Уроки онлайн
Евгения Ерофеева
Евгения Ерофеева
начальник Центра информационных технологий Корпоративного университета РЖД

Уроки онлайн

Железнодорожники активно получают дополнительное образование дистанционно
По данным аналитиков IT-компании «АТОЛ», в 2018 году россияне потратили на получение образования в Интернете более 1,3 млрд руб. Среди онлайн-курсов больше всего трат (78%) пришлось на программы повышения профессиональной квалификации. Востребовано ли дистанционное образование среди железнодорожников, «Пульт управления» выяснил у начальника Центра информационных технологий Корпоративного университета РЖД Евгении Ерофеевой.

– Дистанционное обучение в наши дни приобретает всё большую популярность. Евгения Александровна, в чём преимущества этого формата обучения и в чём его отличие от традиционной системы подготовки?
– Действительно, дистанционное обучение сегодня становится нормой для любой образовательной организации. Стремительное развитие технологий позволяет находить новые форматы для передачи знаний и навыков.
Взаимодействие преподавателей и учащихся происходит с помощью современных средств коммуникаций (онлайн-платформ, мессенджеров, веб-камер и прочего). Также слушатели могут обучаться самостоятельно с помощью электронных конспектов, видео, презентаций, интерактивных упражнений.
Дистанционный формат позволяет учиться где угодно и когда угодно без отрыва от основной деятельности и, как правило, с любого устройства. Для проведения обучения не требуется подготовка аудиторий, командировки слушателей, что положительно сказывается на стоимости обучения. Системы дистанционного обучения позволяют облегчить труд преподавателей и организаторов учебного процесса в части контроля успеваемости, сроков прохождения и хранения результатов обучения, формирования документации.
Что касается содержания обучения, то здесь нужно заметить, что в дистанционном формате можно успешно развивать знания и навыки в тех областях (предметах), где правильный ответ устанавливается однозначно: знание нормативных документов, выполнение каких-либо расчётов, работа в информационной системе.
Однако если слушатель должен научиться анализировать, принимать решения, генерировать какие-либо идеи (в случаях, когда невозможно однозначно оценить правильность действий пользователя), то здесь уместно подключать очное обучение.

– Бытует мнение, что онлайн-обучение малоэффективно, якобы слушатели изучают дисциплины бегло, без углублённой проработки тем с преподавателем. Так ли это?
– Обучение считается эффективным, если достигнуты его цели: слушатель освоил знания и навыки на необходимом уровне. Очень многое зависит от настроя слушателя и его мотивации. Поэтому здесь гораздо актуальнее не вопрос выбора формата обучения (любое обучение может оказаться неэффективным, неважно очное оно или дистанционное), а то, как заинтересовать слушателя, повысить его мотивацию. Нужно учить интересно, убедить в том, что новые знания и навыки крайне необходимы слушателю. Как в очном, так и дистанционном формате есть множество вариантов сделать процесс обучения интересным и мотивирующим. Мы стараемся все эти возможности рассматривать и использовать.

– Каким образом?
– В электронном курсе важен дизайн, сбалансированность визуальных эффектов и технических решений. Например, не должно быть слишком много теории подряд, нужно «разбавлять» упражнениями. Иллюстрации и схемы должны не отвлекать, а, наоборот, помогать усваивать блоки информации.
Также мы вводим для наших слушателей новый формат – онлайн-тренинг. Дистанционное обучение с участием преподавателя пока не столь активно используется в Корпоративном университете РЖД в связи с техническими сложностями и большой загрузкой преподавателей на очном обучении. Однако в этом году мы начали использовать новую онлайн-платформу, позволяющую проводить очные активности в дистанционном формате. Это готовое техническое решение, предлагаемое на рынке дистанционных образовательных технологий, очень интересный и перспективный проект.
Пока мы проводим такое обучение в виде открытых бесплатных занятий продолжительностью два академических часа на актуальные темы: работа с возражениями, заполнение индивидуального плана развития. Участники выполняют задания в группах, генерируют идеи и систематизируют их с участием преподавателя, тренируют диалоги – всё, как в аудитории, но только виртуальной. Надеемся, этот проект станет полезным и востребованным форматом для наших слушателей.
Таким образом, дистанционное обучение сегодня – это множество форматов, а не только переписка по почте и общение по скайпу. Главное, подобрать наиболее подходящий формат с учётом особенностей контента, целевой аудитории, технических возможностей.

– В офлайн-обучении существуют методические рекомендации, дидактические правила, согласно которым проводятся занятия. Существует ли нечто подобное в дистанционном образовании?
– В дистанционном обучении, безусловно, существуют свои методики и правила. Например, электронный курс должен быть разработан таким образом, чтобы пользователю было интересно его проходить, а информация легко усваивалась. Для этого используют разнообразные форматы: видео, иллюстрации, схемы, интерактивные упражнения, диалоговые тренажёры и т.д.
Курс должен обязательно включать промежуточный и итоговый контроль знаний в виде практических заданий или тестов.
На прохождение курсов также устанавливается срок, который слушатель должен соблюдать (если только это не открытый курс).

– Эффективен ли дистанционный формат для повышения квалификации железнодорожников?
– Дистанционный формат, безусловно, удобен. Он позволяет охватить гораздо большую аудиторию по сравнению с очным обучением. Слушатель может заниматься в любое удобное для него время. Однако есть специальности, которым невозможно в полной мере обучить только дистанционно.
Качественное развитие знаний и навыков в сложных технологических отраслях, таких как железнодорожный транспорт, возможно только в специально оборудованных лабораториях, учебных классах, с использованием сложных тренажёров под контролем преподавателя.
В части развития управленческих компетенций в дистанционном режиме также есть ограничения. Навыки ведения переговоров, предоставления обратной связи, принятие решений и т.д. лучше развивать в очном формате, делиться мнением с другими слушателями и получать комментарии преподавателя. Таким образом, дистанционный формат в железнодорожной среде востребован и будет развиваться, однако всегда нужно помнить о его ограничениях.

– Многие учебные заведения уже открыли у себя факультеты и кафедры дистанционного обучения. Следует ли этому тренду Корпоративный университет РЖД?
– Дистанционное обучение существует в Корпоративном университете с 2012 года, с нашей первой образовательной программой «Корпоративный лидер». На сегодняшний день в каталоге университета более 50 электронных курсов на различные темы.
Электронные курсы разрабатывались как часть комплексных образовательных программ Корпоративного университета РЖД. Со временем стало востребованным прохождение только электронных форматов, без очного обучения.
За разработку электронных курсов в Корпоративном университете РЖД отвечает Центр информационных технологий. Однако мы находимся в постоянной коммуникации и взаимодействуем с методистами других подразделений университета, с тем чтобы программы очного и дистанционного обучения были обязательно согласованы между собой, информация не дублировалась и не была противоречивой.
Также при разработке электронного курса важно учитывать – будет ли он использоваться как отдельная программа или пройдёт в рамках комплексного обучения. В первом случае электронный курс должен быть независимой единицей, позволить слушателю освоить новые знаний и навыки так, чтобы он смог начать это применять в работе.
Во втором – важно понять, какие знания уместно передать слушателю в дистанционном формате, чтобы на очном обучении была возможность уделить большую часть времени отработке конкретных навыков. То есть здесь эффект обучения будет заметен после прохождения всей программы – дистанционной и очной частей.

– Какие форматы и программы дистанционного обучения есть в Корпоративном университете РЖД?
– Как я уже сказала, разработано более 50 электронных курсов. Большая часть из них направлена на развитие управленческих компетенций. Но также есть курсы, разработанные для конкретных функциональных направлений, например обучение и развитие персонала, бережливое производство.
Основная часть курсов представлена в слайдовом формате, с использованием схем, иллюстраций, практических заданий, видеороликов. Также есть курсы, реализованные в виде тренажёров, видеолекций.
Как и все программы Корпоративного университета, электронные курсы предназначены для руководителей.
Разработкой электронных курсов занимается Центр информационных технологий. Работая над контентом, мы привлекаем экспертов из ОАО «РЖД», взаимодействуем с коллегами других центров университета, анализируем и учитываем текущие тенденции на рынке дистанционного обучения.

– Какие дистанционные программы наиболее востребованы среди железнодорожников?
– В части развития управленческих навыков наиболее популярными темами являются лидерство, система делегирования, система мотивирования сотрудников, ситуационное руководство, технологии развития работников. Что касается курсов для конкретных функциональных направлений, большое количество слушателей проходят курсы на тему системы менеджмента безопасности движения, бережливого производства.

– Сколько слушателей дистанционных программ обучения Корпоративный университет РЖД выпускает в год?
– В 2018 году дистанционно было обучено более 62 тыс. человек (на очных программах – свыше 10 тыс. человек).
Всего в период с 2010 по 2018 год в университете обучились 184 тыс. слушателей: 60 тыс. очно и 124 тыс. дистанционно.

– Получали ли вы обратную связь от своих слушателей? Довольны ли они системой дистанционного обучения?
– По завершении прохождения электронного курса слушателю предлагается заполнить анкету обратной связи. Средняя оценка качества электронных курсов за 2018 год составляет 8,5 балла по шкале от 0 до 10. Это достаточно высокий показатель для дистанционного формата, но мы стараемся его повышать.
В отзывах слушатели пишут о том, что было непонятно или неудобно при прохождении курса, что понравилось и особенно запомнилось или просто благодарят за обучение. Конечно, бывают отзывы и о том, что пользователь больше предпочёл бы очные занятия, поскольку дистанционные нужно совмещать с высокой загрузкой на работе. Мы, в свою очередь, берём на заметку все замечания наших слушателей и постоянно работаем над тем, чтобы дистанционное обучение было таким же интересным и вовлекающим, как очное.

– Каковы перспективы развития дистанционного обучения в Корпоративном университете РЖД? Может ли оно со временем полностью заменить традиционные образовательные форматы?
– Мы считаем, что наиболее эффективным является смешанное обучение, когда часть учебной программы выносится в дистанционный режим, а другая – проводится очно.
Также важным направлением является создание электронных курсов, предназначенных для развития управленческих компетенций в соответствии с новой Моделью корпоративных компетенций для слушателей, которые не проходят очное обучение. И, конечно, мы будем стараться находить новые дистанционные форматы, с тем чтобы сделать обучение наиболее интересным и полезным для наших слушателей.

Беседовала Юлия Антич
Школа лидеров

Руководство высшего звена РЖД повышает личную эффективность

Рубрики: Обучение
Локомотивы развития

РЖД и отраслевые вузы разработали программу взаимодействия

Рубрики: Обучение
Учёба по франшизе

Отраслевые университеты приступили к обучению руководителей компании

Рубрики: Обучение

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера
Даниэль Браун, Итске Крамер
«Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топ-менеджера». Издательство «Альпина паблишер» 2018 год
Полная Ж. Жизнь как бизнес-проект. Книга про счастье
Радислав Гандапас
«Полная Ж. Жизнь как бизнес-проект. Книга про счастье». Издательство «АСТ» 2018 год
Поток. Психология оптимального переживания
Михай Чиксентмихайи
«Поток. Психология оптимального переживания». Издательство «Альпина нон-фикшн» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100