Связанные одной целью
Виталий Тришанков
Виталий Тришанков
заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»
Илья Скрябин
Илья Скрябин
генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»
Игорь Посадов
Игорь Посадов
приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики
Олег Валинский
Олег Валинский
заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»

Связанные одной целью

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла


В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие или что мы предполагаем о них сами, но то, что мы ясно и отчётливо можем усмотреть или надёжно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе.
Рене Декарт.
Правила для руководства ума,
Правило III


В современном динамично трансформирующемся предпринимательском мире наступление третьего тысячелетия знаменует собой эпоху кардинальной смены воззрения на сущностную понятийную основу машиностроительного производства высокотехнологичной продукции.

Так, до сравнительно недавнего времени приоритетной задачей такого рода промышленного производства являлись изготовление и выпуск высокотехнологичной продукции, наделённой требуемым потребительским качеством. Ныне же всё более явственно на передний план выступает потребительский запрос на то, чтобы промышленная корпорация как товаропроизводитель имела также и надлежащий организационно-технологический инструментарий по осуществлению сервисного обслуживания выпускаемой высокотехнологической продукции на всём её жизненном цикле.

Отсюда весьма актуальным становится формирование парадигмы системного построения бизнеса как диалектического сочетания управления развитием промышленной корпорации в контексте закономерностей жизненного цикла её деятельности и единого управления полным жизненным циклом выпускаемой высокотехнологичной продукции.

Воплощение такого подхода сводит воедино принятие и реализацию промышленной корпорацией управленческих решений, как соотнесённых с этапами жизненного цикла её экономического развития, так и сориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции с обеспечением её полного сервисного обслуживания на протяжении всего жизненного цикла.

Тем самым форматируется своего рода двуединая концептуальная модель построения бизнеса, которая позиционируется, с одной стороны, в пространстве жизненного цикла самой промышленной корпорации, а с другой – в пространстве полного жизненного цикла произведённой ею высокотехнологичной продукции, что определяет собой выход предпринимательской деятельности на кардинально новый уровень достижения клиентоориентированности, конкурентоспособности и рентабельности.

Становление такой двуединой концептуальной модели построения бизнеса предопределяет собой обретение новой философии формирования системы взаимоотношений между заказчиком высокотехнологичной продукции и её производителем, что, собственно говоря, и повлекло за собой выработку понятия «контракт жизненного цикла».

В основе понятия «контракт жизненного цикла» лежит парадигма формирования долгосрочных сбалансированных взаимоотношений между заказчиком и производителем высокотехнологичной продукции как целостной системы, где предметом бизнеса является выражение интегрированного потребительского запроса заказчика на осуществление подрядчиком всего цикла работ – от выработки концептуального замысла и проектирования до выпуска готовой продукции и выполнения в последующем услуг по её эксплуатации, сервисному обслуживанию, ремонту, модернизации и, наконец, утилизации.

Сущность контракта жизненного цикла – это отказ от жёсткого, раз и навсегда установленного разграничения ответственности между заказчиком и производителем высокотехнологичной продукции за постпроизводственные стадии её жизненного цикла и заключение в качестве альтернативного подхода долговременных взаимовыгодных соглашений, включающих эксплуатацию высокотехнологичной продукции и осуществление её сервисного обслуживания.

При этом предметом таких соглашений являются не конкретные запасные части, материалы и услуги, а нормированные показатели конечного результата эксплуатации и сервисной поддержки: исправность, надёжность, экономичность в эксплуатации, состояние технической готовности.

Разумеется, выработка понятия «контракт жизненного цикла» в аспекте обретения целостного видения строится на смысловом обобщении его характеристических признаков.

Более того, следует констатировать, что адаптация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла в российском деловом сообществе, равно как и практика заключения такого рода контрактов, в настоящее время находится на стадии обретения предпринимательского опыта. Вместе с тем нельзя не заметить, что в последние годы в России наблюдается заметная активизация действий по выходу на заключение контрактов жизненного цикла, прежде всего в сфере транспортной отрасли и в военно-промышленном комплексе.

И тем не менее контракт жизненного цикла – относительное новшество в российском законодательстве и бизнес-сообществе, тогда как в практике многих передовых стран данный институт уже нашёл своё вполне успешное и повсеместное применение.

По сути дела, в методологическом аспекте предметом бизнеса является выполнение единым подрядчиком на основе принципов комплексного подхода всей целостной совокупности видов работ и услуг по производству и сервисному обслуживанию высокотехнологичной продукции в соответствии с интегрированным потребительским запросом заказчика, что, собственно, и выражает собой сердцевину контракта жизненного цикла.Применение комплексного подхода расширяет понятийное видение контракта жизненного цикла, поскольку он предстаёт и как предмет бизнеса, и как объект управления.

Такого рода трактовка понятия контракта жизненного цикла в формате комплексного подхода приобретает своё практическое развитие посредством воплощения принципов прагматического подхода, cориентированного на сбалансированный учёт интересов как заказчика, так и подрядчика.

Так, заказчик обретает гарантированное обеспечение со стороны подрядчика качественного состояния высокотехнологичной продукции на протяжении всего её жизненного цикла. В свою очередь, подрядчик благодаря действию контракта жизненного цикла получает по итогам единого конкурса заказ на выполнение всего комплекса работ и услуг, от проектирования и выпуска высокотехнологичной продукции до её сервисного обслуживания и модернизации. При этом действие контракта полного жизненного цикла повышает заинтересованность подрядчика в эффективности принимаемых проектных решений, в применении более современных технологий и материалов, а в конечном счёте и в выпуске высококачественной продукции. Ведь именно подрядчик становится носителем издержек по сервисному обслуживанию.

Наконец, немаловажно также и то обстоятельство, что контракт жизненного цикла форматирует долгосрочное сбалансированное взаимоотношение между заказчиком и подрядчиком на основе сценария «ситуация – подход – цель», который является системообразующим вектором, нацеленным на достижение конечного результата.

Тем самым ведение бизнеса в формате контракта жизненного цикла, основанное на принципах результатоориентированного подхода, выступает действенной альтернативой распространённому в России иллюзорному подходу, направленному на осуществление деятельности по принципу «работа ради работы», который предстаёт настоящим бичом отечественной экономики, парализующим в той или иной степени поступательное развитие многих компаний. Здесь уместно заметить, что работа, ориентированная в основном на выполнение опосредованных функций, предстаёт одним (но не единственным) катализатором перманентно возникающих в России финансово-экономических кризисов.

По своей сущности контракт жизненного цикла является выразительным примером лучшей практики воплощения парадигмы построения бизнеса на основе претворения принципов комплексного, прагматического и результатоориентированного подходов (рис. 1).



При этом в широком понимании предметом контракта жизненного цикла является как построение целостной системы долгосрочных сбалансированных договорных отношений между заказчиком и подрядчиком, так и принятие ими адекватных действий по трансформации постановки бизнес-процессов в соответствии со сменой парадигмы их осуществления.

Методологические принципы лучшей практики формирования контракта жизненного цикла проистекают из его предметной сущности, состоящей в выполнени единым подрядчиком в формате партнёрских договорных взаимоотношений с заказчиком полного комплекса работ и услуг на всём жизненном цикле высокотехнологичной продукции.

В итоге философия построения жизненного цикла высокотехнологичной продукции как единого объекта управления получает своё пространственно-структурное выражение в виде тетраэдра, моделирующего собой институализацию парадигмы воплощения лучшей практики формирования контракта жизненного цикла на основе триединства претворения базисных принципов целостного, системного и процессного подходов.

Отсюда проистекает первое постановочное положение: построение контракта жизненного цикла должно основываться на базисных принципах целостного подхода, что предопределяет обоюдное рассмотрение как заказчиком, так и подрядчиком находящейся в эксплуатации высокотехнологической продукции на всём протяжении её жизненного цикла в качестве единого предмета предпринимательской деятельности. При таком целостном подходе предметом рассмотрения выступает весь жизненный цикл высокотехнологичной продукции, а не отдельные его стадии.

Тем самым реализация базисных принципов целостного подхода выступает в диалектическом понимании первым векторным направлением управленческих действий, ориентированным на воплощение лучшей практики формирования контракта жизненного цикла (рис. 2).

Претворение базисных принципов целостного подхода обретает своё выражение в таких характеристических аспектах содержательного построения контракта жизненного цикла, как: а) заключение единой в гражданско-правовом трактовании системы договорных отношений между заказчиком и подрядчиком, включающей в себя все стадии выполнения работ и услуг в формате жизненного цикла высокотехнологичной продукции; б) построение целостной системы интегрированного потребительского запроса, включающей в себя эксплуатационно-технологические, технико-экономические, ресурсосберегающие, экологические, эстетические и иные требования на выполнение работ и услуг в формате всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции; в) установление единого сбалансированного комплекса показателей качества высокотехнологичной продукции на протяжении всего её жизненного цикла; г) формирование модели определения стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

Логическим развитием применения принципов целостного подхода в аспекте реализации лучшей практики формирования контракта жизненного цикла является следование базисным принципам системного подхода (рис. 2).

Основанием второму постановочному положению служит сама сущность построения контракта жизненного цикла как структурированной системы, состоящей из естественно последовательных этапов жизненного цикла высокотехнологичной продукции в формате логически выверенной цепи событий.

Иными словами, реализация базисных принципов системного подхода по отношению к реализации аналогичных принципов целостного подхода выступает в диалектическом понимании вторым векторным направлением управленческих решений, ориентированных на воплощение лучшей практики формирования контракта жизненного цикла (рис. 2).

Претворение базисных принципов системного подхода обретает своё выражение в следующих характеристических аспектах содержательного построения контракта жизненного цикла: a) cистемное форматирование структуры договорных взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, определяющей взаимоувязанное поэтапное выполнение работ и услуг в формате всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции; б) комплексная идентификация интегральных показателей качества высокотехнологичной продукции, соотнесённая сор стадиями её жизненного цикла; в) разработка аналитической системы определения стоимости жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

И наконец, логическим завершением применения принципов целостного и системного подходов в аспекте реализации лучшей практики формирования контракта жизненного цикла является руководство базисным принципом процессного подхода (рис 2).

Непреложность этого третьего постановочного положения проистекает из самого понятийного определения контракта жизненного цикла, воплощающего собой форматирование в качестве предмета договора синергетического по своей природе бизнес-процесса.

Очевидно, что предметная сущность контракта жизненного цикла – это архитектура построения бизнеса в формате процессного подхода, охватывающего все стадии жизненного цикла высокотехнологичной продукции.

В результате реализация принципов процессного подхода в сочетании с реализацией принципов целостного и системного подходов выступает в диалектическом понимании третьим векторным направлением управленческих действий, ориентированных на воплощение лучшей практики формирования контракта жизненного цикла (рис. 2).

Претворение базисных принципов процессного подхода обретает выражение в таких характеристических аспектах содержательного построения контракта жизненного цикла: а) форматирование архитектоники договорных взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком как управление процессом, ориентированным на повышение клиентоориентированности, конкурентоспособности и рентабельности выполнения работ и услуг в формате всего жизненного цикла высокотехнологичной продукции; б) системная дифференциация показателей качества высокотехнологичной продукции, соотнесённая со стадиями её жизненного цикла; в) декомпозиция системы определения стоимости жизненного цикла высокотехнологической продукции, соотнесённая с поэтапным выполнением работ и услуг.

Резюмируя, правомерно заключить: контракт жизненного цикла предстаёт своего рода матрицей формирования долгосрочных сбалансированных договорных взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком, фундаментальной основой которых является построение институциональной модели ведения бизнеса, которая обеспечивает кардинальное повышение его клиентоориентированности, конкурентоспособности и рентабельности – как результат системно выстроенного удовлетворения потребительского запроса посредством осуществления всей надлежащей совокупности видов работ и услуг как на стадии производства, так и на стадии эксплуатации высокотехнологичной продукции.

При этом весьма значимо, что локомотивный комплекс ОАО «РЖД» также не остаётся в стороне от таких глобальных вызовов и трендов современной мировой экономики. Так, в целях повышения эффективности закупок локомотивов корпорация целенаправленно и последовательно начиная с 2018 года осуществляет переход к ведению бизнеса в формате заключения контракта жизненного цикла, включающего поставку, техническое обслуживание и ремонт локомотивов.




Основные положения, изложенные в настоящей статье, представлены на Всероссийской научно-технической конференции «Системы управления полным жизненном циклом высокотехнологичной продукции в машиностроении: новые источники роста», состоявшейся 18 апреля 2018 года в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс
Уроки арифметики
Анастасия Ляхова, студентка Института управления информационных технологий РУТ (МИИТ), победительница конкурса Минтранса России «Лучший студенческий реферат» ,

Адаптированная версия реферата «Проект ОАО «РЖД» «Цифровая железная дорога: настоящее и будущее»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru