции с приглашением известных учёных, успешных бизнесменов, показы в 3D-, 5D-кинотеатре, веб-камеры с трансляцией самых интересных мест планеты Земля, научные шоу для впечатлений, вдохновения и новых достижений в учёбе.

Практикоориентированность и инновационность – два основных принципа детских «Кванториумов». Поэтому в технопарке обязательно предусмотрены лаборатории и высокотехнологичные хай-тек-цеха. В распоряжении детей самое современное оборудование: от станков механо- и термообработки до операционных микроскопов для нейрохирургии, а также уникальное программное обеспечение для проведения экспериментов и демонстрации опытов.

Государство при этом задаёт достаточно жёсткие стандарты. Например, согласно установленному стандарту «Кванториум-максимум» (формат высокого оснащения) технопарк обязательно должен размещаться на обособленной площади свыше 800 кв. м и в нём должно быть реализовано более пяти образовательных естественно-научных и технических направлений.


Связь с производством

«Кванториумы» идут навстречу реальному производству и подстраиваются под нужды конкретных отраслей и предприятий.

Наглядный пример – технопарки, которые к началу нового учебного года откроются на базе Приволжской, Свердловской и Восточно-Сибирской детских железных дорог.
Специально под потребности железной дороги кванты объединили в три кластера: VR+промдизайн, Гео+IT, авто+энерджи+хай-тек. Те, кто выберет первое направление, займутся разработкой приложений с использованием дополненной реальности. В совместной зоне последнего учащиеся будут изучать системы автоматизации функций управления движением поезда, в том числе беспилотный транспорт, прорабатывать возможности использования альтернативных источников энергии на железных дорогах. И, наконец, третий кластер – «Гео и IT» – будет посвящён исследованиям вокзалов, путей и прилегающих территорий. Здесь школьники станут изучать природные и техногенные явления, задействуя геоинформационные технологии.

В РЖД отмечают, что образовательные программы разработаны с учётом наиболее перспективных технологий и рассчитаны на опережение в развитии инфраструктуры и сети.

По словам Марины Раковой, Детские железные дороги – хороший вариант для открытия детского технопарка. Во-первых, они удобно расположены, как правило в центре города, а во-вторых, хорошо оборудованы, в частности имеют интерактивные образовательные симуляторы, благодаря которым ребята смогут ознакомиться с работой железной дороги.

К тому же на Детских железных дорогах и в целом в железнодорожных школах развита культура инженерного творчества, весьма активно и эффективно работают кружки робототехники, моделирования и макетирования.

Так, в школе-интернате № 18 ОАО «РЖД» на станции Барабинск уже десять лет работает центр научно-технического творчества. Здесь дети создают макеты станций и перегонов, исторические панорамы, миниатюрные локомотивы и другую технику. А на занятиях кружка робототехники школьники создали робота-погрузчика, который высоко оценили эксперты в центре «Сириус» в Сочи.

Учащиеся школ РЖД регулярно принимают участие в региональных и всероссийских соревнованиях. Так, среди победителей Первой всероссийской «Кванториады» для учеников 8–10-х классов, интересующихся научно-техническим творчеством и изобретательством, которая прошла в декабре прошлого года, есть и несколько учеников железнодорожных школ. Между тем в финале «Кванториады», прошедшем в инновационном центре «Сколково», встретились 150 ребят из 23 регионов – так что конкуренция была высокой.

В первый день финала участникам необходимо было решить задачи по математике, физике и химии. Во второй – выполнить практическое задание в команде. Были представлены детские научные и инженерные проекты по номинациям: автономные транспортные системы, беспилотные летательные аппараты, биотехнологии, космические системы, энергетика и промышленный дизайн.

Юные железнодорожники соревновались в номинации «Промышленный дизайн». Команды представили особый велосипед, предназначенный для езды как по асфальту, так и по рельсам, причём они должны были усовершенствовать его по заданию организаторов прямо во время конкурса. В итоге получился аппарат, способный легко трансформироваться всего за две минуты и быстро отъезжать с пути (не менее чем на 1 м от ж/д пути не более чем за 12 секунд), он также может оповещать о приближении поезда, его направлении и времени прибытия в конкретную точку. Это новшество пригодилось бы, к примеру, путейцам, чтобы оперативнее перемещаться к месту работ.

Занятия в «Кванториумах» позволят юным железнодорожникам не только глубже погрузиться в инженерную среду, но и более подробно ознакомиться с особенностями работы РЖД, поскольку детские технопарки будут работать в тесной связке с производственным блоком. Заказчик в лице ОАО «РЖД» будет определять направления разработок, а учащиеся вместе с преподавателями решать, как это сделать. На Детских железных дорогах говорят, что готовы к решению самых серьёзных задач. В Департаменте управления персоналом ОАО «РЖД» полагают, что «Кванториумы» станут полезным инструментом профориентации и привлекут на железную дорогу не только учащихся ведомственных школ, но и ребят со стороны. Поэтому компания собирается расширять сеть технопарков и к 2025 году охватить ими все Малые магистрали.

Кстати, в обращении к Федеральному собранию Владимир Путин объявил о намерении запустить с нового учебного года проект ранней профориентации школьников «Билет в будущее». «Он позволит ребятам попробовать себя в деле в ведущих компаниях страны. Уже в этом году выделяем на эту инициативу 1 млрд руб.», – сообщил президент.

Мария Хлопотина
Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
Д. О’Коннор, А. Макдермотт
«Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Модель «5F» – Геометрия команды, создающая энергию. Краткое руководство к действию для лидеров
Максим Долгов
«Модель «5F» – Геометрия команды, создающая энергию. Краткое руководство к действию для лидеров». Издательство ИП М.В. Долгов 2019 год
Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем
Фил Барден
«Взлом маркетинга. Наука о том, почему мы покупаем». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100