Люди-трансформеры

Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором
Динамичное развитие технологий неминуемо влияет на рынок труда. Данные доклада Всемирного экономического форума The Future of Jobs 2018 («Будущее рабочих мест – 2018»), выпущенного совместно с Евразийским институтом конкурентоспособности и консалтинговой компанией Strategy Partners Group, свидетельствуют о том, что уже к 2022 году исчезнет до 75 млн традиционных рабочих мест. «Однако паниковать не следует: благодаря новым технологиям появится ещё 133 млн рабочих мест. Распространённое опасение, что роботы и алгоритмы лишат людей работы, не обоснованно», – говорит партнёр компании Strategy Partners Group, Алексей Праздничных, руководивший подготовкой доклада ВЭФ в России.


Наступление роботов

Главная угроза для традиционных профессий сегодня – роботизация. По мнению Алексея Праздничных, пока в большинстве случаев роботы могут взять на себя лишь часть операций, которые выполняет конкретный сотрудник. «В среднесрочной перспективе автоматизировать на 70% и больше получится лишь менее четверти рабочих мест», – считает он.

Оксфордские учёные из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology предположили, что уже в ближайшие двадцать лет 45% рабочих мест в развитых странах займут роботы и компьютерные программы. Эксперты из Global Education Futures и WorldSkills Russia также уверены, что роботы в скором времени будут выполнять большую часть производственных функций. «Роботы могут работать со скоростью, недоступной для человека, а протоколы коммуникации машина – машина позволят им достичь абсолютной согласованности действий и поддерживать единый ритм», – говорится в подготовленном исследователями докладе «Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире».

У компьютера есть ещё ряд преимуществ: он не устаёт, качество его работы не зависит от настроения и самочувствия, а содержание обходится дешевле, чем оплата труда работника. Вдобавок с переходом на машинный труд устраняются риски, связанные с пресловутым человеческим фактором.

К максимально возможной автоматизации и компьютеризации стремятся предприятия по всему миру. Два года назад в Объединённых Арабских Эмиратах впервые построили офисное здание с помощью 3D-принтера. В работе участвовали всего 19 человек, а проект обошёлся на 50% дешевле, чем традиционное строительство. В Европе успешно проходят тесты грузовые караваны, в которых человек управляет лишь одной машиной, а за ним следуют самоуправляемые грузовики. Машиностроительные заводы переходят на работу по принципу «роботы делают роботов», причём роботизированные комплексы обладают способностью к самообучению.

По сути, человек в прямом и переносном смысле отходит от конвейера и переключается на дистанционное управление. Это и приводит к исчезновению целых профессий.
«Боты берут на себя удалённое общение с клиентами. В обслуживании посетителей общепита или гостиниц используются роботы-хостес. Специалисты утверждают, что через шесть лет робокассы займут половину рабочих мест кассиров-людей. Роботы заменят сотрудников в логистике, например кладовщиков, ведь они могут быстрее обрабатывать массивы данных», – говорит генеральный директор Центра развития бизнеса и карьеры «Перспектива» Наталья Сторожева.

В первую очередь могут исчезнуть профессии, которые предполагают выполнение однотипной рутинной работы. «В основном это профессии, связанные с механическим и ручным трудом. Юристов, бухгалтеров, страховых агентов или финансовых аналитиков через некоторое время могут заменить роботизированные системы», – говорит руководитель направления «Функциональное развитие» Корпоративного университета компании «Сибур» Юлия Городишенина.

На железнодорожном транспорте такой исчезающей профессией, по мнению Агентства стратегических инициатив, станет машинист товарного состава. «С каждым годом беспилотные системы управления становятся более совершенными. В первую очередь они будут установлены на поезда линий метрополитена и на грузовые подвижные составы, человек же будет подключаться только при возникновении форс-мажорных ситуаций. После 2020 года автопилотирование товарным составом будет становиться отраслевым стандартом», – прогнозирует составленный АСИ «Атлас новых профессий».


Превращение профессий

Появление современной высокопроизводительной техники приводит к усложнению существующих профессий, расширению их функционала. К примеру, врачам уже недостаточно медицинских знаний, им необходимо осваивать медицинские информационные системы, уметь пользоваться системами конференц-связи и удалённой диагностики. В промышленности возникает потребность в специалистах с взаимосвязанными компетенциями, позволяющими проектировать и адаптировать новые продукты. «Для качественного выполнения функционала специалист будущего должен обладать двумя-тремя профессиями одновременно. Важными качествами для профессионала будущего выступают гибкость и адаптивность, способность работать в межфункциональных командах, на разных языках и в разных культурах», – отмечает Юлия Городишенина.

В прошлом году в ОАО «РЖД» разработали профстандарт для монтёра по обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры. Это новая профессия, совмещающая функционал монтёра пути, электромонтёра устройств сигнализации, централизации и блокировки и частично электромонтёра связи.

На малодеятельных линиях помощники машинистов осваивают дополнительно функционал составителя поездов, осмотрщика вагонов, кондуктора грузовых поездов. В свою очередь, второй профессией составителя поездов может быть осмотрщик или осмотрщик-ремонтник вагонов. Машинист железнодорожно-строительной машины может выполнять функции составителя поездов, а дежурный по переезду – дежурного стрелочного поста.

Изменение техники, технологии, появление новых или изменение действующих функций становятся предпосылками для создания абсолютно новых профессий.

В «Атласе новых профессий» фигурируют 186 новых профессий, которые появятся к 2030 году. Так, в строительной отрасли появятся BIM-менеджер-проектировщик (BIM – цифровое моделирование), архитектор «энергонулевых» домов (специалист, занимающийся проектированием энергетически автономных домов, полностью обеспечивающих себя необходимой энергией за счёт её микрогенерации). В авиации потребуются проектировщики интерфейсов беспилотными летательными аппаратами, а в металлургии – конструктор новых металлов и супервайзер оборудования (специалист с компетенциями в мехатронике и инженерии, сопровождающий и обслуживающий высокотехнологичное оборудование на всём жизненном цикле).
«Основные направления инновационного развития ОАО «РЖД» подразумевают изменение технологий и переход на цифровое управление железнодорожным транспортом. Под эти новые системы и технологии нужны люди, которые их будут обслуживать, нужны новые профессии», – рассказывает первый заместитель начальника Департамента организации, оплаты и мотивации труда ОАО «РЖД» Андрей Тихомиров.

Как рассказал «Пульту управления» Андрей Тихомиров, ОАО «РЖД» с 2017 года активно занимается разработкой профессиональных стандартов на новые профессии и должности: «На данный момент уже разработаны профстандарты для машиниста-оператора, который дистанционно управляет локомотивом, бригадира (освобождённого) участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, электромеханика железнодорожной инфраструктуры, мастера и начальника участка по обслуживанию и ремонту устройств железнодорожной инфраструктуры, которые будут использоваться на малоинтенсивных участках».

В настоящее время актуализируются профстандарты для дежурного по горочному автоматизированному комплексу, управляющему движением поездов с помощью системы интеллектуального управления перевозочным процессом, осмотрщика-ремонтника грузовых вагонов с учётом функций коммерческого осмотра, электромеханика дистанции сигнализации, централизации и блокировки с учётом функций ручного управления стрелками станций с поста ЭЦ в экстренных ситуациях на станциях, переведённых на диспетчерскую централизацию.

В июне на базе Московского учебного центра профессиональных квалификаций РЖД провели форсайт-сессию по перспективам инновационного развития железнодорожного транспорта на период до 2020–2025 годов в соответствии с долгосрочной программой развития компании.
«Вместе с коллегами из кадрового и производственного блока мы рассматривали программу инновационного долгосрочного развития и изучали новые технологии, которые появятся к 2025 году. Цель сессии – определить будущие потребности в компетенциях в контексте инноваций», – поясняет Андрей Тихомиров.

Среди основных направлений инновационного развития ОАО «РЖД» сегодня автоматический сбор и обработка данных о состоянии подвижного состава и инфраструктуры, внедрение безлюдных технологий в работу станций и управление поездами, использование цифрового моделирования при строительстве железнодорожных объектов (BIM-технологии). Параллельно внедряются инновационные материалы, конструкции, технические системы, телекоммуникационные решения.

Участники форсайт-сессии определили компетенции работников, необходимые для выполнения данных технологий, и, исходя из этого, составили перечень из 44 новых перспективных профессий и должностей.

Так, управлением и обслуживанием железнодорожного подвижного состава на участке ВСМ будет заниматься пилот высокоскоростного поезда или оператор по управлению высокоскоростным железнодорожным подвижным составом (название будет зависеть от внедрённой технологии). Обеспечением непрерывного контроля и бесперебойности производственных процессов по ремонту и обслуживанию объектов инфраструктуры – операторы беспилотных летательных аппаратов.

В сегменте ремонтно-восстановительного обслуживания появится специальность проектировщика 3D-печати, а в сфере управления персоналом – куратора персональных данных. Архитекторы интеллектуальных систем управления будут выстраивать алгоритмы IT-управления и обеспечивать работу нейросетей.

Обслуживание устройств безопасности, микропроцессорных систем управления потребует появления специалистов по кибербезопасности, системных интеграторов и архитекторов системы искусственного интеллекта. Осмотрщики вагонов станут операторами дистанционного осмотра вагонов, инженеры-конструкторы – инженерами-архитекторами цифровой инфраструктуры.
«В список новых профессий также включён оператор системы управления беспилотными локомотивами, системный администратор сетей связи, специалист по моделированию производственных процессов в виртуальном пространстве, специалист по компетенциям и оценке персонала», – добавляет Андрей Тихомиров.

Чтобы новая профессия окончательно оформилась, её создатели должны пройти несколько этапов. Первое – создание профстандарта на основе внедряемой технологии. В ОАО «РЖД» разработкой и актуализацией профстандартов занимается Центр организации труда и проектирования экономических нормативов. Такая работа занимает обычно от полугода до года. После того как профессиональный стандарт разработан и согласован, он утверждается на Национальном совете по профессиональным квалификациям при президенте РФ. Затем новая профессия или должность вносится в государственный информационный ресурс «Справочник профессий», который ведёт Минтруд. Уже на основе профстандарта разрабатываются стандарты образовательные и программы профессионального обучения. Только после этого можно считать, что на рынке появилась новая профессия.


Будущее за гибкими специалистами

В перспективе потребность в квалифицированном инженерно-техническом персонале будет только увеличиваться. Перед специалистами будущего будут стоять задачи, которые потребуют творческого подхода и готовности к сотрудничеству с людьми и с системами искусственного интеллекта. «Крайне важно уметь адаптироваться и развивать новые компетенции в своей профессии. В нашей жизни появилось понятие long-life education, или «обучение длиною в жизнь». А с внедрением цифровых технологий способность перестраиваться становится всё более важной. Мы стоим на пороге мира быстрых изменений, так называемого VUCA-мира (volatility, uncertainty, complexity, ambiguity). Главный вопрос в области управления талантами – какими компетенциями необходимо обладать сотрудникам, чтобы соответствовать темпам развития компании, – отмечает Юлия Городишенина. – Мы определили топ-5 навыков будущего, которые пригодятся любому профессионалу: открытость новому, адаптивность, умение параллельно решать множество задач; кросс-функциональность, умение работать в команде, мыслить разносторонне, наличие знаний в смежных областях; способность развиваться самому, создавать вокруг себя развивающую среду и развивать людей в команде; умение выстраивать коммуникации, слышать, воспринимать».

По её словам, сегодня ощущается острая нехватка цифровых специалистов, а именно digital-специалистов новейших направлений – аналитиков и инженеров данных, разработчиков, UX-дизайнеров, скрам-мастеров. «Цифровизация задаёт направление для развития и популяризации новых профессий», – уверена Юлия Городишенина.

Если говорить о новых и перспективных профессиях, то в логистической и транспортной отраслях к 2022 году возрастёт доля инженеров машинного обучения, разработчиков ПО, профессионалов, занимающихся анализом данных, проектировщиков мобильных платформ и приложений. По-прежнему актуальным останется спрос на специалистов по продажам и маркетологов. «В авиационной отрасли и туризме вырастёт потребность в разработчиках пользовательских интерфейсов, проектировщиках интерактивных сред, менеджерах по продукту, специалистах по информационной и технической безопасности, по коммуникациям», – считает Алексей Праздничных.

Как отмечает Юлия Городишенина, востребованный сотрудник промышленной компании сегодня – это человек, который не ожидает чётких приказов и инструкций сверху, это профессионал с широким кругозором, способный работать на опережение и изучать технологии, которые ещё находятся в разработке.

Мария Абдримова



Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос
Билет в будущее

К 2025 году «Кванториумы» могут появиться на всех Малых магистралях

Рубрики: Кадровый вопрос

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100