Центробежная сила

Центробежная сила

В России развивается сеть ТЛЦ
В последние годы наметился тренд на развитие терминально-складской инфраструктуры, в частности транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Они способствуют формированию единого транспортного пространства. Эксперты отмечают, что в ближайшие годы спрос на создание новых мощностей для контейнеров сохранится.

фото: 123rf/legion-media
В настоящее время Минтранс России совместно с холдингом «РЖД» актуализируют генеральную схему развития сети ТЛЦ, которая должна быть утверждена Правительством РФ в ближайшее время. Ранее ведомство продлило действие проекта «Формирование сети транспортно-логистических центров», реализация которого должна была завершиться в этом году. Крупнейшие инвесторы проекта – холдинг «РЖД», «ТрансКонтейнер» и Группа «Фининвест». Суммарный объём частных инвестиций в проект – более 160 млрд руб.

В сентябре первый замминистра транспорта Валентин Иванов в ходе ВЭФ-2024 рассказал, что к 2030 году мощности ТЛЦ в РФ вырастут в 2,5 раза, превысив 18 млн ДФЭ. Так, планируется построить 65 терминалов в рамках ведомственного проекта до 2030 года.

ОБЪЯТЬ ВСЮ СЕТЬ РЖД

Сегодня вопросы развития ТЛЦ определяются интересами основных игроков рынка логистики. Национальный железнодорожный перевозчик – ОАО «РЖД» – продолжает развивать собственную сеть центров комплексного обслуживания владельцев груза по всей сети железных дорог России – от Калининграда до Владивостока. Всего в портфеле Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) 645 мест общего пользования по всей стране. К ним относятся 14 ТЛЦ, порядка 130 грузовых терминалов, небольшие грузовые дворы – грузовые площадки (где работа построена по принципу мобильных бригад), пункты промывки вагонов и железнодорожные пункты пропуска, отмечал ранее начальник ЦМ ОАО «РЖД» Алексей Бельский.

При этом все проекты ЦМ ОАО «РЖД» реализуются непосредственно по инвестпрограмме холдинга. По словам Алексея Бельского, в 2024 году компания выделила на эту работу около 3,5 млрд руб. По последним оценкам экспертов, экономически обоснованный срок окупаемости крупного ТЛЦ – около 12 лет, грузового терминала – 7–9 лет.

Как ранее сообщал заместитель начальника (по развитию) ЦМ ОАО «РЖД» Николай Кириллов, сегодня ЦМ РЖД реализует более 20 проектов в разных регионах страны. Часть из них находится на стадии проектирования, часть – на этапе строительства.

К крупным проектам относятся сетевые ТЛЦ федерального уровня, такие как «Южный порт» (Москва), «Сыктывкар» (в Центральной России), «Челябинск-Грузовой» на Урале, грузовые терминалы «Находка», «Уссурийск», ТЛЦ «Артём», ТЛЦ «Хабаровск-2», ТЛЦ «Первая Речка».

На названных площадках железнодорожники реализуют комплекс услуг, в том числе и совместных, с ЦФТО и дочерними обществами холдинга – «РЖД Логистика», «РЖД Бизнес Актив» (РЖД БА), ФГК и ТЛЦ «Белый Раст».

НОВЫЕ ТОЧКИ

Новые ТЛЦ возводятся в точках «входа и выхода» на сеть РЖД: в локациях вблизи погранпереходов, морских портов, включая тыловые терминалы, а также в центрах грузогенерации и грузопотребления. Тем не менее новые терминалы также появляются в регионах, где ранее не было высокого уровня контейнеризации.

Так, в конце декабря ЦМ ОАО «РЖД» совместно с правительством Чеченской Республики торжественно открыли универсальный грузовой терминал «Грозный».

Железнодорожники модернизировали существующие на ТЛЦ площадки для выгрузки тарно-штучных и тяжеловесных грузов и построили новую контейнерную площадку (общей площадью 4500 кв. м), на которой можно будет разместить до 500 ДФЭ. Суммарно на реализацию проекта по всем источникам финансирования направлено более 140 млн руб.

Как отмечает Николай Кириллов, проведённая модернизация ТЛЦ «Грозный» позволит оптимизировать и совершенствовать логистику Чеченской Рес­публики, в том числе за счёт возможности приёма и отправления грузов в контейнерах. В скором времени регион примет первый контейнерный поезд.

ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Терминально-складская инфраструктура в первую очередь развивается за счёт частных инвестиций, подчёркивает Игорь Смирнов. В этой связи можно отметить усилия следующих игроков рынка: «РЖД Бизнес Актив», «ТрансКонтейнер» и ООО «ЛОГОПЕР» (входит в Группу «Фининвест»).

Отметим, что под управлением РЖД БА находится сеть из 11 опорных терминалов в крупных регионах зарождения и поглощения грузопотоков: Ступино, Сборная-Угольная, Сыктывкар, Безымянка, Томск-Грузовой, Абакан, Канск-Енисейский, Тайшет, Братск, Тальцы и Артём-Приморский-1.

Для расширения сети современных технологичных сухих портов на границе с Китаем «дочка» РЖД ведёт два масштабных проекта строительства контейнерных терминалов. Первый из них – терминал в Забайкальске. Ожидается, что в ближайшее время с ТЛЦ будет осуществлена отправка первого поезда. До этого на терминале проложили четыре железнодорожных пути из шести запланированных.

Ранее заместитель генерального директора по операционной деятельности РЖД БА Николай Цыденов сообщал, что запуск ТЛЦ «Забайкальск» пройдёт в четыре этапа: ввод первой очереди (мощность 60 тыс. ДФЭ) ожидается в 2025 году, финальной – в 2027 году. По окончании строительства объём перевалки терминала составит порядка 250 тыс. ДФЭ, а складские площади позволят хранить до 2,4 тыс. ДФЭ.

Ещё один перспективный проект РЖД БА на границе с КНР – терминал на станции Гродеково-2 мощностью 230 тыс. ДФЭ. В этом году «дочка» РЖД приступила к предпроектным работам. По завершении строительства максимально возможный объём хранения составит 3,2 тыс. ДФЭ.

В свою очередь, ГК «Фининвест» за последние годы создала четыре крупных мультимодальных терминала: ТЛЦ «Электроугли» (Московская область), ТЛЦ «Ховрино» (Москва), ТЛЦ «Уральский» (Екатеринбург) и ТЛЦ «Сибирский» (Новосибирск). Сейчас оператор успешно реализовывает проект терминала в Артёме, который будет запущен в эксплуатацию в 2025 году. Планируется, что этот ТЛЦ будет крупнейшим сухим портом на Дальнем Востоке.

«Все наши существующие и будущие ТЛЦ мы строим вдоль Транссибирской магистрали. Сегодня это основной транспортный коридор для контейнерных перевозок. Мы смотрим на базовые точки движения контейнерных потоков», – отмечал заместитель гендиректора ООО «ЛОГОПЕР» Виталий Потапов.

«ТрансКонтейнер» (железнодорожный оператор ГК «Дело») предполагает увеличение годовой перерабатывающей способности площадок на 1,7 млн ДФЭ, до 4 млн ДФЭ к 2035 году, что обеспечивает прирост более чем на 70% по сравнению с текущим годом. Ожидается, что на горизонте двух лет общая мощность терминалов вырастет до 4,4 млн ДФЭ. При этом терминальная стратегия железнодорожного оператора ГК «Дело» также предусматривает создание шести новых ТЛЦ в таких ключевых локациях, как Московский транспортный узел, Урал и Дальневосточный регион.

Ольга Шелкова

1Z9A8757.jpg
фото: Муса Салгереев
Инструмент привлечения
Александр Недорезов, начальник отдела развития социальной сферы и реализации проектов Департамента социального развития ОАО «РЖД»,
Максим Элик, первый заместитель генерального директора НПФ «Благосостояние»,

Компенсируемый социальный пакет становится шире

Рубрики: Развитие
Маршрут геополитической важности

Будущее мировой логистики зависит от Северного морского пути

Рубрики: Развитие
Для ВСМ нашлась концессия

Схема государственно-частного партнёрства покажет свою эффективность

Рубрики: Развитие
Холдинг стремится к цифровой зрелости

Компания избрала курс на инновационное развитие

Рубрики: Развитие
Экономика перевозок

Как в компании «РЖД» готовятся к достижению целей развития

Рубрики: Развитие

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности
Максим Дорофеев
«Путь джедая. Поиск собственной методики продуктивности». Издательство «Манн, Иванов и Фербер», серия «МИФ Бизнес» 2023 год
Договориться можно обо всём. Как добиваться максимума в любых переговорах
Гэвин Кеннеди
«Договориться можно обо всём. Как добиваться максимума в любых переговорах». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу
Джим Лоулесс
«Иди туда, где страшно: именно там ты обретёшь силу». Издательство «БОМБОРА» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru