Технологическое развитие отраслей требует от будущих специалистов владения востребованными IT-навыками. Чтобы выпускники соответствовали запросам рынка труда, в образовательный процесс активно внедряются современные технологии и инновации. В отраслевых вузах идут ещё дальше: чтобы студенты получали самые актуальные знания и навыки, соответствующую переподготовку проходят и преподаватели.
фото: 123rf/legion-media
Переподготовка позволяет педагогам не только углубить свои знания в области информационных технологий, но и освоить новые методики преподавания. Сегодня в фокусе IT-внимания преподавателей – искусственный интеллект (ИИ). ИИ-технологии востребованы во многих сферах и отраслях, в том числе на транспорте.
Курсы в области искусственного интеллекта реализуют как сами учебные заведения, так и компании, обладающие необходимой экспертизой. Так, активную работу в области ИИ-подготовки преподавателей сегодня ведёт Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). В вузе реализуется комплексный проект по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава НИУ ВШЭ в области использования искусственного интеллекта.
Помимо этого НИУ ВШЭ совместно с Альянсом в сфере искусственного интеллекта (объединяет ведущие технологические компании для совместного развития их компетенций и ускоренного внедрения искусственного интеллекта в образовании, научных исследованиях и в практической деятельности бизнеса. – Ред.) проводит обучение преподавателей российских университетов по ИИ-программе дополнительного профессионального образования. В прошлом году подготовку по ней прошли более 700 педагогов.
«Основная цель обучения с практической точки зрения – предложить коллегам как можно больше разнообразных материалов в области ИИ, которые будут им полезны при подготовке и проведении занятий», – подчеркнул заместитель декана по международному сотрудничеству, коммуникациям и дополнительному образованию факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Сергей Карапетян.
![228861259_l.jpg 228861259_l.jpg](/upload/medialibrary/320/3h48grvobeb8tyon1yhpxggvbmmumk1s/228861259_l.jpg)
фото: 123rf/legion-media
В процесс ИИ-переподготовки сегодня вовлечены и педагоги отраслевых вузов. И это неудивительно, ведь в настоящее время ОАО «РЖД» реализует стратегические проекты по развитию современных технологий – в компании разработана и утверждена Концепция применения искусственного интеллекта.
Так, представители Приволжского государственного университета путей сообщения (ПривГУПС) – заместитель проректора по учебной работе и цифровой трансформации вуза Александр Комолов и доцент кафедры «Цифровые технологии» Ирина Тюжина – прошли обучение по программе дополнительного профессионального образования Альфа-Банка и Национального исследовательского университета ИТМО «Современный искусственный интеллект в высшей школе». В рамках конкурсного отбора на программу было подано более 1,5 тыс. заявок, из которых было выбрано 150 участников. Обучение проходило с 23 сентября по 22 ноября и включало в себя лекции и практические занятия, нацеленные на углублённое понимание концепции и особенности применения ИИ в различных сферах (экономике, производстве, образовании и других). Слушатели изучили широкий спектр тем: от общих вопросов и этики в сфере искусственного интеллекта до практических задач и методических особенностей преподавания ИИ-дисциплин в вузах.
В ходе заключительного этапа обучения (трек «Преподавание искусственного интеллекта») участники программы успешно защитили проекты, которые разрабатывали в составе команд на протяжении всего курса. Их работы оценивали члены жюри – ведущие специалисты в области ИИ из Университета ИТМО и Альфа-Банка.
По мнению Александра Комолова, обучение новым технологиям и применение инноваций в образовании важно с точки зрения совершенствования учебного процесса в современном вузе. «Важно приобретение опыта использования искусственного интеллекта при разработке компонентов образовательных программ: рабочих программ учебных дисциплин, практик, а также учебных материалов и оценочных средств. Знания, полученные в ходе освоения программы, дают такую возможность», – пояснил он.
Ирина Тюжина ведёт в университете дисциплины «Системы искусственного интеллекта» и «Технологии искусственного интеллекта». Подготовка по программе позволила ей усилить собственные IT-компетенции.
«Дисциплина относительно новая для большинства направлений подготовки, но дорогу осилит идущий. Было интересно, как технология реализуется в других вузах, какое видение есть по наполнению и структуре курсов и программ у коллег. «Современный искусственный интеллект в высшей школе» от ИТМО и Альфа-Банка – это уникальный опыт и новые знания в области искусственного интеллекта, – рассказала Ирина Тюжина. – За время обучения мы изучили полезные материалы, улучшили свои электронные курсы, обменялись реальным опытом с коллегами и экспертами по преподаванию и внедрению элементов ИИ в образовательный процесс. Уверена, что лекции и курсы по искусственному интеллекту после этого обучения станут более содержательными и интересными для наших студентов».
В Российском университете транспорта (МИИТ) также была реализована ИИ-программа повышения квалификации преподавателей «Применение искусственного интеллекта при решении актуальных задач транспортной отрасли». Её организовали кафедра «Управление и защита информации» Института транспортной техники и систем управления и центр «Высшая школа педагогического мастерства» РУТ (МИИТ).
Обучение прошли более 100 преподавателей из разных подразделений вуза. Педагоги рассмотрели актуальные аспекты создания математического и программного обеспечения интеллектуальных транспортных систем. Программа обучения включала в себя лекции, которые в онлайн-формате проводили эксперты АО «ВНИИЖТ». «Программа повышения квалификации вызвала большой интерес у слушателей: обсуждалось много вопросов, участники делились своим опытом о перспективах применения машинного обучения в их предметных областях», – отметили в РУТ (МИИТ).
По итогам обучения был проведён тематический круглый стол, на котором слушатели программы и эксперты в сфере ИИ обсудили связь фундаментальных дисциплин математического и информационного циклов с вопросами машинного обучения.
Юлия Антич