Верный расчёт
Андрей Макаров
Андрей Макаров
заместитель генерального директора ОАО «РЖД» (вопросы строительного комплекса)

Верный расчёт

Переход к адаптивной модели процессов в строительном комплексе ОАО «РЖД»
Глобальной целью внедрения процессного подхода в ОАО «РЖД», в том числе в строительном комплексе, является модернизация системы управления холдингом и переход к адаптивной модели процессов.

В рамках реализации программы внедрения процессного подхода в холдинге «РЖД» выделены три основных этапа работы. Первый предполагает построение модели процессов в состоянии «как есть», отображающих деятельность подразделений в настоящее время. Второй этап предусматривает стыковку моделей процессов «как есть» с причастными подразделениями, подготовку решений по совершенствованию процессов и переход в состояние «как должно быть», который отображает деятельность подразделений в будущем. Третий этап – проектирование типовых процессов, которые описывают деятельность, однотипную с точки зрения последовательности операций и получаемого результата.


Проектные работы

В соответствии с первым этапом внедрения процессного подхода в строительном комплексе ОАО «РЖД» были проанализированы действующие регламенты, определён ключевой продукт (результат процесса, который имеет определённую ценность для холдинга) процесса «Строительство» – «объект, введённый в эксплуатацию и переданный на баланс».

Департамент капитального строительства (ЦУКС) совместно с Дирекцией по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта (ДКРС), Дирекцией по строительству сетей связи (ДКСС), Управлением экспертизы проектов и смет (ЦУЭП) провели работу по моделированию сквозного (межфункционального) процесса «Строительство». Под сквозным процессом понимается процесс, который охватывает деятельность нескольких подразделений компаний и направлен на получение результата, необходимого для достижения целей и задач компании. Модель сквозного процесса «Строительство» увязывает деятельность не только вышеупомянутых подразделений, но и других участников инвестиционного процесса ОАО «РЖД»: Департамента инвестиций (ЦИНВ), региональных центров корпоративного управления (РЦКУ), Центральной дирекции управления движением (ЦД), АО «Росжелдорпроект», АО «РЖДстрой» и т.п. Модель сквозного процесса «Строительство» представляет цепочку последовательных процессов, сгруппированных в две основные фазы – проектирование и строительство, с детализацией до уровня процессов подразделений (модели EPC). В результате исполнения каждой модели формируется перечень субпродуктов, которые в совокупности образуют ключевой продукт строительного комплекса ОАО «РЖД».
На втором этапе были согласованы и доработаны модели с учётом предложений причастных подразделений, проведён анализ моделей, на основе которого были выработаны решения по совершенствованию процесса для перехода к состоянию «как должно быть».

В настоящее время проводится работа по подготовке к проектированию типовых процессов. За основу для типизации взяты процессы ДКРС и ДКСС. Процессы этих подразделений выполняются на основании общей нормативной базы и не отличаются по последовательности операций, получаемому результату и требованиям к компетенциям исполнителей. Отличия в последовательности и продолжительности исполнения процессов зависят от вида строительства и типа реализуемого объекта железнодорожной инфраструктуры.

В рамках подготовки процессов к типизации сегодня совместно с ДКРС и ДКСС детально прорабатывается каждый процесс из фаз проектирования и строительства, входящий в состав сквозного процесса «Строительство», детализируются операции, устраняются разногласия между смежными подразделениями в процессе стыковки моделей. Актуализируются библиотеки нормативной документации, например в июле этого года ЦУЭП внесены изменения в «Порядок разработки, согласования и утверждения проектной и рабочей документации в ОАО «РЖД» с учётом предложений «как должно быть», сформированных по итогам совместной работы над сквозным процессом «Строительство».

При проведении работ по моделированию и анализу процессов строительного комплекса мы ставили перед собой амбициозную цель – поиск решения для реинжиниринга существующих процессов, которое позволит принципиально улучшить систему управления инфраструктурными строительными проектами. Ответами на поиски таких решений стали предложения по повышению качества предпроектных разработок на предынвестиционной фазе, оптимизация процессов ведомственной экспертизы проектов и стыковка процессов строительного комплекса с процессами ФАУ «Главгоэкспертиза России».


Цифровые двойники

Ключевую роль в работе по процессу «Строительство» играет цифровизация. Перед строительным комплексом стоит задача повышения эффективности его работы, организации взаимодействия всех участников процесса в едином информационном пространстве, обеспечения совместной работы при производстве различных типов документаций, снижения влияния человеческого фактора, улучшения качества документации. Ведь в процессе задействовано огромное количество участников, в том числе внешние организации, к примеру ФАУ «Главгосэкспертиза России». Существующие системы (АИС КРС, АСУ КС) работают обособленно и не предназначены для взаимодействия всех участников инвестиционно-строительного процесса.

В рамках цифровизации строительного комплекса разрабатываются две системы: Единая информационная система управления строительным комплексом (ЕИС УСК) и Автоматизированная система управления жизненным циклом объектов железнодорожной инфраструктуры (АСУ BIM). Эти две системы дополняют друг друга, взаимодействие и развитие позволят осуществить цифровизацию строительного комплекса.

ЕИС УСК объединяет в себе функции управляющего проектами (Департамент капитального строительства) и службы заказчика (ДКРС, ДКСС) и обеспечивает учёт и контроль всего жизненного цикла проекта капитального строительства от момента появления объекта в инвестиционной программе ОАО «РЖД» до сдачи его в эксплуатацию. ЕИС УСК затрагивает такие основные процессы, как формирование графиков реализации объектов, утверждение титульных списков, открытие финансирования, утверждение объектного наполнения долгосрочных договоров и т.д. Реализация основного функционала запланирована на 2019–2021 годы.

Эффекты от внедрения ЕИС УСК: минимизация рутинных операций, контроль хода проектов, минимизация ошибок, снижение рисков ошибок несоблюдения технологии, отсутствие дублирования в смежных процессах, целостность данных.

ЕИС УСК не предназначена для увязки информации об объекте строительства с его информационной моделью, не предоставляет необходимую детализацию на уровне архитектурной, инженерной, конструкторской и исполнительной документации, что приводит к нестыковкам, а в дальнейшем к увеличению сроков и стоимости строительства.

В связи с этим параллельно с разработкой системы ЕИС УСК ведутся работы по созданию системы управления жизненным циклом объектов инфраструктуры ОАО «РЖД» с использованием технологии информационного моделирования – АСУ BIM.

Управление объектами инфраструктуры ОАО «РЖД» в системе АСУ BIM представлено в виде объектно-ориентированной параметрической цифровой модели объекта капитального строительства – так называемого цифрового двойника, содержащего связанную информацию об архитектурно-технических, технологических, функциональных, экономических и других необходимых характеристиках и сведениях, организованных в строгой инженерной форме, на всём протяжении жизненного цикла объекта.

Контроль исполнения работ в системе АСУ BIM подразумевает контроль выполнения всех этапов предпроектной подготовки, проектирования и строительства, а также работ, выполняемых на стадии эксплуатации.

Целевая BIM-система является уникальным программным продуктом, не имеющим аналогов в мире. Она связывает всех участников строительного процесса в едином информационном пространстве, в котором информация автоматически поступает в среду общих данных (СОД) и интегрируется с другими системами управления строительным комплексом ОАО «РЖД».

Обеспечение связей и бесшовный процесс взаимодействия многофункциональных подсистем АСУ BIM с широким спектром инструментов направлены на оперативное решение задач многоуровневой системы управления инвестиционными программами за счёт эффективного взаимодействия участников процесса.

Коммуникация участников строительного процесса происходит согласно интерактивной модели бизнес-процессов, что позволяет осуществлять оперативную работу по выявлению и устранению замечаний и ведению переписки в реальном времени, согласно делегированным правам доступа к цифровому двойнику объекта строительства.

Основной задачей первой очереди является создание ядра корпоративной платформы BIM и апробирование технологии использования BIM-моделей на этапе разработки проектов объектов капитального строительства. Окончание работ первой очереди запланировано на июнь 2020 года. С вводом первой очереди в опытную эксплуатацию мы планируем устранить проектные ошибки за счёт функции системы «Проверка на коллизии», повысить точность сметных расчетов за счёт быстроты создания и наглядности сметы. Визуальное трёхмерное представление данных позволит специалисту-сметчику больше не тратить время на переработку и осознание проектных решений, так как объём и другие расчётные показатели получаются автоматически из информационной модели, которую он с лёгкостью сможет проанализировать.

В этом случае АСУ BIM будет являться неким проводником между заказчиком, проектировщиком и причастными федеральными органами исполнительной власти, раскроет всю сущность проекта – таким образом, позволит сократить срок прохождения экспертиз.

В план информатизации 2020 года уже включена разработка второй очереди АСУ BIM, в рамках которой будут разработаны цифровые средства организации и контроля строительства, среда для инженерной цифровой модели местности и веб-портал доступа к данным BIM-системы. Основной эффект от ввода второй очереди прежде всего связан с возможностью анализа проекта до начала строительства с целью выработки нескольких вариантов его реализации. На этом этапе применение технологии информационного моделирования позволит производить всесторонний анализ на строительной площадке за счёт сопоставления исполнительной и проектной информационной моделей объекта. Такой подход даст полный контроль соблюдения сроков и объёмов строительно-монтажных работ, а также позволит с высокой точностью анализировать их качество.

Формирование календарно-сетевого графика на основе информационной модели, контроль соблюдения правил охраны труда, правильная логистика материалов и техники на стройплощадку, изготовление строительных изделий и конструкций по информационной модели – это лишь часть эффектов, которые позволят осуществлять рациональное финансирование строительства.

Основные доходы своему владельцу объекты инфраструктуры приносят именно на стадии эксплуатации, которая растягивается на десятилетия. В нашем случае эффективность внедрения технологии информационного моделирования в ОАО «РЖД» начнёт раскрываться после полноценного ввода в эксплуатацию АСУ BIM, который запланирован в IV квартале 2023 года.

Информационная модель в этом случае позволяет эффективно управлять объектом за счёт качественного и своевременного проведения текущих и экстренных ремонтных работ, при которых учёт расходуемых ресурсов происходит в системе.

Наличие цифрового двойника объекта открывает возможности вариативного проектирования и выбора оптимального проекта ремонта железнодорожного пути на основе заданных технических параметров и экономических критериев.

Информационная модель даст возможность эффективно контролировать и существенного повышать производительность высокоточных измерений геометрии пути на всех этапах технологической цепочки, повышать допустимую скорость до требуемой, а также сокращать затраты на проведение изысканий, разработку повторных проектов.

После полноценного внедрения технологии информационного моделирования априори повысится безопасность объектов инфраструктуры ОАО «РЖД», показатели рентабельности, сроки окупаемости, а также произойдёт экономия финансовых ресурсов на различных этапах жизненного цикла.


План на перспективу

Как уже упоминалось выше, по результатам моделирования принято решение уделить особое внимание предпроектной стадии. На сегодняшний день эта стадия не обозначена и чётко не прописана в нормативных документах ОАО «РЖД», но именно от качества проработки будущих параметров объекта на предпроектной стадии зависят сроки и стоимость его строительства. Отсутствие регламентирующего проектную стадию документа приводит к высоким рискам увеличения стоимости и корректировки, нарушению сроков реализации проектов, формированию стоимости строительства без учёта факторов, которые выявляются на более поздних стадиях реализации проектов.

Предполагается, что к оценке и определению параметров будут привлекаться экспертные и проектные организации.

Первоочередными задачами по переходу на предпроектную стадию строительства являются определение владельца процесса из подразделений ОАО «РЖД», уточнение участников предпроектной стадии, определение этапов, сроков и последовательности их выполнения, определение матрицы ролей и ответственности участников предпроектной стадии, описание процессов.

На втором этапе планируется проведение научно-исследовательских работ, необходимых для информационного моделирования на предпроектной стадии, аудит содержания автоматизированных систем управления ОАО «РЖД» на предмет выявления данных, необходимых для разных стадий жизненного цикла объектов инфраструктуры, разработка методики обоснования инвестиций, определение перечня и структуры данных, подразделений, являющихся держателями данных, определение источников получения данных и формата их передачи в АСУ BIM.
Делегирование полномочий
Ольга Бессонова, заместитель начальника службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой – начальник отдела организационного развития и штатной работы Западно-Сибирской железной дороги,

Подход к штатному расписанию становится гибким

Рубрики: Управление
Новый подход
Алина Романова, ведущий инженер отдела организации труда в сфере управления движением ЦОТЭН,

В РЖД нормируют труд работников станции

Рубрики: Управление
«Фабрика процессов» повышает эффективность труда
Михаил Калашников, директор Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Платформа для отработки навыков и обмена опытом в действии

Рубрики: Управление
Лидер – это рабочая лошадка

Какими качествами должен обладать современый руководитель

Рубрики: Управление
Управленец 2.0

Какими компетенциями должны обладать менеджеры будущего

Рубрики: Управление

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru