Столичные узлы

Столичные узлы

Москва и Санкт-Петербург сделали ставку на железнодорожный транспорт
Российские железные дороги продолжают реализацию двух масштабных проектов по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортного узлов. Значительные инвестиции в развитие железной дороги в двух городских агломерациях подразумевают строительство и реконструкцию уже существующих путей, увеличение их пропускной способности и развитие проекта «Городская электричка». Что сделано и что ещё предстоит сделать, выяснил «Пульт управления».


Первые диаметры

В прошлом году ОАО «РЖД» совместно с мэрией Москвы и правительством Московской области утвердили «Программу развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла с учётом организации перспективных диаметральных маршрутов на период 2019–2024 годов».

Цель программы – повышение качества транспортной системы московской агломерации, сокращение нагрузки на городской общественный транспорт и уличную дорожную сеть, а также обеспечение комфортного перемещения пассажиров.

До 2024 года ОАО «РЖД» инвестирует в развитие Центрального транспортного узла более 200 млрд руб. Средства направят на реконструкцию и строительство новых железнодорожных путей, платформ и станций, обновление подвижного состава. Деньги пойдут в том числе и на развитие Московских центральных диаметров (МЦД). Напомним, в ноябре 2019 года было запущено движение по первым двум маршрутам – МЦД-1 (Одинцово – Лобня, белорусско-савёловский диаметр) и МЦД-2 (Нахабино – Подольск, курско-рижский диаметр). В настоящий момент ежесуточный пассажиропоток двух диаметров составляет около 500 тыс. человек.

Для запуска движения поездов по МЦД железнодорожники провели масштабную работу по развитию инфраструктуры в Москве и области: построили и реконструировали почти 160 км путей и более 200 км контактной сети, 7 мостов и тоннелей, 39 пассажирских платформ и 21 разноуровневый пешеходный переход.
«Все привыкли, что железная дорога – это пригородные поезда. Но теперь мы точно знаем, что железная дорога – это городской вид транспорта, причём самый экологичный. Поезда, которые ходят здесь на линиях, не только потребляют электроэнергию, но и возвращают до 40% электроэнергии в сеть», – отметил генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

В этом году работа по развитию двух действующих диаметров будет продолжена. Так, 23 января для пассажиров был открыт новый остановочный пункт Остафьево в Новой Москве на МЦД-2. Пока действует одна платформа, с каждой стороны которой останавливаются пригородные поезда и МЦД-2. Однако во II квартале этого года запланировано завершить строительство второй платформы для экспрессов.

По словам заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – начальника Центра по развитию Центрального и Санкт-Петербургского транспортных узлов Олега Тони, строительство станции проходило в сложных условиях, так как её возводили на действующем курском направлении с интенсивным объёмом движения поездов – в сутки более 400 рейсов пригородных и поездов дальнего следования.
«Новая станция соответствует современным требованиям комфорта и безопасности. В переходе установлены лифты и эскалаторы. Станцией удобно пользоваться всем – пожилым людям, мамам с колясками, пассажирам с ограниченными физическими возможностями. Вдоль всей платформы установлен навес для защиты пассажиров от осадков», – пояснил Олег Тони.

На первом диаметре в этом году также будет завершена модернизация пассажирской инфраструктуры на станциях Новодачная и Долгопрудная. Здесь будут реконструированы платформы, построены новые конкорсы с надземными пешеходными переходами и эскалаторами. На станции Сетунь построят конкорс, а на Баковке – дополнительный подземный пассажирский вестибюль. В рамках развития первых двух диаметров в этом году железнодорожники планируют построить и остановочный пункт Славянский бульвар (МЦД-1). Он будет интегрирован с одноимённой станцией метро и станцией Курьяново МЦД-2.

На МЦД-2 для пассажиров в текущем году заработает обновлённая станция Опалиха, состоящая из одной платформы и конкорса; полностью завершатся работы по модернизации инфраструктуры на станциях Нахабино (запустят конкорс и завершат модернизацию платформ) и Подольск (закончат строительство платформ и реконструкцию тоннеля).

На станциях МЦД-1 и МЦД-2 также продолжается установка дополнительной навигации – указателей путей и направлений, информационных стикеров, стендов, знаков безопасности и плакатов с правилами оплаты проезда на МЦД. Все элементы оформляются в общей стилистике городского транспорта и ОАО «РЖД».


По всем направлениям

Однако двух диаметров столице недостаточно: РЖД совместно с мэрией Москвы до конца 2024 года планируют запустить ещё как минимум два маршрута: МЦД-3 Зеленоград – Раменское (ленинградско-казанский диаметр) и МЦД-4 Апрелевка – Железнодорожная (киевско-горьковский диаметр). Маршрут МЦД-5 и сроки его реализации пока не определены.
«Протяжённость МЦД-3 Зеленоград – Раменское составит 88 км. На линии предусмотрены 43 станции», – сообщил заместитель мэра Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов.

С запуском МЦД-3 откроется и новая платформа Ховрино-2 Октябрьской железной дороги. Она будет на 500 м ближе, чем старая, к одноимённой станции метро Замоскворецкой линии и станет частью крупного ТПУ «Ховрино».

Для открытия движения по четвёртому диаметру железнодорожникам потребуется построить дополнительные главные пути на участке Москва – Апрелевка, а также привести в порядок 10 станций: Лесной Городок, Внуково, Крекшино, Мичуринец, Кокошкино, Матвеевская, Победа, Переделкино, Сколково и Толстопальцево.

Кроме того, ОАО «РЖД» строит соединительную ветку между белорусским и киевским направлениями. На новой ветке будет четыре остановочных пункта МЦД-4 – Поклонная, Кутузовская, Камушки и Ермакова Роща), часть ветки будет интегрироваться с МЦК.


Удобные пересадки

В конце января этого года завершилась интеграция МЦК с радиальными направлениями Центрального транспортного узла – для пассажиров был открыт удобный переход между остановочными пунктами Лихоборы МЦК и НАТИ Октябрьской железной дороги.

Строительство транспортно-пересадочного узла «НАТИ – Лихоборы» началось во II квартале 2018 года. За это время платформа НАТИ была перенесена ближе к МЦК. Кроме того, был возведён новый пассажирский вестибюль на платформе НАТИ, перестроен вестибюль станции Лихоборы. Все работы велись без остановки движения.

После запуска ВСМ Москва – Санкт-Петербург этот транспортно-пересадочный узел, возможно, благодаря удобному расположению может стать крупным транспортным хабом, объединив разные виды пассажирского движения.

Добавим, что в РЖД также приняли решение о строительстве на станции Локомотив Московского центрального кольца платформы для остановки следующих через столицу пассажирских поездов дальнего следования. Таким образом, пассажиры смогут пересесть на МЦК или метро. Для пропуска пассажирских поездов будет задействован третий главный путь МЦК.
«Такие меры необходимы на фоне роста объёма пассажирских перевозок, необходимости разведения потоков разных видов сообщения, а также из-за ограничения пропускной способности в период работ по строительству и реконструкции инфраструктуры», – подчеркнули в пресс-центре РЖД.


На высоких скоростях

Железнодорожный узел Санкт-Петербурга является вторым по размеру в стране после московского.

В ближайшие годы РЖД совместно с администрацией Санкт-Петербурга планирует реализовать масштабную программу развития транспортной системы региона, включающую организацию комфортабельного скоростного пассажирского сообщения, усиление инфраструктуры на подходах к портам Северо-Западного бассейна, строительство путепроводов и улучшение дорожной ситуации в городе. Общий объём инвестиций ОАО «РЖД» составит порядка 88 млрд руб., в том числе свыше 22 млрд руб. будут направлены на развитие пассажирского комплекса, а также проекта «Городская электричка».

На итоговом заседании правления ОАО «РЖД» в декабре прошлого года губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил, что железнодорожный транспорт может стать базовой составляющей транспортной системы всего города.
«Сотрудничество с РЖД стратегически важно для Санкт-Петербурга. Сегодня оно успешно развивается со скоростью «Сапсана». За прошедший год сделан осознанный выбор в пользу развития в Санкт-Петербурге железнодорожного транспорта, в том числе в сфере городских пассажирских перевозок», – сказал он.

Напомним, что в сентябре прошлого года РЖД представили правительству Санкт-Петербурга первый пакет предложений по реализации «Концепции развития железнодорожной инфраструктуры для организации пригородных и внутригородских пассажирских перевозок в Санкт-Петербургском железнодорожном узле».

На первом этапе предполагается строительство северо-восточного и юго-западного обходов для вывода грузового транзита за пределы жилых зон, строительство новых железнодорожных станций. Кроме того, компания проведёт модернизацию пересадочных узлов, подведёт железную дорогу к крупнейшим транспортно-логистическим центрам и аэропорту Пулково.

Кроме того, уже в этом году ОАО «РЖД» за свой счёт подготовит всю документацию, необходимую для реконструкции Цимбалинского путепровода. Работы должны начаться уже в следующем году, что предусмотрено специальным соглашением, которое в сентябре прошлого года подписали Олег Белозёров и Александр Беглов.

На сегодняшний момент это двухпутная дорога с ограниченной пропускной способностью направлением на Москву и Колпино. Проектом предусмотрена организация движения транспорта уже по четырём полосам. При этом будет обеспечена возможность укладки III и IV главных железнодорожных путей на линии Санкт-Петербург – Колпино для увеличения её пропускной способности.

Увеличение пропускной способности на этом участке не только позволит увеличить количество пригородных поездов, но и заложит основу для высокоскоростного движения.


Петербургские полукольца

К 2030 году в Санкт-Петербурге может быть запущено движение городских электричек. Правда, в отличие от МЦК движение будет не по кругу, а по двум полукольцам.

Предварительно утверждены два маршрута: Ломоносов – Пулково – Белоостров и Гатчина – Балтийская – Лигово – Волковская – Токсово с девятью ТПУ.
«Таким образом, будет организовано интермодальное сообщение между городом и аэропортом Пулково, обеспечена транспортная доступность сестрорецкого направления и современного бизнес-кластера «Лахта-Центр», а также курортных зон и исторических достопримечательностей региона», – пояснил Олег Тони.

По его словам, запуск городских электричек в Санкт-Петербурге позволит снизить нагрузку на улично-дорожную сеть, что обеспечит удобство жителей и гостей города.

Новые железнодорожные маршруты соединят ветки метро с пригородными направлениями. На последних предполагают увеличить интенсивность движения.

По прогнозам, до 2030 года объём перевозок пассажиров в пригородном сообщении Санкт-Петербургского железнодорожного узла возрастёт в 1,8 раза и составит 142,4 млн пассажиров.

Виталий Маслюк
Дела домашние
Алексей Царёв, начальник отдела разработки и реализации жилищных программ Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Компания помогает работникам приобрести жильё

Рубрики: Инфраструктура
Человек в центре внимания
Светлана Мусич, главный эксперт Департамента социального развития ОАО «РЖД» ,

РЖД развивают социальную инфраструктуру в регионах

Рубрики: Инфраструктура
Накормить правильно
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Как в компании улучшают рацион железнодорожников

Рубрики: Инфраструктура
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru