Научить учёного
Роман Шляпкин
Роман Шляпкин
генеральный директор консалтинговая компания «Framex»

Научить учёного

Без инвестиций в кадровый потенциал современная компания вряд ли сможет
быть достаточно успешной, продолжать своё развитие и движение вперёд. Однако
как сделать так, чтобы эти инвестиции реально работали?
В 2006 году тренинг-менеджер Роб Бринкерхофф провёл исследование, согласно которому эффективность тренингов составляет лишь 15% (в случае если компания полагается лишь на обучающие мероприятия и не использует различные формы поддержки знаний после их прохождения). 

Исходя из этого можно примерно подсчитать стоимость убытков компании, организующей тренинг для своих сотрудников. Допустим, стоимость двухдневного тренинга составляет 150 тыс. руб. Средняя зарплата руководителя (опять же примерно) – 150 тыс. руб. в месяц. Тогда получается, что стоимость потери оплачиваемого времени (два дня) для группы из 12 человек – 180 тыс. руб. Итоговая – 330 тыс. руб., а «полезные» 15% от этой суммы составляют 50 тыс. руб. То есть, грубо говоря, получаем 50 тыс. отдачи от обучения, а 280 тыс. при этом выкидываем на ветер!  

Очень часто, отправляя сотрудников и руководителей разного уровня на обучение, компании преследуют много разных целей, но при этом забывают дать понять каждому сотруднику, зачем его отправляют учиться и что именно он будет должен делать после этого. Или другой пример: в головную компанию персонал из регионов посылают на учёбу. И цель в этих случаях зачастую такова: засветиться перед «центром», показать, что ведётся активная работа по повышению квалификации персонала. 

Вывод: сотрудник должен чувствовать необходимость в обучении, понимать его цель и знать, что именно ждёт от него руководство после завершения учёбы.  

Возникает вопрос: кто должен всё это объяснять сотрудникам? С точки зрения классического менеджмента развитие сотрудников – забота руководителя. Но в российской ментальности есть стойкое убеждение, что руководитель – это тот, кто командует, а персоналом пусть занимается кадровая служба. Но на самом деле ответственность за высокую квалификацию персонала возложена именно на руководителя. Который изначально ставит задачи по развитию. 

Итак, что делать руководителю, который отправляет сотрудника учиться?

1. До обучения.
  • Рассказать сотруднику, чего вы от него ждёте. Часто в больших компаниях, когда отправляют на обучение руководителя среднего звена, его непосредственные руководители совершенно не в курсе, что лежит в основе такого решения. И соответственно, результаты нулевые, потому что вышестоящий руководитель не может требовать от нижестоящего чего-либо нового, если вообще не знает, какими навыками тот овладел.

  • Ставить перед сотрудником развивающие задачи, которых невозможно достичь, если ты находишься на прежнем уровне. 

  • Развитие хорошо идёт в том случае, когда оно соотносится с реальными интересами человека. Если выяснить, что интересно сотруднику, и связать этот интерес с поставленными перед ним задачами, то он сам будет стремиться к обучению. Но тут есть одна сложность, особенно в отношении сотрудников высшего звена. Допустим, к руководителю приходит подчинённый и говорит, что хочет поступить на MBA или ещё какие-либо дорогостоящие курсы. Вопрос, что является мотивацией для этого: то ли повышение стоимости резюме на рынке, то ли действительно «производственная необходимость». 

Ещё один нюанс: зачастую сотрудники плохо осведомлены обо всех возможностях, существующих на рынке, и о том, чему конкретно можно поучиться. Поэтому важно предлагать и корректировать ожидания сотрудников, касающиеся обучения.

2. В период обучения. 

Один из ключевых моментов для руководителя – посещать занятия вместе с сотрудниками. Если я не был там и не знаю, чему их учили, как я определю, что они теперь умеют, какие новые навыки получили? 

3. После обучения.

Главная задача в том, чтобы сотрудник после возвращения на своё рабочее место не положил свои записи, сделанные на занятиях, в стол и не забыл о них через пару дней. И опять же следует подчеркнуть, что само по себе развитие сотрудника без вовлечения вышестоящего руководителя вряд ли возможно. Потому что сотруднику надо понимать, зачем ему двигаться вперёд. Очевидно, что одна из основных задач – «не упустить» сотрудника, прошедшего обучение. Не дать ему забыть, чему и, главное, зачем он учился. А поэтому руководитель должен ещё раз уточнить бизнес-задачи, которые стоят перед сотрудниками. При этом важно спрашивать конкретно. Например, каких три наиболее важных вывода сотрудник сделал после обучения, что из этого он будет применять в своей работе и как именно.

Вроде бы человек может и сам задать себе эти вопросы. Может. Но сложно достичь такой самодисциплины, когда ты садишься и наедине с собой обдумываешь, чему тебя научили. Руководитель должен побеседовать с сотрудником на эти темы после обучения, и лучше – в неформальной обстановке. Важно узнать, какие выводы сделал сотрудник, особенно если это связанно с коммуникационными навыками, проведением совещаний, с постановкой задачи, с мотивацией. 

Вывод: у любого руководителя есть множество инструментов по повышению эффективности обучения своих сотрудников. 

До обучения важно чётко поставить цель («Хочу, чтобы ты научился использовать диаграмму Ганта») и связать её с бизнес-задачами («Через две недели ты возглавишь проект по внедрению новой системы управления»). Во время обучения по возможности присутствовать на занятиях вместе с сотрудником. После обучения – поставить задачу («Теперь твоя задача – нарисовать план проекта и защитить его, срок – две недели»), а также помогать сотруднику осваивать новые знания и навыки.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru