Путеводные звёзды

Путеводные звёзды

Названы победители ежегодного конкурса годовых отчётов и сайтов компаний
транспортной отрасли
Уинстону Черчиллю, одному из самых знаменитых премьер-министров Великобритании, а по совместительству известному остроумцу, приписывают такой афоризм: «Небывалая толщина отчёта защищает его от опасности быть прочитанным». Вряд ли это высказывание с годами теряет свою актуальность. Но нередко в стремлении построить имидж информационно открытого бизнеса компании перегружают свои отчёты словами и фактами. И, рассчитывая на интерес инвесторов, добиваются противоположного результата. Или ещё вариант – боятся раскрыть о себе лишнюю информацию и в итоге вообще не занимаются подготовкой нормального отчёта, ограничиваясь выпуском документа, соответствующего ему по формальным признакам. Так каким должен быть баланс между объёмом и качеством раскрываемой информации? Ответ на этот вопрос знают победители организованного «Пультом управления» конкурса годовых отчётов и сайтов компаний транспортной отрасли «Новая верста».

Выверенный приём

Второй год подряд этот конкурс становится площадкой для обмена передовым опытом и лучшими практиками в сфере создания корпоративной отчётности. Основная задача – рост информационной открытости транспортных компаний, что в конечном счёте содействует их инвестиционной привлекательности. Хотя «Новая верста» относительно молодой конкурс, уже можно говорить о том, что его популярность и значимость растут: число участников за год увеличилось почти в полтора раза. Но, как отметил партнёр Deloitte&Touche CIS Александр Дорофеев, важен не количественный, а качественный рост. «Прибавились такие участники, как, например, «Аэрофлот», который уже долгое время является публичной компанией, или «Вертолёты России», готовящиеся выйти на финансовый рынок. Они прилагают максимум усилий, чтобы повысить свой уровень раскрытия информации», – считает Александр Дорофеев, работающий в жюри «Новой версты» уже два года.
Судьи отметили и «очень выверенную», по их мнению, методологию оценки конкурсных работ. В ней учитывается не только соответствие лучшим мировым и российским практикам раскрытия информации, но и отраслевые нюансы. «В «Новой версте» никакие манипуляции невозможны. Если компания стала победителем, то она действительно лучшая», – заявила исполнительный директор Ассоциации развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами Ольга Ринк, которая является членом жюри и других конкурсов годовых отчётов.

Награду за наиболее высокий уровень раскрытия информации получили 10 участников, а некоторые завоевали несколько призов. Так, частым гостем на сцене стало ОАО «Транс­Контейнер», отмеченное сразу в четырёх номинациях. «Это желание выходить на подиум надо зарабатывать в течение года», – полагает замгендиректора компании Николай Аверков. О том, что победа – результат долгой работы, говорили и другие лауреаты. «Раньше мы, к сожалению, не добивались столь высоких оценок. Вероятно, причина в том, что раскрытию информации уделялось недостаточно внимания», – считает глава отдела спецпроектов ОАО «КАМАЗ» Елена Аливасова.

Трамплин для взлёта

Сейчас в России есть несколько подобных конкурсов, а международных ещё больше. Однако, как отметила ведущий эксперт по связям с инвесторами ОАО «Аэрофлот» Яна Буннакова, специальный конкурс для транспортных компаний – отличная идея. Её поддержали и многие другие участники, которые считают, что только в таком формате коллеги могут детально обсудить специфику индустрии.

Поэтому важной частью мероприятия уже традиционно является практическая конференция, на которой представители компаний могут детально обсудить подходы к подготовке корпоративной отчётности. «Новая верста» способствует развитию отрасли в целом, так как участники конкурса могут делиться между собой опытом, ориентироваться на лучшие практики, – говорит директор по маркетингу ОАО «Русские навигационные технологии» Наталия Дегтярёва. – Это влияет на повышение уровня их прозрачности и инвестиционной привлекательности».

Но здесь ещё есть к чему стремиться. Выступая на конференции, замначальника Департамента бухгалтерского учёта Бухгалтерской службы ОАО «РЖД» Борис Аксёнов обратил внимание, что в настоящее время суммарная стоимость всех основных отечественных публичных корпораций (причём не только транспортных) составляет около $580 млрд. Это сопоставимо с ценой одной Apple.

Отчасти это связано и с действиями самих наших компаний. В рэнкинге Всемирного экономического форума по такому критерию, как «Сила стандартов корпоративной отчётности», Россия заняла лишь 120-е место. Лидером же стала ЮАР, которая совсем недавно официально вошла в «клуб» БРИКС. Другие «перспективные» развивающиеся страны также оказались заметно выше нашей страны. Бразилия и Индия, которым прочат небывалый подъём, находятся на 49-м и 51-м местах, Китай – на 61-м. Многие отечественные компании в силу разных причин пока ещё не считают нужным развивать практику корпоративной отчётности. Но, как подчеркнул на конференции Борис Аксёнов, информационная открытость – это не только риск, но и бонус. Он может выражаться, например, в повышении внутренней эффективности, снижении издержек, наращивании капитализации.

Случай из практики

Отдельной темой конференции стал разбор наиболее типичных ошибок, которые допускают компании. Одна из тенденций последних лет – уже упоминавшееся увеличение объёма отчёта. Это вполне объяснимо: в условиях 30-зз33.jpgнестабильности в экономике компании стараются убедить партнёров в своей устойчивости, предоставив как можно больше информации. Но результат может не впечатлить, так как изучать такие «собрания сочинений» – не самое приятное занятие. Тем более что некоторые сведения изначально удобнее иметь не в печатном, а в электронном виде. Сэкономить место можно, например, за счёт финотчётности, которая занимает порядка 1/3 всего документа. Гендиректор «Интерфакс Бизнес Сервис» Станислав Мартюшев советует просто разместить ссылку на соответствующий раздел корпоративного сайта. Этим инструментом, например, отчасти воспользовалось ОАО «РЖД».

Однако годовой отчёт может быть выполнен не только «на бумаге». Как отметил гендиректор агентства креативных коммуникаций YellowDog Станислав Свердлов, представляя информацию в электронном формате, компании не только упрощают жизнь читателю документа, но и демонстрируют своё развитие, открытость новым технологиям. Один из вариантов – специальная версия отчёта, выполненная для размещения на сайте, где есть возможность не просто скачать документ в полном виде, но и посмотреть только интересующие разделы. Так действует, например, ОАО «РЖД». Другой способ – подготовка интерактивной версии отчёта, которая является, по сути, отдельным продуктом, со своими решениями по визуальному оформлению, навигации и т.п. На суд жюри «Новой версты» свой интерактивный отчёт выставило ОАО «КАМАЗ».

Читателя годового отчёта прежде всего интересует, что собой представляет компания, чего она добилась. А потому эксперты советуют открывать документ разделом, содержащим ключевые показатели работы. Пример успешной практики представило ОАО «НМТП». Оно разместило ключевые показатели на первых же страницах, причём не только в виде данных за отчётный период, но и в динамике за последние пять лет, то есть показало «прогресс налицо».

При этом в содержательной части отчёта необходимо доказательно раскрыть, как именно компания добилась этих результатов, а также каким она видит своё будущее. Ответы на эти вопросы должны содержаться в том числе в одном из ключевых разделов – «Стратегии». Но, как отмечает директор аналитического центра «Эксперт» Антон Градецкий, при его составлении допускается много ошибок. Среди наиболее частых расплывчатые формулировки основных положений стратегии, которые могут с одинаковым успехом подойти компаниям, работающим на разных рынках. В некоторых отчётах нет и данных о реализации заявленных ранее приоритетов, а также планов на будущее. Встречается и такой парадокс: система корпоративного управления и её результативность оторваны друг от друга. По сути, не ясно, как решения руководства компании повлияли на итоги её деятельности.

Но ведущие транспортные компании, как отметили члены жюри конкурса, в основном не грешат формальным отношением. Так, существенная часть отчёта ОАО «ФПК» посвящена анализу положения компании на рынке. Пример одного из самых удачных решений – это отчёт ОАО «ТрансКонтейнер». Раздел «Стратегия» размещён уже на 14-й странице документа, что само по себе говорит инвестору: «Мы ориентированы на развитие». При этом в нём представлен детальный анализ перспективных планов, обзор рыночного положения компании, конкурентного окружения. И всё это проводит ответственный за данное направление топ-менеджер. Персональное участие руководителя, кстати, ещё один важный момент. В том же отчёте ОАО «ТрансКонтейнер» информация по всем ключевым блокам сопровождается обзором, выполненным главой направления. Но так поступают не все, хотя подобный подход является отражением вовлечённости руководства в процесс, его компетенции и персональной ответственности.

Ещё один нюанс. Многие компании считают, что читатель годового отчёта – это некий абстрактный акционер, инвестор, отраслевой эксперт или журналист. Но мало кто задумывается, что корпоративный отчёт – источник сведений о компании, который вполне доступен, а потому интересен её собственным сотрудникам. Разделы, посвящённые кадровой политике, социальной ответственности, зачастую выполняются достаточно поверхностно. И это, по мнению экспертов, неправильно. Но возможен и другой подход. Так, отчёт ОАО «РЖД» за 2011 год открывается фотографиями рядовых сотрудников компании и тезисом о том, что её успехи – это достижения всей команды. В документе детально отражены программы, направленные на повышение безопасности труда, совершенствование кадровой и соцполитики.

Качество предоставляемой информации – важнейший параметр оценки. Но только этого недостаточно для того, чтобы годовой отчёт и сайт заметили. Серьёзную роль играют удобство восприятия представленных данных, визуальное оформление. «Компания хочет быть публичной и ориентируется на западных инвесторов. Поэтому был создан яркий годовой отчёт, он им более понятен», – пояснил замначальника Управления по связям с инвесторами ОАО «Вертолёты России» Антон Акарцев.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100