Даёшь ревитализацию

Даёшь ревитализацию

Архитекторы рекомендуют осваивать привокзальные территории
На выставке «Вокзалы России: прошлое, настоящее, будущее», состоявшейся на Казанском вокзале столицы с 17 по 24 сентября, ведущие отечественные архитектурные организации представили несколько десятков проектов железнодорожных вокзалов и привокзальной инфраструктуры, как уже реализованных, так и перспективных. «Пульт управления» выяснил у представителей архитектурного сообщества, что сегодня является трендом в проектировании железнодорожных вокзалов.


Тимур Башкаев,
руководитель архитектурного бюро АБТБ:

– Вокзалы в современных крупных городах сейчас часто превращаются в оживлённые торговые центры, а территория вокруг них активно развивается с помощью жилой застройки и офисной недвижимости. Вокзалы стали выполнять не только транспортную функцию, но и общественную. Это востребовано жителями крупнейших городов и в нашей стране. Использование вокзальных пространств иногда гораздо лучше, чем строительство новых зданий в плотном центре города. Вокзалы Сент-Панкрас и Кингс-Кросс и территории вокруг них в Лондоне были вполне успешно перестроены таким образом.
Кроме того, в Москве есть вокзалы, пассажиропоток на которых давно уже превысил те нормативы, согласно которым строилась пассажирская инфраструктура что при царе, что при советской власти – это подземные уровни Курского и Ярославского вокзалов. Этим вокзальным комплексам давно нужна комплексная реконструкция, которая позволила бы увеличить пропускную способность надземных и подземных пространств и, самое главное, повысить комфорт пребывания в них.
Есть проекты реконструкции с накрытием надпутевого пространства и строительством торговых площадей на Белорусском и Савёловском вокзалах. В своё время разрабатывались разные концепции реконструкции Большой Каланчёвки, в том числе и с помощью накрытия путей Ленинградского и Ярославского вокзалов единой пешеходной галереей. Идеи надземного и подземного развития пешеходной инфраструктуры вполне реалистичны, и если они будут осуществлены, то сделают вокзальную инфраструктуру гораздо более комфортной для пассажиров, чем сейчас, не затронув исторические здания вокзалов.
Вокзалы столицы должны стать ещё более функциональными и комфортными, чем сейчас, и при этом они могут выполнять и другие важные для города общественные функции, естественно, без ущерба для функции основной – транспортной.


Михаил Бейлин,
сооснователь архитектурного бюро «Горожане/Citizen Studio»:

– Я думаю, никакой дискуссии о том, что делать с вокзалами, нет. Здания вокзалов – исторические памятники должны быть сохранены, а в тех случаях, когда вокзал не может полноценно выполнять свою транспортную функцию, его необходимо переносить куда-либо ещё. При этом старые здания могут получить совершенно новые функции, в том числе культурные, как вокзал Орсе в Париже, который стал музеем, а собственно транспортная функция выполняется другим вокзалом.
Дело в другом: привокзальные пути – это огромные территории в центрах городов, которые включают в себя большое количество исторических объектов. Важно было бы придумать какие-то программы комплексной ревитализации этих территорий. В будущем, при новых технологиях скоростного движения, эти гигантские территории будут не нужны, и их придётся как-то осваивать.
Потенциал этих территорий огромный – все они находятся в центре города и окружены вполне развитыми районами, которые они сейчас разрезают, а могли бы объединять. Необходим какой-то комплексный подход к освоению этих территорий со стороны городов, чтобы не отдавать их под хаотичный девелопмент. Вот в этом направлении я вижу большой потенциал для развития.


Андрей Асадов,
генеральный директор Архитектурного бюро Асадова:

– Потенциально вокзал – один из важнейших общественных центров города. Он выполняет и транспортную, и коммерческую, и культурную функцию. Вокзал всегда был центром притяжения, расположенным в самом сердце города, и продолжает быть им и сейчас. Там могут располагаться пространства любого назначения – и спортивные, и культурные. Основная мировая тенденция в области реорганизации и переосмысления вокзальных пространств в мире идёт сейчас по пути использования надпутевых пространств. Если вы накрываете пространство над путями, то вокзал превращается из структуры, которая разрывает город на части, в объединяющую конструкцию.
Мы делали такой проект для торгового и офисного центра над путями Киевского вокзала. Реализован он, к сожалению, не был, но расчёты показывали существенный коммерческий потенциал. На выставке был представлен проект накрытия путей Казанского вокзала и размещения в надпутевой галерее торговых и офисных пространств. Это и есть основной тренд в области развития вокзалов в мире.
По такому принципу, например, был перестроен Центральный вокзал в Берлине – двухуровневые пути были перекрыты стеклянной крышей, над которой были построены два объёма, занятых офисными и торговыми площадями.
Современные технологии вполне позволяют стоить новые объёмы, соблюдая законодательство об охране памятников. Все исторические здания остаются в неприкосновенности, а новое развивается над путями, не затрагивая памятники культуры.
Рост городов не вширь, а вглубь, использование площадей, которые ранее выполняли иную функцию, – это современная мировая тенденция.

Подготовил
Лев Кадик
Транспортный каркас Сибири

Регионы заинтересованы в сотрудничестве с ОАО «РЖД»

Рубрики: Инфраструктура
Мобильная связь

Городские электрички пользуются популярностью в России

Рубрики: Инфраструктура
Восточный вектор

Территория опережающего развития требует инновационных подходов

Рубрики: Инфраструктура
Железные дороги мегаполиса

Реализация транспортных проектов позволяет городу развиваться

Рубрики: Инфраструктура
Стратегия роста

РЖД развивают Центральный и Санкт-Петербургский транспортные узлы

Рубрики: Инфраструктура

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100