Нужные люди

Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье
Во времена СССР население российского Севера и Дальнего Востока было мобильным: люди приезжали сюда заработать. По переписи 1959 года, в Северо-Байкальском районе Бурятии проживали 6,7 тыс. человек, через 20 лет, когда ввели в эксплуатацию первые участки БАМа, численность населения района была уже 38,2 тыс. человек, спустя ещё 10 лет, в 1989 году, – 40,7 тыс. человек. С развалом советской экономики поездки за «длинным рублём» утратили смысл. Сегодня на Дальнем Востоке и в Забайкалье, на территории почти в 7 млн кв. км живут немногим более 7,2 млн человек. Плотность населения в Дальневосточном федеральном округе составляет всего 1,4 человека на 1 кв. км, тогда как в среднем по стране – 8,4 человека на 1 кв. км. Люди продолжают покидать Дальний Восток: из-за климата, невысокого уровня заработной платы, снижения доступности и качества социальных услуг, особенно в отдалённых от региональных центров населённых пунктах. Как в РЖД решают проблему с нехваткой кадров на Дальнем Востоке, выяснил «Пульт управления».


Дальневосточный акцент

Заседание Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона состоялось 10 августа текщего года. Главный вопрос повестки дня – задачи по достижению значений показателей социально-экономического развития регионов Дальнего Востока – форпоста страны в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) – выше среднероссийского уровня.

Возрождение территории, занимающей около 40% страны, объявлено национальным стратегическим и геополитическим приоритетом на весь XXI век. Среди ключевых задач ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года» – обеспечение крупномасштабного притока инвестиций; создание новых высокоэффективных несырьевых производств, ориентированных на рынок сбыта АТР; ускоренное развитие инфраструктуры. Но для «нового» Дальнего Востока нужны в первую очередь люди, поэтому в интересах государства и бизнеса – «развернуть» на 180 градусов миграционные потоки, сделав регион привлекательным не только для работы, но и для жизни.

Кадровые вопросы в дальневосточных регионах присутствия РЖД стоят не менее остро. Для Забайкальской и Дальневосточной дирекций инфраструктуры, к примеру, проблемной зоной является путевое хозяйство, где не хватает более 160 монтёров на текущем содержании пути. По данным Департамента управления персоналом ОАО «РЖД», острый дефицит трудовых ресурсов испытывают дистанции пути Сковородино, Магдагачи, Могоча, Зилово, Амазар, Ерофей Павлович, Приморская, Юктали, Верхнезейск, Тырма.

Проблемы, как правило, решаются с помощью командирования работников из подразделений-«доноров» соседних регионов, направления в удалённые подразделения молодых специалистов, приглашения опытных квалифицированных руководителей с соответствующей мотивацией,

Кроме того, в этом году в компании утверждено Положение об особенностях организации и оплаты труда работников структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД», работающих вахтовым методом. При крайней необходимости вахтовый метод в функциональном филиале компании может быть локально введён распоряжением руководства компании.

Применение «вахты» на железной дороге чревато дополнительными затратами и ограничивается отраслевой спецификой. «Производственные процессы в отрасли подразумевают выполнение работы подготовленными, высококвалифицированными кадрами. Нет уверенности в качестве работы тех, кто приехал на время. На железной дороге должен быть «хозяин» – рабочий, бригадир, начальник участка или структурного подразделения», – говорит председатель Роспрофжела Николай Никифоров.



С развитием Восточного полигона сохранению и закреплению кадров на БАМе компания уделяет особое внимание. «Перед нами стоит задача удержать уже существующий контингент и привлечь новых сотрудников. К 2025 году с учётом увеличения объёмов перевозок на БАМе потребуется дополнительно более 1500 новых работников», – говорит начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» (ЦКАДР) Сергей Саратов.

В краткосрочной перспективе дефицит рабочей силы в регионе может заметно увеличиться, что создаёт риски для реализации долгосрочных планов компании по развитию и эффективному использованию пропускных мощностей Восточного полигона. Чтобы их минимизировать, планируется реализовать целый комплекс мотивационных мероприятий, направленных на привлечение и сохранение персонала на территории БАМа.

Программа, которую планируется утвердить до конца текущего года, предусматривает строительство жилья и организацию модульных городков, расширение социальных гарантий, увеличение размера вознаграждения за стаж работы на БАМе.

Начиная с 2000 года размер среднемесячной заработной платы по регионам Севера и Дальнего Востока и её среднероссийское значение имеют тенденцию к сближению. «Это свидетельствует о снижении эффективности существующей в стране системы районного регулирования оплаты труда в части компенсации повышенной стоимости жизни на отдалённых территориях, – уверен Николай Никифоров. – Раньше туда ехали не только за романтикой, но и за хорошими деньгами: по возвращении можно было квартиру на «западе» приобрести, машину купить… Сегодня районные коэффициенты не позволяют в полной мере решать вопросы материальной мотивации персонала».

В качестве дополнительной мотивации работников подразделений Восточного полигона в компании был разработан и утверждён механизм единовременного вознаграждения за стаж работы в районе Байкало-Амурской магистрали. За 5 лет работы на БАМе работник может получить половину месячной тарифной ставки (оклада), за 10 лет – одну ставку, за 15 и далее каждые 5 лет – полторы.

Это положение действует с 1 января 2014 года. Между тем, по оценкам специалистов отдела организации и оплаты труда Восточно-Сибирской железной дороги, размер поощрения (в среднем 20 тыс. руб.), которое выплачивается один раз в 5 лет, сегодня не оказывает значительного влияния на решение специалиста остаться на БАМе.

Для поддержания конкурентоспособного уровня зарплаты бамовцам устанавливаются также зональные надбавки.

Среди мер, направленных на привлечение и закрепление персонала в регионах развития, – поддержка молодых специалистов. В компании предусмотрен льготный порядок исчисления размера процентных надбавок молодым сотрудникам, работающим в регионах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Соответствующие изменения в Положение о корпоративной системе оплаты труда ОАО «РЖД» были внесены в августе 2017 года: если на уровне субъекта РФ есть решение о выплате молодым бюджетникам процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных местностях в полном размере уже с первого дня работы (при условии, что работник проживал до начала трудовой деятельности в этих районах не менее 5 лет), то молодым железнодорожникам также может устанавливаться такая надбавка с первого дня работы (из бюджета ОАО «РЖД»).

Сегодня подобные решения приняты на уровне субъектов в Республике Саха (Якутия), Амурской области и Хабаровском крае, но нет их, к примеру, в Бурятии и Приморском крае, Свердловской и Тюменской областях, Еврейской автономной области. В связи с чем Роспрофжел инициировал сбор голосов на сайте Российской общественной инициативы за единообразный подход к льготному порядку начисления надбавок молодым работникам на общефедеральном уровне с внесением соответствующих поправок в Трудовой кодекс.


Там и пригодился

«В основе работы по укомплектованию персоналом лежит перспективное планирование. Уже сейчас мы понимаем, какое количество специалистов нам необходимо принимать на работу в компанию до 2025 года. На основе многолетней статистики и её анализа мы планируем подготовку специалистов в университетских комплексах железнодорожного транспорта», – говорит Сергей Саратов.

Если человек вырос на Севере или на Дальнем Востоке, больше шансов, что он туда вернётся или там останется. В компании по-прежнему делают ставку на профориентацию: на линейных станциях ежегодно, начиная с сентября, представители региональных дирекций вместе с HR-специалистами организуют встречи со школьниками и их родителями (охват более 1 тыс. человек), чтобы привлечь ребят на учёбу в ДВГУПС и его филиалы. Кстати, благодаря этой профориентационной работе план целевого набора 2018 года выполнен на 100%. В сложной демографической ситуации и в условиях острой межвузовской конкуренции заключено 236 договоров на подготовку специалистов по программам высшего образования, при этом 84% – договоры со школьниками из небольших населённых пунктов, прилегающих к отдалённым станциям.

Количество целевиков в ближайшие годы сокращаться не будет, говорят в ЦКАДРе. Напротив, с учётом государственных приоритетов по развитию Дальнего Востока ежегодный целевой приём в макрорегионе планируется увеличить к 2025 году до 300 человек.

Что касается техникумов и колледжей, отмена в 2014 году целевого приёма на обучение по программам среднего профессионального образования (СПО) ограничила доступ к образованию абитуриентов, имеющих мотивацию работать в компании фактически по месту своего жительства. Общий контингент целевиков сократился на 1205 человек (с 3485 до 2280). Однако, благодаря усилиям компании, поддержке бизнес-сообщества и ряда депутатов, уже с 2019 года на законодательном уровне предусмотрен механизм, позволяющий структурным подразделениям отбирать кандидатов на целевую подготовку по программам СПО в техникумах и колледжах, а наличие подписанного договора на целевое обучение будет являться преимуществом при зачислении абитуриента.

Наиболее эффективным решением проблемы комплексной модернизации социальной инфраструктуры Севера и Дальнего Востока видится объединение ресурсов в различных формах государственно-частного партнёрства. Так, на недавнем круглом столе в ИА «Россия сегодня», посвящённом развитию Дальнего Востока, гендиректор камчатского ЗАО «Агротек холдинг» Владимир Рубахин озвучил позицию относительно мотивации молодых специалистов родом с Дальнего Востока, получивших образование в центральных регионах страны. «Необходимо обеспечить им возможность осуществить первый взнос по ипотеке за счёт безвозмездного жилищного сертификата. Это будет весомым стимулом, чтобы вернуться в родные пенаты. Мы оценили стоимость такого сертификата в 300–500 тыс. руб. И социальную ответственность в этом случае должны разделить государство и бизнес. Свои предложения мы направили в правительство».

С позиции работодателей перспективными направлениями совместной деятельности в рамках ГЧП в регионах развития ДФО и Забайкалье могли бы стать строительство жилья с возможностью его выкупа на льготных условиях в зависимости от стажа работы и сопутствующей инфраструктуры (либо передача на безвозмездной основе работникам, отработавшим определённый период в данной местности); компенсация расходов на высокотехнологичную медицинскую помощь и ЖКУ; обеспечение бесплатным санаторно-курортным лечением для всех членов семьи работника.

На ЗабЖД разрешили при поездке в отпуск компенсировать расходы на авиаперелёт (один раз в два года). Сегодня профсоюз от лица забайкальских железнодорожников выступает с предложением разрешить приобретать путёвки в местные санатории на льготных условиях, поскольку здравницы «РЖД-Здоровье» в регионе отсутствуют.

Как сказал врио главы Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев, выступая на вышеупомянутом круглом столе, «мы должны исходить в первую очередь из интересов этих людей, из создания для них условий ничуть не хуже, чем в средней полосе страны».

Ольга Лариохина
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос
Билет в будущее

К 2025 году «Кванториумы» могут появиться на всех Малых магистралях

Рубрики: Кадровый вопрос
Азбука роста

В ОАО «РЖД» актуализировали Положение о кадровом резерве

Рубрики: Кадровый вопрос

Библиотека Руководителя

Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000
Ли Куан Ю
«Из третьего мира – в первый. История Сингапура 1965–2000». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2016 год
Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху
Джошуа Купер Рамо
«Седьмое чувство. Под знаком предсказуемости: как прогнозировать и управлять изменениями в цифровую эпоху». Издательство «Эксмо», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100