Углю нужна дорога

Углю нужна дорога

Развитие железнодорожной инфраструктуры обеспечит рост добывающих отраслей
Темпы роста добывающей промышленности во многом зависят от уровня развития магистральной инфраструктуры, обеспечивающей перевозку грузов. Так, наблюдается ежегодный прирост объёмов отгрузки каменного угля с территории одного из крупнейших угольных месторождений страны – Бейского каменноугольного месторождения (Хакасия) – с 18,6 млн тонн в 2017 году до 20,7 млн тонн в 2018 году. По прогнозам, в этом году из Хакасии будет перевезено 14,2 млн тонн вместо запланированных 4,8 млн.

Напомним, распоряжением правительства от 30 сентября 2018 года № 2101-р утверждён Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Документ разработан Минэкономразвития в соответствии с указом Владимира Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития на период до 2024 года». В список включены 11 федеральных проектов. Девять из них направлены на модернизацию и расширение транспортной инфраструктуры, два – на модернизацию и расширение энергетической инфраструктуры. В железнодорожную часть плана включены четыре проекта – «Железнодорожный транспорт и транзит», «Высокоскоростное движение», «Коммуникации между центрами экономического роста» и «Северный морской путь». Общий объём их финансирования – 2,2 трлн руб. (из них 160,9 млрд руб. – средства из бюджета Москвы; 70,6 млрд руб. – из Фонда национального благосостояния России; 186,5 млрд руб. – из федерального бюджета и 1,8 трлн руб. – средства ОАО «РЖД»).

Комплексный план предусматривает, в частности, увеличение пропускных способностей БАМа и Транссиба в 1,5 раза – до 182 млн тонн. При этом средняя скорость доставки контейнеров должна вырасти до 1319 км в сутки. Время перевозки контейнеров с Дальнего Востока до западной границы России должно сократиться до 7 дней, а объём транзита – вырасти в четыре раза.

Основным потребителем мощностей БАМа и Транссиба является угольный сектор. Так, несмотря на масштабную ремонтную программу и ограничение пропускной способности железных дорог, объём экспортных перевозок угля из Кузбасса на восточном направлении за 11 месяцев 2019 года вырос на 3,9% и составил 208,5 млн тонн.
«При текущем уровне добычи угля в России хватит на 365 лет. Поэтому вопросы, касающиеся развития железнодорожной инфраструктуры, без которой угольная отрасль страны не в состоянии выжить, являются важнейшим, ключевым условием для эффективности бизнеса, – подчеркнул генеральный директор АО ХК «СДС-Уголь» Геннадий Алексеев. – Поскольку в последние годы мировой угольный рынок смещается на восток (с 1990 года потребление угля в странах Азии выросло почти в 3,7 раза), это открывает большие возможности для экспорта российского угля, который выгодно отличается по качественным характеристикам (минимальное содержание серы и вредных веществ в золе). В 2018 году доля России в общем объёме потребления угля странами Азии составила 16% (импортировано 99 млн тонн российского угля). Мы можем в разы увеличить объёмы поставки угля в Азию, и он абсолютно точно будет востребован.


Модернизация участка Междуреченск – Тайшет

Одно из самых богатых по запасам высококачественного энергетического угля месторождений в России – Бейское каменноугольное месторождение (входит в состав Минусинского каменноугольного бассейна), расположенное в Хакасии. Его актуальные балансовые запасы – 3,448 млрд тонн. Из них 510 млн – нераспределённые запасы. Товарная продукция предприятий, которые добывают уголь на участках этого месторождения, используется в энергетике и жилищно-коммунальном хозяйстве страны.

По словам начальника Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Антона Рышкова, каменный уголь является одним из ключевых грузов для компании «РЖД». Холдинг определил кластеры его зарождения, разложил по годам и сценариям формирование загрузки Восточного полигона, начиная с Кузбасса. «Информацию об угольных грузопотоках мы заложили в генеральную схему развития Восточного полигона. Мы будем максимально учитывать её при формировании мероприятий по развитию инфраструктуры сети», – отметил Антон Рышков.

Эксперты уверены: сегодня для развития угольной отрасли как никогда важна балансировка развития транспортной инфраструктуры, портов и мощностей по добыче. «Все виды транспорта довозят экспортные и импортные грузы до портов, терминалов, поэтому достигнуть балансировки планов всех участников рынка можно только совместными усилиями, – отметил Антон Рышков. – Формируя планы по модернизации магистральной инфраструктуры, мы ежегодно актуализируем всю грузовую базу. Спасибо грузоотправителям, которые передают нам корреспонденцию грузовых потоков. Конечно, прогнозирование на 2025 год, а уж тем более на 2030 и 2035 годы – это сложная задача. Но этим необходимо заниматься, потому что реализация проектов развития железнодорожной инфраструктуры рассчитана на годы и даже десятилетия, и я имею в виду не только сроки их строительства, но и периоды окупаемости. В этом году в ОАО «РЖД» создана концепция модели такой балансировки, которую в следующем году мы попытаемся автоматизировать. Частично эту модель мы уже апробировали, и цифры по добыче, которые сейчас находятся в программе развития угольной промышленности Минэнерго до 2035 года, учтены в Долгосрочной программе развития (ДПР)».


Надо разогнаться

Примером успешного сотрудничества в области прогнозирования грузопотока на несколько лет вперёд можно считать работу ОАО «РЖД» и АО «Компания «Усть-Луга». «В 2002 году было заключено четырёхстороннее соглашение между Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД», правительством Ленинградской области и компанией «Усть-Луга». В 2005 году совместно с холдингом «РЖД» мы спрогнозировали грузопоток на период до 2024-го. Так, к 2017 году грузооборот должен был достигнуть 100 млн тонн. В 2017-м мы сверились с этим показателем, и оказалось, что мы перегрузили 103 млн тонн. В настоящий момент порт Усть-Луга является вторым по величине портом в стране. Этому поспособствовало адекватное развитие инфраструктуры, в том числе железнодорожной, и самих терминалов», – рассказала генеральный директор АО «Компания «Усть-Луга» Виктория Фёдорова.

Сегодня почти 90% грузов в порт Усть-Луга ввозится по железной дороге. Для обслуживания терминалов порта ОАО «РЖД» построило Усть-Лужский железнодорожный узел, который включает станцию Лужская и три её грузовых парка – станции Лужская-Северная (уголь, сера), Лужская-Южная (автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, контейнерный терминал) и Лужская-Нефтяная (нефтеналивные грузы). Для обслуживания перспективных грузовых терминалов предусмотрено строительство четвёртого и пятого грузовых парков – станций Лужская-Генеральная и Лужская-Восточная. Сейчас там идут строительные работы. «Станция Лужская-Сортировочная является одной из крупнейших в Европе. Здесь построена уникальная сортировочная горка, перерабатывающая способность которой рассчитана на 5 тыс. вагонов в сутки. Подгорный парк станции имеет 44 пути, – отметила Виктория Фёдорова. – Одной из инноваций в новом комплексе является внедрение «безлюдной технологии» (now man technology). Эксперты немецкого концерна Siemens назвали Лужский железнодорожный узел «шедевром инженерной мысли».

Общая площадь застройки Усть-Лужского железнодорожного узла – 930 га. Протяжённость путей после завершения строительства составит более 300 км.

Развитие порта Усть-Луга – пример грамотного сотрудничества владельцев инфраструктуры, считает заместитель генерального директора, директор по логистике АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) Денис Илатовский. «Строительство и модернизация железнодорожных подходов к портам должны идти по следующей схеме: совместно с ОАО «РЖД» нужно определить грузопоток и его объёмы, подумать над необходимыми технологическими улучшениями и приступать к их реализации», – подчеркнул он.


IT-поддержка

Для синхронизации действий всех игроков рынка участники форума предложили создать открытую цифровую платформу, которая была бы интегрирована во все отрасли. «Сколько ни вкладывай в инфраструктуру, без IT-поддержки мы уже никуда не уйдём. Нам надо объединить и синхронизировать все действия – и работу железных, автодорог и морского транспорта, и работу на железной дороге с разными грузами. Сейчас надо решиться и сделать шаг, идти к нормальному независимому органу, может быть, юридически независимому от всех участников рынка, для создания, построения цифровой платформы, открытой для всех как некой единой площадки для синхронизации наших действий. Через такую систему можно также обеспечить взаимодействие с регулирующими органами, таможней и «Китайскими железными дорогами», – отметил Вячеслав Сараев.

Вице-президент РСПП Игорь Вдовин заметил, что для создания такой информационной системы может быть сформирована общественно-государственная организация, где все, кто делает вклад в область интеллектуальной собственности, вправе принимать решения по той или иной деятельности. Он также добавил, что если будет создана концепция этой платформы, то РСПП внесёт предложение по её созданию в Правительство РФ. «Учитывая, что в последнее время РСПП активизировало контакты с правительством, нужно пользоваться этой возможностью и доносить свои лучшие идеи и мысли. В данной ситуации государственная поддержка необходима», – подчеркнул Игорь Вдовин.

Напомним, что осенью этого года в ОАО «РЖД» приняли Стратегию цифровой трансформации компании до 2025 года, в её основе восемь цифровых платформ, которые предстоит разработать (инфраструктура, перевозки, грузы, пассажиры, тяга, электронная коммерция, транспортно-логистические узлы и непроизводственные процессы). Конкретная их реализация будет обеспечена в рамках 55 крупных проектов.

Все платформы будут открытыми, заявил глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров. «Всем должно быть удобно присоединяться к нам или использовать наш цифровой потенциал», – сказал он.


СПРАВКА

Президент РФ Владимир Путин на большой пресс-конференции 19 декабря рассказал об инвестиционных приоритетах: по его словам, примерно 8% средств Фонда национального благосостояния потрачено на крупные инфраструктурные и транспортные проекты, в том числе на закупку подвижного состава для ОАО «Российские железные дороги» и расшивку Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Владимир Путин напомнил, что Фонд национального благосостояния вырос в два раза за нынешний год. Доля в размере 20% уже находится в экономике с помощью разных инструментов, в том числе через ВЭБ.
Глава государства также отметил необходимость развития Восточного полигона. «Мы видим изменения на рынке угля, скажем, в Европе (спрос на уголь снизился в Европе и вырос в Азии. – Ред.). Нам нужно обеспечить развитие Восточного полигона, и мы тоже, в том числе, возможно, из Фонда национального благосостояния, будем это делать», – сказал он.
Напомним, в конце ноября первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов сообщил, что Минфин направил в правительство концепцию инвестирования средств Фонда национального благосостояния. По прогнозам Минфина, к концу 2020 года объём ФНБ достигнет 8,5% ВВП.
Как ранее заявлял Антон Силуанов, правительство до конца текущего года определит критерии, по которым будут отбирать проекты для вложения средств ФНБ после достижения ликвидной его части 7% ВВП. Стратегия инвестирования предполагает два варианта: вложения в зарубежные активы, чтобы избежать давления на курс рубля и на инфляцию, или во внутренние активы, в проекты, которые генерируют дополнительный инвестиционный спрос частного бизнеса.

Юлия Антич

Дела домашние
Алексей Царёв, начальник отдела разработки и реализации жилищных программ Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Компания помогает работникам приобрести жильё

Рубрики: Инфраструктура
Человек в центре внимания
Светлана Мусич, главный эксперт Департамента социального развития ОАО «РЖД» ,

РЖД развивают социальную инфраструктуру в регионах

Рубрики: Инфраструктура
Накормить правильно
Василий Мишин, заместитель начальника Департамента социального развития ОАО «РЖД»,

Как в компании улучшают рацион железнодорожников

Рубрики: Инфраструктура
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru