Способности в системе координат
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
вице-президент ОАО «РЖД»

Способности в системе координат

В поиске лучших сотрудников ОАО «РЖД» перестраивает собственную систему
управления персоналом  
В условиях реформирования компании требования к уровню подготовки персонала значительно повышаются. Это влечёт за собой пересмотр приоритетов при взаимодействии с профильными вузами в вопросе качества подготовки специалистов. 

Ситуация с кадрами для железнодорожного транспорта отражает те же тенденции системы отечественного образования, которые характерны для всей страны. Снижается уровень школьной подготовки, и в первую очередь в области фундаментальных наук: математики, физики и т.д. Это означает, что значительная часть времени в вузе тратится на восполнение этих пробелов, что, безусловно, влияет на динамику освоения основной программы.

Кроме того, между требованиями образовательных стандартов и работодателя, который ждёт от выпускника не абстрактного представления о своей специальности, а конкретных навыков выполнения поставленной задачи, существует разрыв. Его преодоление возможно при внедрении компетентностного подхода, который стал базой федеральных образовательных стандартов третьего поколения.

Мы вкладываем значительные средства в целевую подготовку, и вопрос её качества для нас имеет первостепенное значение. Сегодняшние выпускники должны иметь не только сильную теоретическую инженерную подготовку, но и реально обладать практическими навыками, знать и понимать, что такое РЖД в условиях реформы, цели и задачи компании, осознавать значение своей профессиональной деятельности, свою собственную ответственность, быть готовыми к решению комплексных, в том числе междисциплинарных, задач. Молодые люди должны уметь критически и системно мыслить в совершенно разных областях, начиная с вопросов личностного развития и общественно-политических взглядов и заканчивая сложными инженерными навыками. И, конечно же, владеть, по крайней мере, одним иностранным языком. Бесспорно, для специалиста, который приходит к нам в компанию, требуется адаптационный период и определённое время для того, чтобы освоиться. Это нормально. Но адаптация не должна превращаться в доучивание вчерашнего студента.

Сегодня, к сожалению, образовательные приоритеты вузов (которые делают упор на теоретическую подготовку) не совпадают с ожиданиями основных заказчиков в лице руководителей структурных подразделений РЖД, которые отмечают несоответствие реального уровня подготовки молодых специалистов и наших корпоративных ожиданий. На первое место они ставят профессиональные компетенции и навыки работы на производстве, на второе – собственно инженерные знания, на третье – остальные теоретические и фундаментальные знания. Кроме этого, руководители отмечают, что важное значение имеют специальные компетенции, которые связаны с разработкой и внедрением инноваций. 

Для того чтобы повысить качество подготовки специалистов, необходимо чётко, детально согласовывать целевые параметры между вузами и компанией. В этом должно помочь формирование модели профессиональных компетенций по ключевым должностям и специалистам, которое мы завершим в этом году. Модель корпоративных компетенций (требования к управленческим навыкам) уже используется в работе РЖД. Эти требования по каждой должности и специальности станут базовым ориентиром для формирования синхронного понимания того, какими навыками и способностями должен обладать сотрудник компании на каждом конкретном месте. Они станут общей кадровой системой координат для компании.  

В качестве дополнительной меры считаю целесообразным формировать в отношении каждого студента личное дело, которое содержало бы информацию о его достижениях, успехах как в учебной, так и во внеучебной жизни. Это позволит иметь более полное представление о портрете выпускника, его потенциале, сильных и слабых сторонах, и для нас это крайне важно. 

Ключевое значение для подготовки кадров имеет совершенствование организации производственной практики. Мы вернули оплачиваемую практику, оптимальным стал приём практикантов на условиях гражданско-правового договора с обязательным планированием фонда оплаты труда по внесписочному составу – именно по этому принципу в бюджете 2012 года определены расходы на эту деятельность. Но на этом не стоит останавливаться. Институт производственной практики – это хороший инструмент для подготовки тех, кто завтра придёт на производство. 

Крайне важный вопрос – оптимальный заказ на целевую подготовку. Понятно, что основные параметры заказа спрогнозированы и посчитаны у нас до 2016 года. Однако нужно учитывать, что не все студенты, обучающиеся по целевым направлениям, отрабатывают в компании срок, положенный по договору. С другой стороны, на ряде наших предприятий выпускники вузов вынуждены трудиться на рабочих должностях из-за избытка молодых специалистов. Поэтому имеет смысл комплексно пересмотреть долгосрочный прогноз потребности в целевиках. Возможности обучения по целевому направлению нужно увязать с успеваемостью студента, например, зафиксировав эти параметры в трёхстороннем договоре на целевое обучение, который заключается между вузом, работодателем и студентом. Это позволит в случае низкой успеваемости отчислять студентов и заменять их на более способных и мотивированных. Оптимизация целевого заказа высвободит финансовые средства, которые можно направить на повышение качества подготовки оставшегося контингента. 

Кроме того, при подготовке специалистов-железнодорожников важная роль должна отводиться не только профессиональным навыкам, но и нравственно-духовному воспитанию, формированию гармоничной личности в духе патриотизма, ответственности, уважения к истории и железнодорожным традициям. 

Особое внимание необходимо уделить и повышению квалификации действующего персонала компании, в первую очередь руководителей и специалистов инженерно-технического профиля. В РЖД открыт Корпоративный университет, в котором мы сконцентрировали управленческую подготовку руководителей всех уровней на основе модели корпоративных компетенций. Основная же задача отраслевых вузов – обеспечить максимально качественную подготовку и повышение квалификации персонала в инженерной и производственно-технической сферах. Добиться этого можно лишь совместными усилиями, повышая информированность профессорско-преподавательского состава об актуальных направлениях развития компании, новой технике и технологиях. 

Не менее важно применять, и как можно более широко, совместные формы обучения, такие как тренинги, бизнес-кейсы, деловые игры, практическое изучение новой техники. Нам нужен централизованный банк учебных программ и материалов в области  дополнительного профобразования с единым подходом к их разработке и реализации. Мы хотим, чтобы работники из разных регионов  одинаково понимали происходящее в компании, получали единые знания в соответствии с принятыми нормативными документами и новыми подходами к организации технологического процесса. Всё это требует активной совместной работы с отраслевыми вузами.

Справка

На кадровую ситуацию в ОАО «РЖД» влияет несколько факторов. С одной стороны, неблагоприятная демографическая ситуация и высокая конкуренция за рабочую силу в среднесрочной и долгосрочной перспективе. С другой – рост требований к подготовке привлекаемых специалистов, от качества которых зависят возможности компании по повышению производительности труда (требуемый темп прироста для РЖД – 4–5% ежегодно). Кроме того, рост заработной платы в 2012 году в бюджетной сфере и основных отраслях промышленности составит до 10%. Всё это создаёт риск ослабления позиций компании на региональных рынках труда. 
Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru