Эффект магистрали

Эффект магистрали

ВСМ дадут импульс развитию экономики
Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года предусмотрено развитие скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения в стране. Первая высокоскоростная магистраль (ВСМ) в России должна соединить два крупнейших города – Москву и Санкт-Петербург. Проектирование ВСМ начнётся уже в этом году. Развитие железнодорожного сообщения на высоких скоростях должно подтолкнуть рост экономики, развитие регионов, создание новых рабочих мест.

Напомним, в апреле 2019 года президент России Владимир Путин поддержал идею проектирования ВСМ Москва – Санкт-Петербург (см. справку).

Реализация проекта ВСМ Москва – Казань пока отложена, сообщил 7 марта журналистам заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. По его словам, вопрос строительства магистрали на сегодняшний момент имеет «большую финансовую ёмкость».

О том, что ОАО «РЖД» планирует в ближайшее время заключить договор на проектирование высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург, сообщил генеральный директор – председатель правления компании Олег Белозёров в рамках Дня российских железных дорог в Совете Федерации 12 февраля текущего года. «Мы планируем, что 2,5 года у нас уйдёт на проектирование. И уже в 2026–2027 годах появится высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург», – сказал он.


Экономические расчёты

Холдингом проделана большая предпроектная работа. Так, в 2019 году были проведены сравнительный анализ параметров проектирования и принятых проектных решений обоснования инвестиций в строительство ВСМ, рекогносцировка трассы будущей магистрали. Разработаны обоснования для формирования технических требований, конструктивных решений и предложений по мостовым сооружениям (ИССО) для будущей ВСМ.

Также выполнен пересчёт сметной стоимости обоснования инвестиций в строительство ВСМ в текущий и прогнозный уровень цен.
«При этом многие решения, которые использовались в проекте ВСМ Москва – Казань, будут использоваться для строительства ВСМ Москва – Петербург», – подчёркивает главный инженер, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Добавим, что в августе прошлого года в рамках форума «PRO//Движение.Экспо» в Щербинке ОАО «РЖД» и «Немецкая инициатива по развитию высокоскоростных железнодорожных магистралей в России» подписали меморандум о сотрудничестве при проектировании, финансировании и реализации магистрали Москва – Санкт-Петербург.

Подписи под документом поставили глава холдинга Олег Белозёров и главный исполнительный директор «Сименс Мобильность» ГмбХ Сабрина Суссон.

Согласно подписанному документу, стороны выразили согласие развивать всестороннее сотрудничество в области проектирования и консультирования, производства и поставки оборудования, инвестирования и финансирования при реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Соглашение предполагает локализацию технологий и поставку оборудования совместными предприятиями, расположенными на территории РФ, в том числе в сфере строительства подвижного состава и производства необходимых для него компонентов.

Отметим, что предварительная оценка стоимости строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург составляет 1,5 трлн руб.

Планируется, что проект ВСМ будет реализован на основе механизмов государственно-частного партнёрства.

Предполагается, что высокоскоростная трасса Москва – Санкт-Петербург длиной 659 км будет обслуживать объём пассажирского движения в размере 42 пар поездов. На входе в Москву и Санкт-Петербург движение сохранится на постоянном токе 3 кВ, а непосредственно высокоскоростная часть будет электрифицирована на переменном токе 2x25 кВ.

На магистрали расположится 13 станций, 37 больших и 105 средних мостов, 18 эстакад, 96 ж/д путепроводов.
«Выбор направления Москва – Санкт-Петербург в качестве первого проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали в России очевиден: он соединит две крупнейшие в стране агломерации. Поэтому логика очень простая: две крупные агломерации соединяем между собой высокоскоростной железнодорожной сетью. Высвобождается действующая железнодорожная сеть, по ней пойдут грузы из Питера до Москвы», – говорил ранее министр финансов РФ Антон Силуанов.

По экспертным оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), высвобождающиеся пропускные способности обычных железнодорожных линий – это не только экономия инвестиционных ресурсов, но и потенциальные дополнительные доходы от перевозки грузов. Этот эффект может составить до 1,5 трлн руб. Кроме того, рассматривается возможность привлечения на ВСМ контейнерных перевозок в размере до двух миллионов тонн. Это тоже даст дополнительный доход свыше 100 млрд руб.

Запуск ВСМ Москва – Санкт-Петербург облегчит и выход грузов по Транссибирской магистрали с Урала в направлении Северо-Запада РФ, отмечали ранее в РЖД. Отметим, что Минфин предложил ввести налоговые льготы для строителей и эксплуатантов высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ), законопроект уже подготовлен и сейчас находится на согласовании в Правительстве РФ.

Минфин предлагает освободить от НДС до 2060 года аренду инфраструктуры ВСМ, а также её использование для перевозки пассажиров и багажа. На тот же срок предлагается освободить от налога на имущество новую недвижимость и инфраструктуру магистралей.
«Поправки в Налоговый кодекс нужны, чтобы предотвратить сильный рост налоговой нагрузки на строителей таких дорог. Принятие поправок также будет способствовать развитию регионов, созданию новых рабочих мест и повышению налогового потенциала регионов», – говорится в пояснительной записке к документу.


Пассажиры скажут да

После ввода в эксплуатацию ВСМ из Москвы до Санкт-Петербурга (и обратно) можно будет добраться за два часа, а до Твери – всего за один. Сейчас обычный скорый поезд проходит этот путь в среднем за 9 часов, а «Сапсаны» за 3,5 часа. Даже самолёт, если учесть время трансфера в аэропорт, прохождения регистрации и досмотра в аэропорту, доставит пассажира из столицы в столицу за 4 часа.

Отметим, что сейчас между Москвой и Санкт-Петербургом каждые сутки курсирует более 30 пар поездов, из которых 15 – скоростные «Сапсаны».

При этом в РЖД фиксировался постоянный рост спроса на скоростные поезда. Так, услугами поездов «Сапсан» в 2019 году воспользовались почти 5,7 млн пассажиров, что на 4% больше, чем годом ранее. Всего с начала эксплуатации поездов «Сапсан» (17 декабря 2009 года) ими перевезено более 40 млн пассажиров – сертификат юбилейному пассажиру был вручён 3 марта этого года. В настоящий момент на долю «Сапсанов» приходится более половины пассажиропотока на линии Санкт-Петербург – Москва. Заполняемость приближается к 100%. По понятным причинам в разгар пандемии активность снизилась, но это не будет продолжаться вечно.

С запуском ВСМ пассажиропоток между двумя городами может вырасти втрое – с 11 млн до 33 млн человек в год, считает вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков. «Это одно из самых загруженных направлений на сегодняшний момент. Людям будет удобно пользоваться ВСМ, – продолжает он. – Да, есть те, кому удобно, например, из аэропортов Шереметьево или Пулково улететь, потому что человек поблизости живёт или работает. Но основная масса людей всё же добирается в аэропорт из центра и районов Москвы или Санкт-Петербурга, поэтому высокоскоростные магистрали будут очень востребованы».

Средний тариф на проезд из Москвы в Санкт-Петербург или обратно составит около 3,5 тыс. руб., что сопоставимо с ценами на проезд в экономическом классе «Сапсана». Сравнительно невысокая стоимость билетов объясняется тем, что именно так достигается максимальный пассажиропоток, что важно для финансовой модели проекта. При этом в моменты повышенного спроса стоимость билета будет увеличиваться.


Магистраль развития

По мнению Павла Чистякова, запуск ВСМ даст толчок социально-экономическому развитию страны, повышению привлекательности её инвестиционного климата. Так, благодаря этому произойдёт объединение столиц и региональных центров в единый агломерат, повысится мобильность населения, будут создаваться новые рабочие места. Высокоскоростной транспорт подстегнёт развитие целого ряда других индустрий (торговля, туризм).

По данным экспертов Института проблем естественных монополий, эксплуатация ВСМ приведёт к росту не только ВРП (валового регионального продукта) связанных линией регионов, но и ВВП России в целом.
«При этом проектирование должно учитывать обязательное использование отечественных разработок, появившихся в период проектирования линии ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань. На пилотном проекте ВСМ Москва – Санкт-Петербург можно отработать технологии, адаптировать их к климатическим особенностям России. А далее продолжать линии на восток и юг страны, сжимая расстояния и повышая качество жизни россиян», – считают в ИПЕМ.

Как сказано в ДПР компании, приоритетными для реализации являются линии, обеспечивающие агломерационные социльно-экономические эффекты, улучшающие транспортную доступность крупнейших макрорегионов России. Это Москва – Санкт-Петербург; Москва – Ростов-на-Дону – Краснодар – Адлер (с продлением маршрута до Республики Крым); Москва – Орёл – Курск – Белгород; Москва – Тула – Воронеж; Новосибирск – Барнаул; Москва – Ярославль.
«При реализации проектов скоростного и высокоскоростного сообщения пассажиры получат оптимальное соотношение скорости, комфорта и стоимости проезда, а грузоотправители и грузополучатели – высокую скорость и надёжность доставки», – сказано в документе.

В ДПР предусмотрено и создание линейки российского подвижного состава грузовых и пассажирских модификаций для скоростей движения от 200 до 400 км/ч (в том числе с изменяемой шириной колеи и применением автономных источников питания).

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Линия Москва – Санкт-Петербург неоднократно становилась полигоном для тестирования новых железнодорожных технологий. Так, именно здесь в 1851 году была запущена первая в России полноценная железнодорожная магистраль общего пользования. Кроме того, на этом участке решением императора Николая I была использована широкая колея (на тот момент – 1524 мм).
Идеи строительства в СССР специализированных высокоскоростных железнодорожных линий стали высказываться в конце 1960-х годов. С 1984 года на линии курсировал скоростной электропоезд ЭР200 отечественной разработки.
В 1991 году президент РСФСР Борис Ельцин издал указ № 120 «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной магистрали Санкт-Петербург – Москва».
Согласно проекту, разработанному институтом Ленгипротранс в 1992 году, длина дороги должна была составить 659,1 км, ширина колеи – 1520 мм. Маршрутная скорость – 220–260 км/ч с максимальной эксплуатационной скоростью 300 км/ч, а расчётной – 350 км/ч.
ВСМ должна была пройти примерно в 30 км от главного хода Октябрьской железной дороги. На линии предполагалось построить две участковые станции с ремонтной базой (Новая Тверь, Мельниково) и 8 промежуточных станций (Обухово-2, Жаровская, Крестцы, Валдай-Скоростная, Граничная, Садва, Логовежь, Высоковск). Примерный график предполагал отправку экспрессов с конечных пунктов утром (с 6 до 9 часов) и вечером (с 18 до 21 часа), а в период с 9 до 18 часов – через 1–2 часа. Время в пути без остановок должно было составлять 2,5 часа. Ночное время предполагалось использовать для ремонтных и хозяйственных работ.
Однако проекту не было суждено состояться – в 1998 году президент России Борис Ельцин отменил собственный указ.
В 2004 году Минтранс РФ выступил с инициативой возобновления проекта строительства отдельной высокоскоростной магистрали между двумя городами. В апреле 2019 года Владимир Путин поддержал предложение врио губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова и гендиректора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова о проектировании ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Дела домашние
Алексей Царёв, начальник отдела разработки и реализации жилищных программ Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Компания помогает работникам приобрести жильё

Рубрики: Инфраструктура
Человек в центре внимания
Светлана Мусич, главный эксперт Департамента социального развития ОАО «РЖД» ,

РЖД развивают социальную инфраструктуру в регионах

Рубрики: Инфраструктура
Накормить правильно
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Как в компании улучшают рацион железнодорожников

Рубрики: Инфраструктура
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости
Ася Казанцева
«Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». Издательство «Corpus» 2023 год
Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху
Карл Марси
«Перепрошивка: как защитить свой мозг в цифровую эпоху». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2023 год
Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников
Патрик Ленсиони
«Почему не все любят ходить на работу. Правда о вовлечённости сотрудников». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru