Юрий Сливин
Юрий Сливин
студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»

Синергия транспорта

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»
Транспортная система России включает 87 тыс. км железных дорог, более 745 тыс. км автомобильных дорог с твёрдым покрытием, свыше 600 тыс. км воздушных линий, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов, 115 тыс. км речных судоходных путей и множество морских трасс.

Современный транспорт представляет собой единую систему, включая мощную взаимосвязанную сеть железнодорожных, морских, речных, автомобильных, воздушных, трубопроводных коммуникаций. Экономическая основа этой системы – производственно-экономические связи. Её материальная основа – сеть путей сообщения, технические средства транспорта и служба перевозок.

При единстве цели для всех видов транспорта каждый из них имеет свою специфику, вытекающую из физических законов собственно движения, уровня и своеобразия технического оснащения, административно-организационной структуры, методов эксплуатации, системы обмена информацией и др. Поэтому проблему взаимодействия необходимо изучать с широких позиций.

Основная масса грузовых и пассажирских перевозок осуществляется с участием двух и более видов транспорта. Так, 80% грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, зарождается и погашается на подъездных путях. Примерно 90% грузов, прибывающих в морские порты, передаются на железнодорожный транспорт. Около 50% грузов речного транспорта поступает также на железные дороги. Однако условия для взаимодействия различных видов транспорта нельзя признать оптимальными.

Особенно велики задержки грузов при передаче их с железнодорожного на водный транспорт и обратно. Так, в прямых смешанных железнодорожно-речных сообщениях доставляется примерно 1,5–2% от суммарного объёма грузов, перевозимых железнодорожным и речным транспортом. В то же время параллельно незагруженным речным путям идёт большой поток грузов по железным и автомобильным дорогам.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта, их возможностях и недостатках.


АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ

Основными причинами активного использования автотранспорта в логистических системах стали присущие ему маневренность, гибкость доставки и высокая скорость междугородных перевозок. Грузовые автомобили успешно конкурируют с железной дорогой при перевозке ценных и скоропортящихся грузов. Автотранспорт также отличают сравнительно небольшие капиталовложения в оборудование терминалов (погрузочно-разгрузочных мощностей) и использование автодорог общего пользования. Осуществляя доставку товаров без перегрузки и промежуточного складирования «от двери до двери», автомобильный транспорт является связующим звеном всех видов транспорта, обеспечивая движение товарной продукции к потребителю, способствует достижению основной цели логистики – доставке грузов just in time (точно в срок).


ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

В Единой транспортной системе (ETC) Российской Федерации ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту. Российские железные дороги являются одними из крупнейших в мире и обеспечивают 25% мирового грузооборота и 15% мирового пассажирооборота.

Конкурентные преимущества системы железнодорожного транспорта: независимость регулярности перевозок от климатических условий, времени года и суток, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года, массовость перевозок и высокая провозная и пропускная способность железных дорог, возможность создания прямой связи между крупными предприятиями по подъездным железнодорожным путям и обеспечение доставки грузов по схеме «от двери до двери» без дорогостоящих перевалок, возможность прокладки путей на любой сухопутной территории, осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток – 10 тыс. км, с севера на юг – 3,5 тыс. км), возможность перевозки сверхнегабаритных грузов, реализация больших скоростей движения при относительно высокой степени безопасности, относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров, наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду.


ВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Водный транспорт осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам, озёрам, каналам, вдоль морских побережий, а также в трансокеанских рейсах. Водный транспорт способен перевозить очень крупные грузы.

По внутренним водным путям перевозят в основном массовые грузы, перевозка которых не требует высокой скорости (здесь сказывается конкуренция с более быстрым автомобильным и железнодорожным транспортом).

На морские перевозки приходится более 60% внешнеторговых грузов России. Доставка грузов морским транспортом характерна своей универсальностью, надёжностью и невысокой ценой. Такой способ перевозки выбирается для снижения себестоимости транспортировки груза. Морской транспорт эффективен при перевозке больших объёмов.


ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Воздушный транспорт считается самым быстрым, но и самым дорогим видом транспорта. По своим функциям относится к узкоспециализированным, имеет большое преимущество при перевозке ценных, скоропортящихся, срочных грузов и почты, но их доля очень низка.

Воздушный транспорт незаменим в труднодоступных районах. Хотя дальность воздушных перевозок не ограничена, на их долю до сих пор приходится менее 1% всего междугородного грузооборота (выраженного в тонно-милях). Возможности воздушного транспорта сдерживаются грузоподъёмностью и грузовместимостью самолётов, а также их ограниченной доступностью.


ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х годов XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ.

Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра (1220 и 1420 мм) и большой протяжённости в широтном направлении.

Трубопроводный транспорт сам по себе уникален: он работает круглые сутки с перерывом только на смену перекачиваемых продуктов и техническое обслуживание. Но в отличие от других видов транспорта пока предназначен только для перекачки сырой нефти и жидких нефтепродуктов, природного газа, жидких химикатов и превращённых в водную суспензию сухих сыпучих продуктов.


ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА В ЕДИНОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЕ

Для транспортной отрасли последние четыре года выдались непростыми – санкции, рост налогов, падение объёмов внешней торговли привели к значительным изменениям на рынке. Компаниям приходилось выбирать не только новые маршруты, но и альтернативные виды транспорта (рисунок 1).



В последние четыре года автомобильные грузоперевозчики, на которых приходится основная часть погрузки, теряют свою долю рынка, при этом сегменты морских и железнодорожных перевозок увеличиваются. Это связано с тем, что в натуральном выражении и импорт, и экспорт большинства потребительских товаров существенно сократился, а именно они и перевозились автомобильным транспортом. В то же время из-за низкого курса рубля Россия увеличила поставки на экспорт многих сырьевых товаров – нефти, газа, зерна, металлов, которые поставляются за рубеж морем и другими видами транспорта. Санкции и продовольственное эмбарго также сыграли свою роль: при снижении торговли с Европой выросла доля стран Азиатско-Тихоокеанского региона, которые с точки зрения логистики в большей степени завязаны на других способах доставки грузов (рис. 2).



В конечном итоге объём перевозок на автомобильном транспорте в 2014–2015 годах упал на 13%, в то же время на морском транспорте он возрос на 6%. При этом объём погрузки на железнодорожном транспорте остался практически без изменений.

Основополагающими элементами материально-технической базы морского транспорта являются флот и порты. Внутренний водный транспорт России находится в плачевном состоянии – это признал ещё на президиуме Госсовета в августе 2016 года Владимир Путин. Хотя динамика обновления судов растёт, количество выбывающих из строя значительно больше. Для сравнения: в 2000 году общее число судов речного назначения достигало 20 тыс., в 2017 году их всего 11 101. Средний возраст почти трети из них – более 40 лет, дальнейшая их эксплуатация грозит безопасности судоходства и связана с высокими рисками аварии. Следствием этого на внутреннем рынке является недостаточное качество предоставляемых услуг, высокий уровень издержек, сохранение недопустимо высоких показателей транспортной аварийности и негативного экологического воздействия водного транспорта.

Немного лучше обстоит дело на морском транспорте, за 2015 год объём морских грузоперевозок увеличился по сравнению с прошлым годом на 15%. Увеличение продиктовано в основном внешнеторговыми причинами – выросли физические объёмы экспорта товаров, поставляемых в страны Азии, что особенно ярко прослеживается с осени 2015 года. В декабре объём перевозок и вовсе возрос на 62% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

Из-за высоких транспортных издержек на автомобильные и железнодорожные перевозки всё больше компаний предпочитают новые способы транспортировки грузов. Почти в два раза выросли перевозки грузов на паромах, и на 15,6% увеличился грузооборот каботажных перевозок. Доставка грузов в морские порты автомобильным транспортом выросла на 12,3% (рисунок 3).



Статистика последних лет демонстрирует стабильное увеличение объёмов воздушных грузоперевозок российскими компаниями. Показатель прироста воздушных перевозок, осуществляемых российскими компаниями, составляет около 7%. Однако проблемы российских авиаперевозчиков в основном связаны с устаревшим парком техники, что негативно сказывается на репутации отечественных компаний (рисунок 4).

На железнодорожные перевозки по России приходится почти половина всего грузооборота. Тем не менее пересесть на железнодорожный транспорт сегодня готовы далеко не все. Для владельцев малых и средних грузов перевозки по железной дороге по-прежнему остаются невыгодными: не работает принцип доставки «от двери до двери», труднее осуществлять планирование поставок, необходимо нести дополнительные расходы, связанные с погрузкой и разгрузкой товара (рисунок 5).



Опубликованные данные Росстата за 2017 год показывают, что в январе – октябре прошлого года грузооборот транспорта составил 4538,1 млрд ткм, в том числе железнодорожного – 2062,5 млрд, автомобильного – 199,0 млрд, морского – 39,3 млрд, внутреннего водного – 58,7 млрд, воздушного – 6,2 млрд, трубопроводного – 2172,5 млрд ткм.

Таким образом, несмотря на ряд негативных факторов, грузооборот на транспорте в 2017 году увеличился на 6,7% по сравнению с 2016 годом.

В структуре грузоперевозок за 2017 год по-прежнему наибольшую долю занимают грузоперевозки трубопроводным и железнодорожным транспортом.

Для улучшения грузоперевозок по стране в целом необходимы продуманная тарифная политика и модернизация инфраструктуры, в частности развитие транспортно-логистических центров. Перевозки различными видами транспорта должны не конкурировать между собой, а взаимно дополнять друг друга. Кроме того, не стоит забывать и о развитии международных транспортных коридоров, которые проходят по территории России. Необходимо повышать уровень качества предоставляемых услуг в первую очередь на этих направлениях.

В период до 2020 года предусматриваются преобразования, направленные на развитие транспортной системы в рамках концепции устойчивого развития, создание надёжных транспортных связей между субъектами страны. Так, должно быть построено 14 тыс. км дорог федерального и регионального значения, 2,5 тыс. км железнодорожных путей. Мощность портов должна увеличиться на 356 млн тонн. Экспорт транспортных услуг должен вырасти в два раза. При этом транспортные издержки должны снизиться от 12 до 16%.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс
Уроки арифметики
Анастасия Ляхова, студентка Института управления информационных технологий РУТ (МИИТ), победительница конкурса Минтранса России «Лучший студенческий реферат» ,

Адаптированная версия реферата «Проект ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога: настоящее и будущее»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru