Делегирование полномочий
Ольга Бессонова
Ольга Бессонова
заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой – начальник отдела организационного развития и штатной работы Западно-Сибирской железной дороги

Делегирование полномочий

Подход к штатному расписанию становится гибким
Для ОАО «РЖД» сегодня большое значение приобретает скорость внесения изменений в организационную структуру численного состава персонала из-за внешних и внутренних обстоятельств. Важно, чтобы у руководителей подразделений были на это полномочия.

Повседневная жизнь состоит из процессов, задач и решений, в которых мы принимаем непосредственное участие, обеспечивая непрерывное функционирование общества как единого механизма. Так и жизнь компании состоит из бизнес-процессов, грамотная и эффективная реализация которых является гарантом стабильности и важным условием для достижения успеха организации.

Служба управления трудовыми ресурсами и организационной структурой включает в себя два направления деятельности – это организация оплаты труда и формирование организационной структуры. Ведь от того, насколько рационально выстроена структура подразделения, как рассмотрены вопросы структурных преобразований, а также насколько конкурентоспособен уровень оплаты труда персонала, определяется эффективность выполняемых функций и успешное выполнение заданных бизнес-процессов железной дороги.


Изменение штатного расписания

В данный момент на Западно-Сибирской железной дороге реализуется пилотный проект по делегированию начальнику железной дороги полномочий на внесение изменений в штатное расписание подразделений, находящихся на финансово-хозяйственном обслуживании органа управления железной дороги (приписного штата), которые ранее необходимо было согласовывать в ОАО «РЖД».

В 2021 году был утверждён Порядок делегирования полномочий на внесение изменений в штатные расписания отдельных филиалов ОАО «РЖД» на основе принципов и инструментов организационного дизайна. Порядком установлены правила формирования, согласования, утверждения организационно-функциональных моделей (ОФМ) и штатных расписаний и внесения в них изменений.

В текущем году распоряжением ОАО «РЖД» утверждена организационно-функциональная модель приписного штата органа управления Западно-Сибирской железной дороги, а также перечень должностей и профессий подразделений приписного штата и значения индикаторов ОФМ, в пределах которых возможно изменение (увеличение или уменьшение) штатной численности. Это касается центров охраны окружающей среды, оценки, мониторинга персонала и молодёжной политики, оперативно-технического учёта работы локомотивов (моторвагонного подвижного состава), повышения эффективности труда персонала, управления автотранспортом, инновационного развития, также сектора служебных билетов.

Теперь мы можем оперировать численностью подразделений в пределах утверждённой ОФМ и поставленных перед руководством целевых задач.

Реализация данного проекта позволяет значительно ускорить и упростить процесс рассмотрения и согласования изменений в штатное расписание.


Как есть и как будет

Сегодня ни одно организационно-штатное изменение не обходится без построения бизнес-модели в автоматизированной системе управления бизнес-моделированием (АСУБМ), сравнительного анализа моделей в состоянии «как есть» и «как будет». Бизнес-моделирование позволяет наглядно, поэтапно выстроить каждый процесс в подразделении, разложив его до мельчайших подробностей, увидеть узкие места в работе, где происходит потеря времени на выполнение ненужных функций, дублирование функций, спрогнозировать возможные риски. Увязка АСУБМ в одно целое с другими автоматизированными системами, применяемыми в ОАО «РЖД», даёт возможность определять трудоёмкость вплоть до каждого работника – его загрузку, перечень выполняемых функций, сформировать должностные инструкции и регламенты процессов, рассчитать премирование работника по результатам выполнения показателей эффективности процесса, производить расчет потребности в персонале и даже выстроить структуру предприятия.


Типовая модель

Параллельно с делегированием полномочий на внесение изменений в штатное расписание Департаментом по организации, оплате и мотивации труда совместно с профильными департаментами на железных дорогах активно внедряются типовые организационно-функциональные модели служб, разработанные на основе процессного подхода, функционального анализа, проводятся работы по нормированию труда административно-управленческих работников.

Типовая организационно-функциональная модель выстраивает единую для железных дорог вертикаль управления, структуру служб, сформированную на основе выполняемых функций.

Для служб в целом и её подразделений установлены предельные значения индикаторов, определяющих минимально и максимально возможную численность подразделения, предельные значения нормы управляемости и звенности. Для привлечения высококвалифицированных специалистов с необходимым уровнем профессиональных компетенций в штатное расписание служб вводятся должности экспертов.

Первой для дороги типовой ОФМ стала ОФМ службы управления имуществом, на основе которой с 1 июня 2023 года сформировано и введено в действие штатное расписание службы управления имуществом.

Второй – временная типовая ОФМ службы управления персоналом, новое штатное расписание службы управления персоналом введено в действие с 1 сентября 2023 года.

Начальнику железной дороги делегированы права самостоятельно принимать решение о размещении работников служб в зависимости от производственной необходимости в границах железной дороги, а также вносить изменения в штатное расписание служб в рамках установленных индикаторов ОФМ в пределах фактической штатной численности и утверждённых бюджетных параметров железной дороги по согласованию с профильными департаментами, Департаментом по организации, оплате и мотивации труда, при приведении фактической штатной численности к нормативной – по согласованию с Департаментом экономики, Департаментом по организации, оплате и мотивации труда и профильными департаментами.

Постепенно все типовые штатные расписания будут заменены на типовые ОФМ, что сделает структуру более прозрачной.

Новый подход
Алина Романова, ведущий инженер отдела организации труда в сфере управления движением ЦОТЭН,

В РЖД нормируют труд работников станции

Рубрики: Управление
«Фабрика процессов» повышает эффективность труда
Михаил Калашников, директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Платформа для отработки навыков и обмена опытом в действии

Рубрики: Управление
Лидер – это рабочая лошадка

Какими качествами должен обладать современый руководитель

Рубрики: Управление
Управленец 2.0

Какими компетенциями должны обладать менеджеры будущего

Рубрики: Управление
Искусство управлять
Сергей Кобзев, первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД»,

Развитию процессного подхода в холдинге уделяется большое внимание

Рубрики: Управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников
Патрик Ленсиони
«Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов
Соня Шах
«Пандемия: Всемирная история смертельных вирусов». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2017 год
Принцип «чёрного ящика». Почему ошибки – основа наших достижений в спорте, бизнесе и жизни
Мэтью Сайед
«Принцип «чёрного ящика». Почему ошибки – основа наших достижений в спорте, бизнесе и жизни». Издательство «Азбука Бизнес» 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100