Восточный вектор

Восточный вектор

Территория опережающего развития требует инновационных подходов
На протяжении последних лет «Российские железные дороги» активно обновляют инфраструктуру БАМа и Транссиба. Напомним, указом президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в частности, предусмотрено сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней, увеличение пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей в полтора раза, до 180 млн тонн, устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного транспорта.

Летом текущего года в ОАО «РЖД» стартовал масштабный проект «Восток. Точка притяжения», направленный на развитие Восточного полигона.

На состоявшемся 9 октября 2020 года итоговом заседании коллегии Минтранса России, посвящённом рассмотрению промежуточных итогов деятельности транспортного комплекса в этом году, вице-премьер Андрей Белоусов вновь акцентировал внимание на ключевых приоритетах, стоящих сегодня перед отраслью. «Особо хотел бы обратить внимание на увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба, развитие подходов к морским портам и развитие Центрального транспортного узла», – сказал он.

Коллегия рассмотрела ход реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) на период до 2024 года.

Первый заместитель министра транспорта РФ Иннокентий Алафинов напомнил, что проект КПМИ «Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона железных дорог» предусматривает ввод более 500 объектов на период до 2024 года с финансовым обеспечением на период реализации в объёме 684,97 млрд руб.

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров отметил, что по итогам 2020 года ОАО «РЖД» обеспечит достижение целевых параметров КПМИ. «Несмотря на все внешние вызовы, российские железные дороги работают бесперебойно и надёжно. В непростой экономической ситуации решена ключевая задача – полностью сохранён наш коллектив. Компания строго выполняет все социальные обязательства, включая индексацию заработной платы. Максимально сохранена и выполняется в плановом порядке инвестиционная программа», – отметил глава компании.


Работа не останавливается

Начиная с 2013 года РЖД на территории Восточного полигона выполнили работы по строительству и реконструкции 39 станций (уложено более 300 км станционных путей), 97 искусственных сооружений, 16 объектов локомотивного хозяйства. Было модернизировано свыше 5 тыс. км железнодорожного пути, построен 31 разъезд, уложено 303,8 км вторых путей и более 2 тыс. стрелочных переводов, выполнено техническое перевооружение 45 тяговых подстанций и 16 постов секционирования контактной сети, завершена проходка нового Байкальского тоннеля протяжённостью 6,7 км.

В прошлом году на полигоне было введено в эксплуатацию более 194 км станционных путей, 280 км дополнительных главных путей, 60 объектов тягового электроснабжения, 16 объектов локомотивного хозяйства, реконструировано 93 км контактной сети. Введено в эксплуатацию пять железнодорожных мостов, в том числе мостовой переход через реку Зея, а также Владивостокский тоннель.

С 2013 года компания уже инвестировала в проект порядка 400 млрд руб.
«В 2020 и 2021 годах планируется завершить работы ещё на 238 строительных объектах и выполнить задачу первого этапа, увеличив провозную способность полигона до 144 млн тонн грузов в год», – отметил заместитель начальника Департамента капитального строительства ОАО «РЖД» Вадим Ильинов.

Результаты проделанной работы видны сейчас – по итогам 2019 года в направлении Дальнего Востока перевезено свыше 114 млн тонн экспортных грузов, что в два раза больше уровня 2012 года (58,1 млн тонн).


Своевременные решения

Железнодорожники активно ищут инновационные решения, которые можно применить для развития полигона. Например, в последние годы компания совместно с учёными и производителями ведёт работу над усовершенствованием конструкции верхнего строения пути. Уже сейчас гарантийный срок службы новых рельсов, скреплений и шпал увеличен до 700 млн тонн пропущенного тоннажа. Для сравнения: ещё в 2016 году этот показатель не превышал 450 млн тонн.
«Забайкальская и Восточно-Сибирская дороги находятся в резко континентальном климате с годовой амплитудой температур более 110 градусов. Это сложнейшие условия для эксплуатации бесстыкового пути, поэтому требуется принятие дополнительных мер по обеспечению его устойчивости», – отмечает директор проектно-конструкторского бюро по инфраструктуре Андрей Лисицин.

Уже созданы рельсы повышенной надёжности и износостойкости ДТ400ИК для использования в кривых малого радиуса. Сейчас они проходят испытания в условиях ЗабЖД и ВСЖД.

Применение на полигоне подшпальных прокладок позволит в шесть раз увеличить площадь контакта шпалы с балластом, увеличив тем самым ресурс подшпального основания балластного слоя. Это сократит расходы на выправочные работы, связанные с ликвидацией расстройства геометрии рельсовой колеи в результате проседания балласта.
«Опытная эксплуатация пути с подшпальными прокладками идёт на участке Горьковской дороги с грузонапряжённостью 98,5 млн тонн. Участок уже пропустил 90 млн тонн, отмечаем значительное снижение накопления остаточных деформаций и расстройства пути», – рассказал главный инженер управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры Дмитрий Бурков.

Первый заместитель генерального директора АО «НИИАС» Ефим Розенберг уточняет: для расшивки узких мест в РЖД используют метод моделирования. Он позволяет не только выявить узкие места, но и определить, как к ним подходить. «Главный инструмент, который мы применяем, – интервальное регулирование, позволяющее поездам двигаться с меньшим интервалом при гарантированном обеспечении безопасности», – говорит он.

Технология виртуальной сцепки, по его словам, также должна получить широкое распространение на полигоне. «Она даёт тот же эффект, что и вождение соединённых поездов. Но виртуальная сцепка соединяет поезда без побочного эффекта, даёт возможность соединять и вести не два, а больше поездов. Дальневосточная дорога перешла в стадию фактически постоянного использования технологии мирового уровня. И наше преимущество в том, что эти технологии у нас доведены до эксплуатационной модели. Мы их уже применяем, а наши западные коллеги пока только приступают к опытной эксплуатации», – добавляет Ефим Розенберг.


Непрерывное обновление

Восточный полигон – это не только новые технологии и нестандартные решения, но и современный парк локомотивов. Как ранее говорил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Дирекции тяги Олег Валинский, в этом году на полигон поступит 121 новый электровоз 3ЭС5К, а к 2025 году в эксплуатации будут только современные машины, которые смогут работать с увеличенным пробегом.
«Если говорить о важности развития полигона для российских железных дорог, приведу только две цифры: в 2019 году компания закупила 738 новых локомотивов на всю сеть, из них треть – 252 единицы – были направлены на четыре дороги, образующие полигон. Таким образом, особое внимание уделяется обновлению тягового подвижного состава именно в этой части страны», – говорил Олег Валинский.

В рамках программы развития БАМа и Транссиба в ближайшие пять лет будет завершено полное обновление парка локомотивов на Восточном полигоне. «Мы готовим к выпуску магистральный тепловоз 2ТЭ35А с асинхронным тяговым приводом. Конструкторы, инженеры вложили в тепловоз самые передовые технологии. Локомотив будет решать сложные задачи по вывозу грузов (составы весом до 7100 тонн) на неэлектрифицированных участках с горным профилем», – рассказал заместитель генерального директора по продажам АО «Синара – Транспортные машины» (СТМ) Антон Зубихин.

В тепловозе применяются технологии с элементами беспилотных систем, практически не требующих участия машиниста в управлении.

В СТМ также предложили решение для скоростных контейнерных перевозок – уникальные фитинговые платформы, способные нести один 80-футовый или два 40-футовых контейнера с конструктивной скоростью до 140 км/ч.
«Первые их прототипы, созданные в кооперации с Федеральной грузовой компанией, появятся в конце 2020 года», – отметил Антон Зубихин.


Ответственное отношение

Сегодня идут строительно-монтажные работы на 18 объектах, находящихся в границах Байкальской экологической зоны. По каждому из них пройдена государственная экологическая и техническая экспертиза, составлен перечень основных реализуемых природоохранных мероприятий. Всё существующее и перспективное строительство на Восточном полигоне проходит при полном соблюдении природоохранного законодательства и предполагает ряд мер компенсации экологического ущерба.

Так, РЖД взяли на себя обязательство оснастить объекты строительства системами видеонаблюдения, позволяющими в онлайн-режиме следить за происходящим на стройке всем желающим, включая экоактивистов. Все строительные площадки будут обеспечены автономными локальными очистными сооружениями замкнутого типа, на них будут установлены контейнеры для раздельного сбора отходов – стекла, пластика и бумаги. Кроме того, компания продолжит строительство и модернизацию очистных сооружений, замену электротехнического оборудования на тяговых подстанциях с отказом от маслонаполненных трансформаторов и выключателей. Пункты обогрева для путевых бригад будут последовательно переводиться с печного отопления на электрообогрев.

Напомним, что за последнее время РЖД подписали несколько документов в области экологии, которые напрямую касаются развития Восточного полигона.

Так, 25 августа между ОАО «РЖД» и Министерством природных ресурсов и экологии РФ подписано соглашение о сотрудничестве по сохранению Байкальской природной территории. Этот рамочный документ предполагает организацию взаимодействия по вопросам экологического мониторинга на инфраструктуре железнодорожного транспорта, а также развитие экологического туризма и экологического просвещения.

Также подписаны меморандумы о взаимодействии компании в сфере природопользования и охраны окружающей среды с регионами, территории которых опоясывают озеро Байкал. Это Иркутская область и Республика Бурятия.
«Через Байкал идут две наши основные магистрали – БАМ и Транссиб. Бережное отношение к природе является для ОАО «РЖД» главным приоритетом. Для железнодорожников дело чести – выйти здесь на абсолютно новый «зелёный» стандарт при реализации проектов», – заявил глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров на заседании правительственной комиссии по вопросам охраны озера Байкал, состоявшемся 13 октября под председательством вице-премьера Правительства РФ Виктории Абрамченко.

По словам Олега Белозёрова, в рамках строительства и реконструкции объектов инфраструктуры, которые требуются для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба, на Байкальской природной территории запланированы 144 объекта, из них в стадии реализации – 34. На 53 объектах получены положительные заключения государственной экологической и государственной технической экспертизы. На каждый объект разрабатывается экологический паспорт, который содержит информацию о компенсационных мероприятиях, данные о выполнении экологического мониторинга и контроля.

Для научного сопровождения проектов в части разработки и экспертизы природоохранных мероприятий ОАО «РЖД» планирует пригласить специалистов Сибирского отделения РАН.
«Наша позиция – принятие всех решений, исходя из минимально возможного вмешательства в природу, с привлечением экологических организаций и региональных властей, под строгим общественным контролем. Мы первыми среди российских компаний взяли на себя высокие публичные обязательства по применению лучших природоохранных практик, безусловной реализации всех экологических требований, проведению дополнительных охранных мероприятий, включая ликвидацию накопленного ущерба», – сказал Олег Белозёров.

Виталий Маслюк

Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура
Железные дороги мегаполиса

Реализация транспортных проектов позволяет городу развиваться

Рубрики: Инфраструктура
Стратегия роста

РЖД развивают Центральный и Санкт-Петербургский транспортные узлы

Рубрики: Инфраструктура
На паузу не поставили

Московские центральные диаметры продолжают расти в длину

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100