Digital-обучение

Digital-обучение

Управленцам РЖД необходимо обладать навыками работы с цифровыми инициативами
Цифровая трансформация российских железных дорог становится всё более масштабной и требует системной подготовки кадров, в том числе на управленческом уровне. В сентябре этого года Корпоративный университет РЖД предложил слушателям новую программу образования руководителей холдинга – «Цифровая трансформация компании: дизайн цифровых инициатив», нацеленную на развитие цифровых навыков у управленцев компании.

Одно из направлений новой программы – «Цифровые клиентские сервисы в пассажирских перевозках». Оно стало логическим продолжением уже действующих образовательных форматов по цифровой трансформации, реализуемых Корпоративным университетом РЖД по заказу Департамента информатизации.

Так, с 2018 года на базе университета проходили семинары для руководителей «Цифровой железной дороги» в рамках одноимённого digital-проекта компании по повышению качества предоставляемых транспортных и логистических услуг, который стал частью более масштабного проекта цифровой трансформации.

Расширение трансформационных процессов требует и роста пула образовательных программ: оцифрованным бизнес-процессам нужны квалифицированные люди, владеющие технологиями и методами работы в цифровой среде. Недельный интенсив с полным погружением руководителя в цифровую реальность создал пространство для креативных решений – слушатели не только приобрели актуальные знания и навыки, но и разработали цифровые сервисы в рамках собственных проектов.

Ядра цифровых платформ создаются IT-подразделениями компании, а сервисы и интерфейсы взаимодействия с клиентами лучше всего понимают их непосредственные владельцы – функциональные филиалы и подразделения компании. В этой связи крайне важно обеспечить коммуникацию между ними на понятном языке. Это также одна из задач программы.

Идеологи программы ставят перед собой задачу научить слушателей при помощи методологии дизайн-мышления разрабатывать цифровые клиентские сервисы и продукты для наполнения цифровых платформ. Программа привязана к бизнес-процессам компании и конкретным потребностям функциональных филиалов, поэтому является релевантной для заказчиков. Так, в процессе пилотного обучения цифровым клиентским сервисам пассажирских перевозок педагоги университета совместно с партнёрами программы, компанией Ernst & Young, предложили слушателям большое количество уже реализованных в мире клиентских сервисов: продажи билетов в кредит (аналогичная опция уже реализуется во многих мировых транспортных компаниях), корейскую железнодорожную версию бонусного «билета с впечатлением», навигацию с помощью дополненной реальности – такая уже действует в аэропорту Лондона Гатвик и многие другие.

Программа предусматривает работу в небольших группах – до 15 человек, формирование которых имитирует реальную команду цифровой трансформации: в составе руководители различных уровней, ответственные за взаимодействие с клиентом, и IT-эксперты. В пилотном проекте участвовали представители руководящего состава Департамента пассажирских перевозок и начальники вокзалов, то есть все участники процесса «компания – клиент», что важно для разработки сбалансированного продукта в рамках подготовки цифрового клиентского сервиса.

Рождению ноу-хау способствовало тесное взаимодействие с клиентом – эта возможность стала отличительной особенностью программы. Слушатели опрашивали пассажиров разных категорий на вокзалах и приглашали их на обсуждение идей. Настоящая обратная связь позволила в режиме «здесь и сейчас» определить их жизнеспособность и возможности для совершенствования (программой предусмотрены три итерации по изменению и доработке предложенных идей) с тем, чтобы слушатели сформировали в конце программы сервисные продукты, достойные внимания пользователей.

Защита проектных идей перед приглашёнными независимыми экспертами и представителями ОАО «РЖД» позволила комплексно оценить их состоятельность. Такая архитектура программы оказалась эффективной – её выпускниками являются подготовленные для трансформационных команд люди, владеющие методологией дизайн-мышления и способные генерировать идеи для цифровых сервисов.

Программа получит своё продолжение – только что завершилось обучение групп по направлению «цифровой HR», а впереди проекты, посвящённые цифровым грузовым перевозкам, цифровой инфраструктуре, передовым технологиям управления и анализа данных и цифровому HR. До конца года дизайн-мышлению научатся ещё 150 человек. А уже в следующем году Корпоративный университет РЖД предложит слушателям новые курсы по развитию цифровых навыков, где, в частности, они смогут протестировать цифровую грамотность и уровень владения знаниями, терминологией и методами работы в цифровых сетях, узнать о цифровой безопасности и этикете общения в сетевом пространстве.
«В 2020 году мы предложим широкой аудитории слушателей индивидуальные программы цифрового развития с подключением открытых курсов в системе дистанционного образования и очных курсов Корпоративного университета РЖД с более глубокой проработкой материала. Руководителям мы предложим новые курсы: «Цифровой интеллект руководителя» и «Подготовка агентов цифровой трансформации». В настоящий момент наши цифровые программы ведут внешние преподаватели, однако уже в следующем году программа индивидуального развития по цифровым навыкам будет реализована силами внутренних тренеров и преподавателей университета», – подчеркнул эксперт в области инновационных технологий, один из руководителей образовательных проектов Корпоративного университета РЖД Пётр Савченко.


На всех уровнях

Специалисты в области цифровизации нужны всей экономике. Цифровизация требует радикальной перестройки системы образования на всех уровнях – от начального до дополнительного профобразования. Все цифровые образовательные новшества обозначены в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», который входит в национальный проект «Образование».

Цель этого федерального проекта – к 2024 году создать в стране современную и безопасную цифровую образовательную среду, которая обеспечит высокое качество и доступность образования всех видов и уровней. На эти цели выделено более 79,8 млрд руб.

Одно из центральных мероприятий проекта – обеспечить всем категориям обучающихся по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам свободный доступ (бесплатный для пользователей) к онлайн-курсам, реализуемым различными образовательными организациями и платформами.

Для образовательных организаций всех уровней к 1 марта 2020 года будут разработаны рекомендации к реализации программ обучения с внедрением цифровых технологий, а также единые технологические требования к сервисам и платформам обучения.

Также предполагается, что в следующем году будет создана интеграционная платформа непрерывного образования (профессиональное обучение и дополнительное образование). Это позволит обеспечить сопровождение и поддержку системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых профессиональных навыков.

К концу 2020 года не менее 2 тыс. педагогов повысят квалификацию в части внедрения и использования современных цифровых технологий в образовании.

Среди инициатив также запуск открытой онлайн-платформы для обучения взрослого населения цифровым компетенциям и построения персональных карьерных траекторий; реализация пилотного проекта по выпуску персональных цифровых сертификатов (с его помощью взрослые граждане смогут получить карьерное консультирование и бесплатное дополнительное образование, на первом этапе их будет выпущено 5 тыс.); переподготовка 30 тыс. чиновников и обучение их управлению на основе данных; проведение глобального мониторинга компетенций человека в условиях цифровой экономики.
«Предстоящие изменения в системе образования станут самыми значительными с 1990-х годов, поскольку аналоговые методы преподавания и управления подготовкой кадров больше не работают, а дефицит на рынке труда по ключевым цифровым компетенциям составляет 2–3 млн человек, – заявлял ранее на форуме «Кадры для цифровой экономики. V 1.0» спецпредставитель президента по цифровому развитию Дмитрий Песков. – Быстрая подготовка команд на основе заказов крупных компаний цифровой экономики требует серьёзного изменения нормативного регулирования, которое носит болезненный характер, и отказа от части профессиональных образовательных стандартов и правил подготовки специалистов».

Необходимость приобретения цифровых навыков и компетенций обусловлена и тем, что уже сейчас значительная часть производственных процессов проходит без участия человека, а в ближайшие 20 лет, по прогнозам экспертов Global Education Futures и WorldSkills Russia, количество рабочих мест в мире может сократиться на 50%. Большая часть вмешательств в производственный процесс будет осуществляться без прямого физического контакта, посредством дистанционного управления. «В некоторых отраслях автоматизация приведёт к исчезновению рабочих задач и постепенному исчезновению целых профессий. Например, по мере развития технологий беспилотного автомобилестроения можно ожидать исчезновения профессий таксистов и дальнобойщиков», – отмечают исследователи.

Конкурировать с роботами в профессии смогут только люди, обладающие цифровыми навыками, а также ярко выраженными soft skills.

По мнению представителей Агентства стратегических инициатив (АСИ) и Московской школы управления «Сколково», подготовивших «Атлас новых профессий» (альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет), современный мир предполагает, что почти каждый из работников должен обладать как минимум простейшими навыками программирования. «В ближайшие 5–7 лет произойдут существенные изменения во всех массовых профессиональных сферах деятельности. В связи с распространением робототехники, новых материалов, мобильных приборов и устройств произойдёт существенное изменение стандартов качества и производительности труда. Даже такие простые профессии, как, например, сантехник и плиточник, становятся высокотехнологичными. Повседневным и обычным становится применение робототехники и систем поддержки принятия решений», – отмечают авторы «Атласа новых профессий».

Специалисты каждой из 25 представленных в альманахе отраслей должны в той или иной мере обладать цифровыми навыками. Кроме того, практически во всех отраслях появятся полностью цифровые профессии. Так, например, в культурной сфере появятся science-художники (люди, которые в своей творческой практике используют научные данные и знания); в туристической отрасли будут работать разработчики тур-навигаторов (IT-специалисты, создающие программы и приложения, позволяющие пользователю сориентироваться на определённом маршруте в контексте его интересов, вкусов, планов и текущих культурных событий) и дизайнеры дополненной реальности территорий (они будут разрабатывать различные пласты дополненной реальности вокруг определённой территории с учётом её ландшафта, исторического и культурного контекста); медицина обогатится IT-медиками (специалистами с хорошим знанием IT, которые будут создавать базы физиологических данных и управлять ими, а также программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования) и операторами медицинских роботов (специалистами по программированию диагностических, лечебных и хирургических роботов); в транспортной отрасли будут работать строители умных дорог (специалисты, которые выбирают и устанавливают дорожное адаптивное покрытие, разметку и дорожные знаки с радиочастотной идентификацией, системы наблюдения и датчики для контроля состояния дороги), архитекторы интеллектуальных систем управления (будут разрабатывать программное обеспечение для беспилотного транспорта и систем управления транспортными потоками, а также контролировать интеллектуальные системы управления).

Елена Александрова
Готов к труду и обороне

Обучение кадров в сфере транспортной безопасности требует перестройки

Рубрики: Обучение
Школа лидеров

Руководство высшего звена РЖД повышает личную эффективность

Рубрики: Обучение
Локомотивы развития

РЖД и отраслевые вузы разработали программу взаимодействия

Рубрики: Обучение
Уроки онлайн
Евгения Ерофеева, начальник Центра информационных технологий Корпоративного университета РЖД,

Железнодорожники активно получают дополнительное образование дистанционно

Рубрики: Обучение
Учёба по франшизе

Отраслевые университеты приступили к обучению руководителей компании

Рубрики: Обучение

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100