Управленец 2.0

Управленец 2.0

Какими компетенциями должны обладать менеджеры будущего
На развитие отечественного бизнеса оказывают влияние глобальные тренды. Сейчас в фокусе внимания – переход от VUCA-мира (нестабильного, неопределённого, сложного и неоднозначного) к BANI-миру (хрупкому, тревожному, нелинейному, непостижимому). Чтобы развивать бизнес в этих условиях, российские менеджеры должны стать обладателями целого портфеля компетенций. К такому выводу пришли эксперты Ассоциации менеджеров и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), презентовавшие в сентябре этого года результаты форсайт-исследования «Будущее управленческих профессий». Какие из предложенных компетенций актуальны для руководителей-транспортников, разбирался «Пульт управления».

Форсайт – это процесс систематической научно обоснованной оценки перспектив развития науки, экономики, общества и природы с учётом глобальных трендов, внутренних заделов и вовлечением всех стейкхолдеров, формирующих будущее. В форсайт-исследовании Ассоциации менеджеров и НИУ ВШЭ приняли участие топ-менеджеры более 250 компаний ключевых секторов российской экономики: от информационных технологий и финансового сектора до нефтепереработки, металлургии и транспорта. В выборку попали руководители таких функциональных направлений, как управление персоналом, IT, логистика, PR, корпоративное управление, маркетинг, правовые вопросы, цифровая трансформация, коммерция, финансы. На первом этапе исследования был проведён комплексный анализ ведущих международных и российских прогнозов, форсайтов и стратегий, которые за последние несколько лет выпустили лидирующие мировые организации и компании. На втором этапе были проведены две форсайт-сессии с функциональными директорами и высшими руководителями компаний, на третьем – организован масштабный онлайн-опрос среди топ-менеджеров исследуемых профессий. Респонденты оценивали влияние глобальных трендов на развитие отечественного бизнеса, включая готовность к работе в условиях BANI-мира, а также значимость навыков и компетенций для руководителей будущего.
«Мы движемся к эре джокеров (или «чёрных лебедей») – труднопрогнозируемых событий с масштабными эффектами. Драма в этой связи заключается в том, что большинство бизнес-стратегий основываются на том, что известно, а джокеры отсекаются, – пояснил директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Александр Чулок. – Профессионалы, умеющие управлять изменениями и не боящиеся джокеров, готовые погрузиться в дебри науки и найти там прикладные решения для повышения конкурентоспособности компании, смотрящие на вызовы новой реальности и видящие возможности даже там, где другие сложили руки, – основа будущего роста экономики страны. Однако специалистов с такими компетенциями пока очень мало. Вырастить управленцев новой формации – ключевая задача нашей страны на ближайшие годы».

Чтобы «поймать и оседлать» глобальные тренды, половине компаний потребуются специалисты, которые совмещают различные функциональные обязанности. Исследователи также прогнозируют: более трети управленцев придётся устранять поколенческие разрывы и выстраивать эффективные коммуникации с молодёжью.
«Повышение эффективности внутри компании – важное направление для дальнейшей роботы. Оно может быть связано с ускорением тотальной цифровизации и переходом на умные системы. Для более чем половины компаний не последнюю роль в этих процессах будут играть корпоративные экосистемы и рост роли внутренней экосреды для обеспечения производительности и мотивации сотрудников», – подчеркнул Александр Чулок.

Среди топ-10 глобальных трендов, которые исследователи выделяют как «окно возможностей», – развитие технологий искусственного интеллекта и их масштабное применение в аналитической и управленческой практике; усиление взаимодействия России с развивающимися странами; рост российского IT-сектора; развитие электронной торговли, маркетплейсов и онлайн-платформ; усиление роли популяризации науки и технологий в обществе; рост спроса на персонализацию продуктов и услуг; повышение требований к компетенциям сотрудников и качеству их работы.


Новые знания

Почти 70% респондентов, участвовавших в исследовании, отметили, что в ближайшие пять лет роль топ-менеджеров усилится. При этом они должны «обрасти» новыми компетенциями. Среди них: навыки антикризисного управления и умение быстро принимать правильные решения; умение быстро адаптироваться к новым условиям; наличие смекалки, позволяющей найти возможности в сложной, неопределённой среде. Кроме того, в будущем потребуется умение восстанавливаться и управлять своей психоэмоциональной нагрузкой, критически мыслить и управлять рисками.

Готовность слышать и слушать, быть на одной человеческой волне, вовремя войти в положение сотрудника – то есть то, что связано с высоким эмоциональным интеллектом, – нашла поддержку у большинства опрошенных. 17% участников исследования также посчитали, что менеджер будущего должен обладать авторитарностью, уметь полностью контролировать все процессы и брать на себя ответственность. Не помешает умение управлять когнитивной нагрузкой.


Корпоративный срез

Компетенции, которыми должен обладать руководитель будущего, находят своё отражение в Модели корпоративных компетенций ОАО «РЖД», обновлённой в 2020 году. Благодаря ей скорректированы подходы к подбору, оценке, обучению и продвижению персонала.

В новую модель входят восемь компетенций: инициативность (готовность к изменениям, умение предлагать новые решения, инициировать новые проекты); клиентоориентированность (умение вовремя определить потребности и желания клиентов, чтобы удовлетворить их с максимальной пользой); ответственность за результат (готовность брать на себя ответственность за свои действия, решения, последствия решений, а также за действия зависимых людей); организация рабочего процесса (умение грамотно ставить задачи, правильно планировать, давать обратную связь, подводить итоги); умение работать в команде (быть командным игроком, работать на совместный результат, понимать свою роль и свой вклад в общее дело); забота о сотрудниках и их развитие (эффективное и последовательное формирование комфортной для работника корпоративной среды). Ещё две компетенции – комплексное мышление (умение замечать детали и в то же время видеть общую картину) и навыки выстраивания коммуникаций на разных уровнях (постоянное взаимодействие с коллегами, партнёрами, клиентами).

По итогам оценки компетенций организуются обучение и развитие конкретного специалиста или руководителя.

Юлия Антич

Делегирование полномочий
Ольга Бессонова, заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой – начальник отдела организационного развития и штатной работы Западно-Сибирской железной дороги,

Подход к штатному расписанию становится гибким

Рубрики: Управление
Новый подход
Алина Романова, ведущий инженер отдела организации труда в сфере управления движением ЦОТЭН,

В РЖД нормируют труд работников станции

Рубрики: Управление
«Фабрика процессов» повышает эффективность труда
Михаил Калашников, директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Платформа для отработки навыков и обмена опытом в действии

Рубрики: Управление
Лидер – это рабочая лошадка

Какими качествами должен обладать современый руководитель

Рубрики: Управление
Искусство управлять
Сергей Кобзев, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Развитию процессного подхода в холдинге уделяется большое внимание

Рубрики: Управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов
Денис Каплунов
«Нейрокопирайтинг. 100 приёмов влияния с помощью текстов». Издательство «Эксмо» 2016 год
Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru