Стратегия роста

Стратегия роста

РЖД развивают Центральный и Санкт-Петербургский транспортные узлы
На совещании по вопросам развития транспортной отрасли, состоявшемся 7 мая этого года, глава государства поставил перед компаниями задачу сохранить инвестиционные программы в условиях распространения коронавируса. Среди приоритетных проектов, которые не должны останавливаться, президент РФ назвал развитие Центрального транспортного узла.

По словам Владимира Путина, за последние годы в стране запущены масштабные проекты по увеличению пропускной способности железных дорог и подходов к морским портам, по развитию автодорожной сети и водных путей. «Это модернизация Восточного полигона, портов Юга и Северо‑Запада, развитие Центрального транспортного узла в европейской части страны. Также российские компании набрали хороший темп по обновлению подвижного состава, морских и речных судов, автомобильной техники. Нужно максимально сохранить инвестиционные программы транспортного комплекса, развития инфраструктуры, чтобы сберечь производственные связи, рабочие места специалистов, доходы граждан как в самой отрасли, так и в смежных секторах», – подчеркнул президент.


Узел Московской агломерации

Программа развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учётом организации в столице перспективных диаметральных маршрутов реализуется ОАО «РЖД» совместно с правительством Москвы и Московской области с 2019 года. Её цель – сокращение нагрузки на городской общественный транспорт и уличную дорожную сеть, преобразование железнодорожного транспорта из пригородного в пригородно-городской. Планируемый объём инвестиций до 2024 года – 808,8 млрд руб. (без учёта затрат на освобождение территории и выносы коммуникаций), в том числе 310,5 млрд руб. – средства ОАО «РЖД», 280,6 млрд руб. – федерального бюджета, 217,7 млрд руб. – бюджета Москвы.

Как отметил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» – начальник Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олег Тони, реализация программы позволит увеличить к 2024 году пассажиропоток в пригородном сообщении почти на 100 млн пассажиров – до 850 млн в год. Для сравнения: в 2019 году пригородные электрички перевезли в Московской агломерации 764,9 млн пассажиров.

Ключевой проект развития Центрального транспортного узла – Московские центральные диаметры (МЦД). Сейчас на двух действующих Московских центральных диаметрах (МЦД-1 Одинцово – Лобня и МДЦ‑2 Нахабино – Подольск) работают 58 станций. С 19 из них доступна пересадка на станции метро и Московского центрального кольца (МЦК). В перспективе количество станций МЦД-1 и МЦД-2 будет увеличено до 66, а число пересадок – до 27.
«Программа развития диаметров амбициозная, – говорит заместитель руководителя транспортно-инженерного центра Института Генплана Москвы Денис Власов. – Она подразумевает и активное развитие путевого хозяйства. Завершается строительство пятого пути на ярославском направлении, строятся главные пути на направлениях МЦД-1 и МДЦ-2. В будущем появятся и главные пути МЦД-3 (Зеленоград – Раменское), и МЦД-4 (Апрелевка – Железнодорожный), и МДЦ-5 (Пушкино – Домодедово)».

По его словам, транспортные проекты оживляют городскую территорию и дают толчок развитию других проектов. «Активное строительство в Москве хордовых магистралей началось после того, как стало понятно, как эффективно заработало МЦК», – поясняет Денис Власов.

Важный элемент пригородного сообщения – фирменные экспрессы. Это скорые поезда с предоставлением мест, которые курсируют по межобластным маршрутам и соединяют Москву с Тулой, Калугой, Рязанью, Владимиром, Александровом. Также они выполняют рейсы в два крупных подмосковных города – Дубну и Орехово-Зуево. По данным Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК), в 2019 году более 5,7 млн пассажиров воспользовались фирменными экспрессами. Это на 200 тыс. человек больше, чем в 2018‑м.

Самым популярным маршрутом фирменных экспрессов является маршрут Москва – Калуга. Здесь за прошедший год перевезено почти 1,6 млн человек. По расчётам Института Генплана Москвы, к 2030 году пассажиропоток скорых электричек вырастет в 2,5 раза.

Дальнейшее развитие Центрального транспортного узла невозможно без изменения и вокзального комплекса Москвы, считают эксперты.
«Последний построенный в Москве вокзал – Савёловский – был открыт в 1902 году. Но даже век спустя мы не говорим о серьёзной и решительной трансформации системы столичных вокзалов, а лишь о последовательном развитии транспортной системы», – подчёркивает Денис Власов.

Так, сейчас прорабатывается возможность формирования Южного и Восточного железнодорожных вокзалов. Южный вокзал может быть сформирован на базе Павелецкого вокзала, а площадка под Восточный вокзал ещё не определена. Восточный вокзал в большей степени будет рассчитан на транзитные поезда, следующие через Москву.

Кроме того, дополнительные вокзальные терминалы планируется построить для обслуживания поездов высокоскоростных магистралей (ВСМ) на Ленинградском и Курском вокзалах.

Программа развития Центрального транспортного узла также предполагает строительство дополнительных остановочных пунктов поездов дальнего следования с возможностью пересадки на другие виды транспорта.

Так, в этом году на станции Локомотив МЦК железнодорожники планируют приступить к строительству платформы для остановки транзитных пассажирских поездов дальнего следования. Для пропуска пассажирских поездов будет задействован третий главный путь МЦК. «Это серьёзная задача, которая потребует решения вопросов, связанных с безопасностью пассажиров, организацией железнодорожного движения, работой пассажирского транспорта вокруг новых ТПУ», – подчёркивает Денис Власов.

Не менее важное направление развития Центрального узла – увеличение грузовых перевозок.

По словам начальника Московской железной дороги (МЖД) Михаила Глазкова, с запуском МЦД основная нагрузка легла на сортировочные станции Бекасово, Орехово-Зуево и Рыбное.
«Грузы ввозятся в Москву только в ночное время с минимальным влиянием на график движения пассажирских и пригородных поездов. Важную роль в технологии играет работа транспортно-логистических центров, таких как Электроугли, Кунцево, Ворсино», – поясняет он.

Сегодня для обеспечения нужд Москвы в город ежесуточно ввозится в среднем 2,5 тыс. вагонов различных грузов, необходимых для потребительского рынка, строительства и промышленности. По прогнозам, к 2025 году город будет получать уже 3,5 тыс. вагонов в сутки.

Как подчёркивает Денис Власов, возможности для увеличения обработки и транзита грузов у столицы есть. «Это мы в первую очередь связываем с реконструкцией грузовых ворот Ховрино, Кунцево-2 и Москва-Товарная-Ярославская», – сказал он.

Очевидно, что пандемия COVID-19 стала уникальным, серьёзным вызовом для мировой экономики и системообразующих компаний. Целые отрасли вынуждены менять свою модель работы и серьёзно корректировать производственные планы. Но это не повод отказываться от планов. «Ограничения когда-нибудь будут сняты, и мы должны быть готовы к восстановлению спроса», – заявил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров ранее в интервью газете «Гудок».


Санкт-Петербургский план

В начале апреля правление ОАО «РЖД» в формате видеоконференции одобрило «Концепцию по развитию железнодорожной инфраструктуры в целях организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле».
«Политика компании направлена на решение транспортных проблем в крупных городских агломерациях, становление железнодорожного транспорта как неотъемлемой, а в ряде случаев ключевой составляющей городского пассажирского транспорта», – отметил тогда глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Документ предполагает развитие пассажирских и грузовых перевозок, обновление железнодорожной инфраструктуры.

Положения концепции, рассчитанной до 2030 года, разрабатывались при участии правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов в конце апреля направил письмо Олегу Белозёрову, в котором одобрил концепцию. Поддержал документ и губернатор – председатель правительства Ленинградской области Александр Дрозденко.

Примерный объём инвестиций ОАО «РЖД» в развитие узла составит порядка 88 млрд руб., в том числе свыше 22 млрд руб. будут направлены на развитие пассажирского комплекса.

В пресс-службе Смольного пояснили «Пульту управления», что концепция является стратегическим документом, определяющим основные направления развития транспортного комплекса.
«Её положения в дальнейшем будут использоваться для принятия решений в сфере развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга и Ленинградской области и утверждения соответствующих нормативно-правовых актов», – пояснили в администрации города.

На первом этапе реализации концепции планируется вывод из города транзитного грузового движения. Для этого планируется построить Северо-Восточный железнодорожный обход (Павлово-на-Неве – Орехово) и Юго-Западный обход (Владимирская – Бронка) общей протяжённостью 159 км, а также провести реконструкцию Южного полукольца Рыбацкое – Предпортовая – Автово со строительством второго главного пути. Это позволит обеспечить бесперебойный пропуск грузовых поездов к портам Финского залива.

К 2030 году планируется частичное перераспределение сортировочной работы с транзитными потоками со станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский на станции Шушары и Волховстрой, а также реконструкция станций, систем регулирования движения и усиление инфраструктуры внутриузловых линий.

Вынос транзита за пределы города окажет благоприятное воздействие и на экологическую обстановку в Санкт-Петербурге.

Масштабные задачи предстоит решить и в направлении пассажирских перевозок. В регионе будет организовано тактовое движение поездов до Выборга, Всеволожска, Красного Села, Колпино и Тосно, Павловска, Гатчины, Белоострова и Ораниенбаума, а также планируется запустить электропоезда по маршруту Санкт-Петербург-Финляндский – Левашово – Сертолово. Среди приоритетов – организация железнодорожного сообщения с аэропортом Пулково.

Вторым этапом станет создание прямых маршрутов электропоездов Белоостров – Ораниенбаум, Гатчина – Токсово. Для интеграции пригородно-городских маршрутов с линиями метрополитена к 2030 году будут построены 9 новых транспортно-пересадочных узлов, которые обеспечат пересадку пассажиров на 5 линий подземки. Предполагается, что интервал движения составит 10 минут. «Это позволит добираться из южных районов агломерации в северные без дополнительных пересадок. Организация таких маршрутов позволит создать новые пересадочные узлы, разгрузить головные вокзалы, сбалансировать нагрузку на городской транспорт и автомагистрали», – рассказал «Пульту управления» вице-губернатор Санкт-Петербурга Евгений Елин.

Олег Тони добавил, что запуск городских электричек в Санкт-Петербурге поможет снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, что обеспечит удобство жителей и гостей города. Реализация этих планов позволит уже к 2030 году на Санкт-Петербургском железнодорожном узле увеличить объёмы перевозок грузов в 1,4 раза. Что касается пассажиропотока в пригородном сообщении, то он вырастет в 1,8 раза и составит 142,4 млн пассажиров в год.
«Для последующих мероприятий в рамках реализации концепции планируется внесение изменений в Генеральный план Санкт-Петербурга на 2021–2050 годы», – пояснили в пресс-службе администрации Санкт-Петербурга.

Виталий Маслюк

Дела домашние
Алексей Царёв, начальник отдела разработки и реализации жилищных программ Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Компания помогает работникам приобрести жильё

Рубрики: Инфраструктура
Человек в центре внимания
Светлана Мусич, главный эксперт Департамента социального развития ОАО «РЖД» ,

РЖД развивают социальную инфраструктуру в регионах

Рубрики: Инфраструктура
Накормить правильно
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Как в компании улучшают рацион железнодорожников

Рубрики: Инфраструктура
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru