Транспортный каркас Сибири

Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»
Красноярский экономический форум (КЭФ), который проходил с 12 по 16 апреля, на этот раз был посвящён обсуждению вопросов, связанных с восстановлением российской экономики в условиях новой ковидной реальности. Локомотивом развития регионов Сибири, по мнению участников КЭФ, являются крупные инвестиционные проекты, которые в том числе реализуются ОАО «РЖД».

Губернатор Красноярского края Александр Усс во время пленарного заседания КЭФ подчеркнул, что географическое положение региона обусловливает необходимость развития всех видов транспорта, в том числе пассажирских и грузовых перевозок железнодорожным транспортом.
«Транспортная составляющая, а это крупные инфраструктурные проекты, является важнейшим трамплином для того, чтобы Сибирь стала опорой государства. Ни один инвестор, несмотря на сложности, не отказался от своих планов», – подчеркнул он.

Президент Центра экономики инфраструктуры Владимир Косой убеждён, что именно от развития маршрутной сети Сибири, транспортных коридоров зависит то, как будет развиваться экономика страны в целом. «Де-факто сейчас это один из основных производственно-логистических кластеров на территории РФ помимо Центральной России», – сказал он.


Комплексное развитие

Одним из ключевых инвестпроектов, который ОАО «РЖД» реализует на территории Енисейской Сибири, является проект «Увеличение пропускной способности участка Артышта – Междуреченск – Тайшет». Он направлен на снятие инфраструктурных ограничений на стратегически значимом для всей страны направлении. Его реализация затрагивает сразу три региона страны – Красноярский край, республики Хакасия и Тыва.
«Обеспечение транспортной доступности промышленных кластеров регионов является ключевым фактором для их дальнейшего развития. Приоритетная задача Красноярской магистрали на ближайшие годы – усиление имеющейся инфраструктуры», – отметил заместитель начальника Красноярской дороги по работе с органами власти Лев Ткачёв, выступая на КЭФ.

Проект увеличения пропускной способности включает строительство вторых главных путей на однопутных перегонах направления, реконструкцию станций, усиление устройств электроснабжения, а также прокладку двух тоннелей. В 2021 году началось проектирование по всем объектам программы, на семи объектах уже приступили к строительным работам. Только в этом году общий объём средств, которые планируется направить на реализацию проекта на Красноярской дороге, составит 5,4 млрд руб.

Лев Ткачёв напомнил, что главой государства поставлена задача в течение ближайших четырёх лет увеличить на 30% объём вывоза угольной продукции из Кемеровской области. «Этого показателя мы сможем достичь, в том числе реализуя данный проект», – отметил он.

Параллельно строительным работам ОАО «РЖД» занимается ремонтом уже существующих путей, а также обновляет подвижной состав магистрали.
«Дорога – это люди. Поэтому мы также реконструируем и обновляем наши социальные учреждения – больницы, детские сады, школы», – добавил Лев Ткачёв.

Глава Республики Хакасия – председатель правительства Республики Хакасия Валентин Коновалов назвал этот проект одним из основных для региона. «В 2021–2024 годах в Хакасии планируется построить и реконструировать 12 объектов железнодорожной инфраструктуры общего пользования. В конечном итоге это позволит фактически вдвое увеличить пропускную и провозную способность, обеспечить бесперебойную отгрузку и вывоз продукции по железной дороге», – сказал он.


Транспортный хаб и ОЭЗ

В планах у красноярских властей создать на базе городского аэропорта крупный транспортный хаб и особую экономическую зону (ОЭЗ). В настоящее время идёт формирование соответствующей заявки в Минэкономразвития РФ. Идею уже поддержал президент России Владимир Путин. Создание ОЭЗ позволит сконцентрировать на единой площадке производственные мощности промышленности.

Напомним, на территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности: инвесторы получают готовую инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства. Кроме этого, резиденты ОЭЗ получают значительные таможенные и налоговые льготы, а система администрирования через одно окно позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В перспективе аэропорт планируется связать с ОЭЗ железной дорогой. «Это позволит не только повысить мобильность пассажиров, но и создать производственно-логистическую зону для доставки грузов железнодорожным транспортом», – считает заместитель председателя правительства Красноярского края Сергей Верещагин.

По его словам, проект находится на стадии обсуждения с ОАО «РЖД». Протяжённость ветки составит 34 км. «Дорога повысит привлекательность земельных участков. При появлении комфортабельной электрички транспортная доступность этих территорий возрастёт. Застройщики будут охотно строить жильё. Запустив этот проект, Красноярск получит эффекты на всём пути следования дороги», – считает генеральный директор АО «ИК «РЖД-Инвест» Иван Григорович.

Вместе с этим он обращает внимание на экономическую составляющую реализации проекта. «Стоимость строительства дороги до аэропорта и ОЭЗ составит более 8 млрд руб. Здесь простого пути решения задачи нет, так как экономика этого проекта не самая простая. Необходимой грузовой базы, окупаемой для РЖД, пока не просматривается. Но варианты софинансирования проекта со стороны Федерации или субъекта по концессионной модели могут дать шанс этому проекту», – полагает Иван Григорович.

Он напомнил, что РЖД за последние два года заключили несколько концессионных соглашений с регионами (см. справку).

Окончательное решение по параметрам проекта должно быть принято уже в этом году.


Восточное направление

В регионах высоко оценивают деятельность ОАО «РЖД» по развитию Восточного полигона.

Напомним, Указом президента РФ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», в частности, предусмотрено сокращение времени перевозки контейнеров железнодорожным транспортом с Дальнего Востока до западной границы России до семи дней, увеличение пропускной способности магистралей в полтора раза, до 180 млн тонн, устранение логистических ограничений при экспорте товаров с использованием железнодорожного транспорта.
«Модернизация двух магистралей – БАМа и Транссиба – ключевым образом влияет на развитие всего промышленного комплекса нашего региона, – говорит начальник отдела железнодорожного транспорта Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Ольга Золотарёва. – Более 60% муниципальных образований области находится в зоне влияния магистралей. Сейчас многие территории малонаселённые, надеемся, что большое количество людей сможет закрепиться на них. Ведь масштабные работы ОАО «РЖД» по модернизации Восточного полигона обеспечат рабочие места».

Уже построено две новые станции и 28 разъездов, реконструировано 40 станций и два разъезда, построены вторые пути на 8 участках и 3 двухпутные вставки, введены в эксплуатацию новые объекты локомотивного и энергетического комплексов.

В 2021 году планируется построить и реконструировать ещё 26 станций и разъездов, уложить вторые пути на 6 участках и 2 двухпутные вставки. Кроме того, продолжится развитие приграничного с КНР участка Махалино – Камышовая – Хуньчунь, Ванинско-Совгаванского железнодорожного узла, подготовка железнодорожной инфраструктуры Биробиджан – Ленинск для обеспечения перевозок через строящийся новый пограничный переход с Китаем.

Ольга Золотарёва отметила, что ОАО «РЖД» принимает дополнительные меры по защите озера Байкал в период проведения работ по модернизации БАМа и Транссиба и продолжит эту работу при их дальнейшей эксплуатации. «Это закреплено в меморандуме о сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды, подписанном ОАО «РЖД» и правительством Иркутской области», – напомнила она.

Напомним, в границах Иркутской области и Республики Бурятия с августа прошлого года реализуется план дополнительных мер, направленных на охрану окружающей среды в центральной экологической зоне Байкальской природной территории при строительстве и реконструкции объектов БАМа и Транссиба. Всего до 2024 года планируется выполнить 70 природоохранных мероприятий.

С начала реализации плана железнодорожники уже запустили систему экологического контроля и горячую линию по вопросам организации природоохранных мероприятий. В ближайших планах – создание онлайн-портала для размещения информации, оснащение объектов системами видеонаблюдения, организация работы мобильных автоматизированных постов непрерывного экомониторинга. Ряд природоохранных мероприятий будет проводиться на Кругобайкальской железной дороге.

Разработаны мероприятия по раздельному сбору мусора на станциях и остановочных платформах Кругобайкальской железной дороги, а также на объектах БАМа и Транссиба, где ведутся строительно-монтажные работы.

Кроме того, компания продолжит строительство и модернизацию очистных сооружений, замену электротехнического оборудования на тяговых подстанциях с отказом от маслонаполненных трансформаторов и выключателей.

Также предусмотрены мероприятия по расширению объёмов лесных насаждений, защите и увеличению популяции некоторых видов животных и птиц, в том числе сокола балобана на территории Прибайкальского национального парка.

Пункты обогрева для путевых бригад будут последовательно переводиться с печного отопления на электрообогрев.

Виталий Маслюк

СПРАВКА
Концессия является одной из форм государственно-частного партнёрства. Соглашение предусматривает, что концедент – государство, регион или муниципалитет – передаёт частному инвестору-концессионеру в аренду земельный участок и имущество, а тот на свои средства ремонтирует или строит объект, например прокладывает железнодорожные пути или участок автомагистрали. Впоследствии инвестор получает либо доход от эксплуатации объекта, пока действует концессионное соглашение, либо вознаграждение за свою работу.
Перспективное направление для использования концессии – развитие железнодорожной инфраструктуры на подъездах к ОЭЗ и строительство путей необщего пользования. ОАО «РЖД» заключило три концессионных соглашения – с Калужской, Саратовской и Свердловской областями. Все они направлены на создание инфраструктуры для работы ОЭЗ.
Концессия с Калужской областью стала первой региональной концессией ОАО «РЖД». В сентябре в рамках VII Инфраструктурного конгресса «Российская неделя государственно-частного партнёрства» она стала победителем Национальной премии в сфере развития инфраструктуры «РОСИНФРА» в номинации «Лучший проект государственно-частного партнёрства в сфере железных дорог». Напомним, что соглашение предполагает строительство железнодорожных путей необщего пользования с примыканием к станции Людиново-1 Московской железной дороги с целью обеспечить для резидентов ОЭЗ «Калуга» возможность вывоза продукции.
Объём инвестиций составит 655 млн руб.
Срок действия концессии – 10 лет. Регион взял на себя обязательство обеспечить минимальный гарантированный доход, который позволит ОАО «РЖД» окупить инвестиционные вложения менее чем за пять лет.
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура
Восточный вектор

Территория опережающего развития требует инновационных подходов

Рубрики: Инфраструктура
Железные дороги мегаполиса

Реализация транспортных проектов позволяет городу развиваться

Рубрики: Инфраструктура
Стратегия роста

РЖД развивают Центральный и Санкт-Петербургский транспортные узлы

Рубрики: Инфраструктура
На паузу не поставили

Московские центральные диаметры продолжают расти в длину

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100