Потрудитесь заботиться

Потрудитесь заботиться

«Как вы себя чувствуете?» По ответу подчинённого на этот вопрос хороший
руководитель может понять многое
В декабре 2010 года компания приняла «Стратегию улучшения здоровья работников ОАО «РЖД» на период до 2020 года». Прогнозируемое сокращение численности персонала РЖД будет сопровождаться повышением уровня квалификации работников, внедрением современных технологий на железнодорожном транспорте. Ценность работников для компании будет неуклонного возрастать, что делает особенно актуальным вопрос о сохранении их профессионального долголетия.

Осмотр не приговор

Профилактическая направленность здравоохранения РЖД складывалась не одно десятилетие. Это и предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу, и периодические осмотры членов локомотивных бригад врачебно-экспертными комиссиями, которые имеются в 208 медицинских учреждениях по всей сети.
В прошлом году по результатам таких осмотров были признаны непригодными к работе в профессии по состоянию здоровья 3,7 тыс. работников компании. Представьте реакцию коллег отстранённого. Наверняка возникает вопрос: «Следующим буду я?» И здесь важна роль руководителя, который должен объяснять, что задача врачей – не отстранять специалистов от работы, а, наоборот, как можно быстрее их вылечивать и возвращать в профессию.

К сожалению, некоторые неправильно понимают эту задачу. Машинисты спрашивают: «Мы проходим врачебно-экспертную комиссию, затем предрейсовый осмотр. Приезжаем в оборотное депо – новая медкомиссия. Поспали – ещё одна. Возвращаемся после поездки – опять требуют обследоваться. Какие осмотры обязательны, а какие незаконны?»
В Департаменте здравоохранения РЖД объясняют, что есть нормативные документы, предусматривающие обязательные предрейсовые осмотры работников локомотивных бригад, и есть противозаконные приказы начальников дорог проводить поголовные послерейсовые осмотры. Такой осмотр может быть проведён только в том случае, если человеку стало плохо и он по собственной инициативе или по направлению врача обратился в медучреждение.

Болезненный героизм
Кто-то боится медицинских осмотров, а кто-то впадает в другую крайность. Проявляя «героизм», такие сотрудники приходят на работу даже тогда, когда больны и им по-хорошему следует отлёживаться на больничном. И зачастую руководители если такое геройство и не поощряют, то закрывают на него глаза. А это влечёт за собой определённые проблемы.
Для начала следует отметить, что на больничных листах компания не теряет практически ничего, поскольку они оплачиваются из фонда ОМС. Оплата ведётся за счёт отчислений, которые РЖД, как и каждый работодатель, производят в составе единого социального налога.

Иное дело, что компания несёт потери в случае заболеваний её работников, скажем, если в результате невыхода на работу машиниста его локомотив «стоит на запасном пути». Но сотрудник с недомоганием не лучший работник. Так, производительность труда у женщин в этом случае снижается в среднем на 6,1%, у мужчин – на 5,4%.
К тому же такой «героизм» заканчивается тем, что лёгкое функциональное расстройство переходит в тяжёлое заболевание, и ваш подчинённый будет отсутствовать на работе не день-два, как если бы он отлежался дома, а на протяжении гораздо более длительного времени.

Да и сам заболевший сотрудник может представлять опасность для коллег. Например, в период эпидемии гриппа. Продолжая находиться на своём рабочем месте, он может инфицировать весь коллектив.

Укол, ещё укол
Грипп и острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) могут привести к большим трудовым потерям. Предотвратить их помогает ежегодная вакцинация.
Ежегодно в ходе прививочной кампании против гриппа вакцинацию получают около 400 тыс.работников РЖД, занятых в сфере движения поездов. Это 90% от их общего числа.
По статистике, при своевременной прививке вирусные заболевания можно предотвратить у 70–90% работников предприятия. Для примера: в период гриппозных эпидемий прошлых лет благодаря своевременной вакцинации заболеваемость работников РЖД гриппом и ОРВИ была в два раза ниже, чем в целом по России.

У профилактических мер есть свои показатели эффективности. Так, на каждый вложенный в вакцинацию от гриппа рубль компания получает отдачу в 16 руб. за счёт сохранения производительности труда. Ещё один показатель: снижение временной утраты работоспособности на 4,89 млн дней по сравнению со среднестатистической картиной по стране эквивалентно отсутствию необходимости содержать дополнительно 19,5 тыс. работников. Эффект составляет около 200 млн руб. в год.

Вакцинация является способом защиты и от вирусного энцефалита, переносчиком которого являются клещи. Более 99% работников РЖД, которым так или иначе приходится трудиться в районах лесных массивов, – путейцев, электромонтёров, составителей поездов – проходят вакцинацию против клещевого энцефалита.

Но не стоит избегать прививок от клещевого энцефалита и руководителям центрального аппарата РЖД: в столичных парках также есть риск быть укушенным этим насекомым (такие случаи уже были зарегистрированы), не говоря уже о выездах на дачу или загородных прогулках.

Работа по правилам
На здоровье железнодорожников негативно влияют многочисленные производственные факторы. В их числе физические – шум и вибрация, биологические – нерегулярный режим питания, большая доля ночного труда, гиподинамия, психологические – нервно-эмоциональное перенапряжение, связанное с личной ответственностью за безопасность движения и т.д. Возрастающая интенсивность движения поездов, применение новых технологий перевозочного процесса усиливают воздействие этих факторов, повышают вероятность нарушения работоспособности и увеличивают риск возникновения аварий, причина которых – человеческий фактор.

Но часто работники сами халатно относятся к своему здоровью. Человеку полагается работать в респираторе или же в каске, а у него нет ни того ни другого. И тут нужно разобраться: либо ему не предоставили эти защитные средства, либо он сам пренебрёг техникой безопасности.

Между тем в компании по распоряжению президента ОАО «РЖД» созданы комиссии по охране труда и здоровья. Центральную комиссию возглавили главный инженер – старший вице-президент ОАО «РЖД» Валентин Гапанович и вице-президент Олег Атьков, курирующий вопросы здравоохранения. В комиссию также вошли главный государственный врач по железнодорожному транспорту Юрий Каськов, специалисты Федерального центра гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту, представители Роспрофжела. Региональные комиссии возглавляют начальники дорог, в них входят руководители территориальных подразделений филиалов РЖД, дирекций медицинского обеспечения. А в составе инженерно-врачебных бригад начальники участков, цехов и других производственных подразделений. Последним дано право вносить предложения о приостановке работ на тех участках, где условия труда угрожают жизни и здоровью железнодорожников, о привлечении к дисциплинарной ответственности работников, допускающих нарушение норм и правил по охране труда.

Фактор стресса
У железнодорожников в массе своей работа так или иначе связана со стрессами. Взять, например, машинистов. При чрезвычайных ситуациях в пути быстро среагировать и остановить поезд намного сложнее, чем, скажем, автобус или тяжёлый грузовик. Возможности машиниста ограниченны – при всём желании он не может объехать препятствие, а в момент ЧП выйти из кабины и выплеснуть свои эмоции.

После аварийной ситуации у человека нарушается сон, начинается депрессия. Могут даже появляться мысли о суициде. Тем не менее с организацией психологической поддержки существуют пока проблемы. Во-первых, на дорогах очень жёсткие графики движения, зачастую руководитель не готов расстаться, пусть и на время, с машинистами или их помощниками, даже если есть прямые показания к их направлению в стационар. Да и сами работники, не вполне осознавая риск своего состояния, предпочитают «заесть» свой психический дискомфорт таблеткой или, что ещё хуже, залить алко­голем.

В медицинских учреждениях РЖД такие пациенты получают комплексную лечебно-реабилитационную поддержку. Их выписывают с рекомендациями о временном переводе на работу, не связанную с движением поездов. А после повторного обследования в подавляющем большинстве случаев они возвращаются на свои прежние места.

Победить привычку
Ещё одна из задач руководителя – мотивировать сотрудников к здоровому образу жизни. Например, отказаться от курения. В борьбе за здорового сотрудника все способы хороши. Мотивация может быть как материальной (денежное поощрение, персональные бонусы, беспроцентные ссуды и т.д.), так и нематериальный (благодарность, почётная грамота и т.д.).
На сети уже имеются примеры того, что подобные программы успешно работают. На Красноярской дороге, например, из 1360 работников, участвовавших в «пилоте» по мотивации здорового образа жизни, половина отказалась от курения. Кроме того, на 9% снизилось число случаев отстранения локомотивных бригад от рейсов по состоянию здоровья, на 12% – количество больничных листов.

Сегодня в РЖД разработаны и реализуются различные оздоровительные программы: «Антитабак», «Антистресс», «Активный отдых», «Лицом к здоровью».
Но как поступать, если зависимость подчинённого – алкоголизм или наркомания? В компании утверждён порядок действий должностных лиц при отстранении сотрудников от работы из-за алкогольного или наркотического опьянения. По регламенту работник кабинета ПРМО должен немедленно поставить начальника предприятия в известность, если, например, машинист нетрезв. Тогда руководитель направляет в кабинет ПРМО двух свидетелей – при них ещё раз делается замер, и, если результат подтверждается, работника отправят на освидетельствование. Если наркологи диагноз подтвердят, человека, как правило, увольняют – статья 81 Трудового кодекса даёт на это право.

Подобная схема реагирования прописана и при наличии у работника признаков наркотического опьянения. Для контрольной проверки в присутствии свидетелей применяют тест-полоски, а на этапе отправки сотрудника в наркологическое учреждение руководитель предприятия должен оперативно уведомить об этом правоохранительные органы.

Руководитель, помоги себе сам

Из всего вышесказанного ясно: о подчинённых надо заботиться, оберегать их, пропагандировать среди них здоровый образ жизни и т.д. А что же сами руководители? Как показывает практика, основная часть начальников подразделений РЖД к своему здоровью относится хуже, чем к здоровью своих подчинённых. «Не хватает времени на себя» – главный аргумент.

Если руководитель живёт и работает в Москве или в другом крупном городе, то его путь на работу начинается рано утром, а рабочий день заканчивается, в зависимости от должности, в 7 часов и позже, после чего ещё нужно время, чтобы доехать до дома. И это даёт ему основания убедить самого себя, что времени на какие-то оздоровительные мероприятия нет и заниматься этим не нужно.

Между тем в РЖД созданы все условия, чтобы не только рядовые сотрудники, но и их начальники не рисковали своим здоровьем. Есть приказ, по которому каждый руководящий работник обязан один раз в год на протяжении трёх дней с отрывом от производства пройти диспансеризацию – встретиться в поликлинике со всеми специалистами, сдать необходимые анализы. В социальном пакете предусмотрены широкие возможности для оздоровления – посещение спортивных залов, бассейнов, фитнес-клубов, – и всё это оплачивается компанией.

Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru