Трудовые будни
Владимир Никитин
Владимир Никитин
начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.

Трудовые будни

Задача – рост эффективности работы персонала
Учитывая, что в транспортной компании порядка 40% затрат составляют затраты на персонал, то эффективность трудовых ресурсов – зона особого внимания.

Для определения необходимой численности персонала в компании создана нормативная база – более 400 сборников норм времени и нормативов численности, включающих около 100 тыс. норм труда, типовые штатные расписания. Она постоянно актуализируется.

Специалисты по организации и нормированию труда работают во взаимодействии с инженерным блоком компании. Например, в результате изменения периодичности обслуживания и контроля инфраструктуры на разных классах железнодорожных линий и изменения периодичности проверки верхнего строения пути вагонами-дефектоскопами были пересмотрены нормативы и снижена численность персонала.

Следующий вопрос – рациональное использование рабочего времени. Критерии определения требуемой численности персонала задаются из корпоративного центра, здесь же разрабатываются и утверждаются нормативные документы, а рациональное использование рабочего времени – это область деятельности руководителей и специалистов всех уровней. Для этого проводится исследование рабочего времени (фотографии рабочего дня, хронометражи); применяются инструменты бережливого производства (картирование, 5S, визуализация и другие); изучаются лучшие практики (применяется как внутренний, так и внешний бенчмаркинг). На основании этого руководители принимают решения по оптимизации производственных процессов, повышении их эффективности. Например: совмещение профессий или расширение зон обслуживания (решается проблема малозагруженных/ незагруженных рабочих мест); изменение режимов труда, в том числе применение гибких форм организации труда; оптимизация организации производственного процесса (например, изменение/перенос пунктов явки локомотивных бригад, изменение схем доставки работников/ материалов и др.); совершенствование организационно-штатной структуры.

Подготовка таких предложений на полигоне железных дорог – одна из задач центров повышения эффективности трудовых ресурсов, которые созданы в результате трансформации дорожных лабораторий методов и нормирования труда. В этом году в качестве «пилота» такие центры созданы на Свердловской и Куйбышевской железных дорогах.

И, наконец, по вопросу квалификации персонала. В компании применяется более тысячи наименований профессий и должностей работников, 196 из них – специфичные для железнодорожного транспорта. ОАО «РЖД» является активным участником вводимой в стране национальной системы квалификаций, фундамент которой – профессиональные стандарты. На текущий момент утверждено 55 профстандартов, специфичных для железнодорожного транспорта, ещё три находятся на утверждении. Они охватывают примерно 70% от численности работников холдинга «РЖД» по 135 профессиям и должностям. До конца 2020 года по «своим» стандартам разработка должна быть завершена. На предприятиях железнодорожного транспорта также используется 121 стандарт, разработанный иными организациями по межотраслевым видам деятельности с участием экспертов компании.

С развитием технологий появляются новые профессии. Инициатором их введения выступают технический и производственный блоки компании. Процедура содержит регламентированные шаги: описание трудовых функций; формирование требований по квалификации; разработка профессионального стандарта; внесение изменений в нормативную базу; разработка и внедрение оценочных средств.

Так, в 2017 году были разработаны объединённые профессии: монтёр и бригадир по обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры для дистанций инфраструктуры, оператор по управлению и обслуживанию локомотива для новой технологии дистанционного управления горочными локомотивами.

Сейчас разрабатываются профстандарты для электромеханика железнодорожной инфраструктуры; мастера и начальника участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, которые будут использоваться на малоинтенсивных участках; для дежурного по горочному автоматизированному комплексу, осуществляющего управление движением поездов с помощью системы интеллектуального управления перевозочным процессом.

Именно системная работа обеспечит производство своевременно и качественно подготовленным работником, а в совокупности принимаемых мер в компании – эффективно работающим персоналом.
Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос
Билет в будущее

К 2025 году «Кванториумы» могут появиться на всех Малых магистралях

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru