Врач рекомендует
Александр Лексин
Александр Лексин
заместитель директора Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожной гигиены

Врач рекомендует

Какие требования предъявляются к новым поездам
Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожной гигиены более 90 лет занимается испытанием новой техники, оценивает её с точки зрения безопасности условий работы железнодорожников и удобства для пассажиров. О том, какие задачи решает сегодня авторитетный НИИ, «Пульту управления» рассказал заместитель директора института по испытаниям новой техники кандидат медицинских наук Александр Лексин.

– Александр Георгиевич, в ноябре будет запущено движение по первым двум маршрутам Московских центральных диаметров (МЦД). Пассажиров будут перевозить поезда «Иволга» (ЭГ2Тв ). Как вы оцениваете этот поезд с точки зрения санитарно-гигиенической безопасности?
– Наш институт проводил испытания, необходимые для получения «Иволгой» сертификата соответствия. Сертификация – обязательное условие перед эксплуатацией той или иной модели подвижного состава. Полноценный тест-драйв занимает не меньше года.
Для нашей страны «Иволга» – во многом инновационный поезд, предназначенный для интенсивного движения в городе с частыми остановками и обслуживания большого количества людей. Он отвечает всем требованиям санитарно-гигиенического законодательства. Поезда имеют системы обеспечения микроклимата с обеззараживанием воздуха, биотуалеты, места для перевозки велосипедов и колясок. Они приспособлены для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Здесь, как и в «Ласточках», применена новая планировка пассажирских вагонов, которая, например, обеспечивает безопасное передвижение стоя. Думаю, пассажиры оценят по достоинству эти преимущества.

– РЖД активно обновляют пассажирский подвижной состав. Например, вводятся в эксплуатацию новые плацкартные вагоны. Контролируете ли вы материалы, которые применяются при производстве новых вагонов?
– Обновление вагонного парка – процесс закономерный. Российские железные дороги как основной заказчик заинтересованы в повышении качества обслуживания пассажиров, у которых запросы к путешествиям и деловым поздкам железнодорожным транспортом также повышаются. Стремительно меняются не только технологии производства, но и используемые при этом материалы, которые также должны пройти экспертизу. Они, например, не должны гореть, выделять вредные вещества. Предельно допустимые концентрации вредных веществ утверждены Роспотребнадзором в соответствующем нормативно-правовом акте. Это тот уровень вещества в воздухе, который не влияет на состояние человека, его здоровье и даже на будущее потомство. Замечаний к производителям в этом вопросе у нас нет.
Отмечу, что за тем, чтобы вагоны оставались безопасными в процессе эксплуатации, следят уже специалисты Роспотребнадзора.

– В повестке дня и организация высокоскоростного железнодорожного сообщения. Что необходимо учитывать, развивая это направление?
– Возможность быстро доехать из точки А в точку Б, преодолев за короткое время длинное расстояние, – это важно и для людей, и для развития экономики. И по тому, как востребованы «Сапсаны», мы видим, что за этим будущее. Скорость «Сапсанов» сейчас около 250 км/ч. В перспективе поезда должны ехать со скоростью 300–400 км/ч. Несомненно, что в таком случае повысится и нагрузка на машиниста.
Работа в таких условиях сопровождается дефицитом времени для принятия решения в ситуациях, которые требуют порой длительного наблюдения и анализа. Это вызывает нервно-эмоциональное напряжение, его нельзя игнорировать.
Есть такой термин – «непогашенное ускорение». Это ускорение, возникающее при прохождении подвижного состава в кривых участках железнодорожного пути. При прохождении больших кривых при высоких скоростях возрастает нагрузка на человека. Сотрудники нашего института сейчас проводят комплексные исследования по определению тех временных границ, в которых машинист высокоскоростного движения может трудиться без отрицательных последствий для своего организма.
Хотя в нашей стране участки, где предполагается высокоскоростное движение, в основном прямые.

– Сегодня меняется не только железнодорожная техника, но и процесс управление ею. Как вы относитесь к идее организации движения в одно лицо?
– Это вопрос, который экспертное сообщество обсуждает уже не один год. Перевозчики идут к этому, ведь появляется много электронных систем, которые могут брать на себя определённые функции человека. Мы видим, что сейчас РЖД на отдельных направлениях дорог пробуют организацию движения в одно лицо.
Я обратил бы внимание на несколько моментов. Во-первых, выбор маршрута, подходящего для движения в одно лицо. Насколько он прост или сложен, как много напряжённых участков он содержит, сколько времени занимает.
Во-вторых, как будет происходить допуск к управлению в одно лицо? Способен ли машнист проехать 8 часов без помощника? Потребуется ли ему дополнительное время для отдыха и восстановления, что оно будет в себя включать?
В-третьих, это нормативная документация. Для осуществления движения в одно лицо потребуется её кардинальный пересмотр. Ведь сейчас, чтобы обеспечить безопасный проезд, за машинистом и его помощником закреплены определённые функции, которые они обязаны выполнить и зафиксировать их выполнение.

– В августе в рамках международного железнодорожного салона пространства 1520 «Pro//Движение.Экспо» состоялась тестовая поездка беспилотной «Ласточки». На ваш взгляд, сможет ли компьютер заменить человека?
– Все вопросы или решение возникающих проблем перейдут из кабины машиниста в операторский центр, который будет следить за движением беспилотных поездов. Без человека всё равно не обойтись.
За рубежом беспилотное железнодорожное сообщение уже реальность. На сегодняшний день Московское центральное кольцо – наиболее подходящий вариант для реализации этой идеи.

Беседовал Виталий Маслюк
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура
Восточный вектор

Территория опережающего развития требует инновационных подходов

Рубрики: Инфраструктура
Железные дороги мегаполиса

Реализация транспортных проектов позволяет городу развиваться

Рубрики: Инфраструктура
Стратегия роста

РЖД развивают Центральный и Санкт-Петербургский транспортные узлы

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100