Социальный лифт

Социальный лифт

Железнодорожники хорошо зарекомендовали себя на всероссийских и корпоративных конкурсах профмастерства
Входящий в нацпроект «Образование» федеральный проект «Социальные лифты для каждого» предусматривает, что к 2024 году в стране будет проводиться 35 конкурсов для карьерного и профессионального роста. Планируется, что общий охват конкурсантов составит порядка 1 млн 700 человек. Сегодня профсостязаний в стране не так много, но они существуют на всех уровнях – от всероссийского до корпоративного. Их участники получают возможность продемонстрировать свои навыки, получить новые знания, а также продвинуться по карьерной лестнице. То, в каких мероприятиях уже успели проявить себя молодые железнодорожники, выяснил «Пульт управления».


Карьерный трамплин

Сегодня всё активнее обсуждается концепция непрерывного образования – lifelong learning. Обучение длиною в жизнь – это уже не возможность, а необходимость, говорят эксперты. «В современных условиях научно-технической революции знания устаревают каждые два-три года, при этом объёмы информации, которые необходимо усвоить, удваиваются. Профессии меняются стремительно, и в каждой сфере деятельности появляется всё больше новых направлений. В сложившихся условиях первое высшее образование может дать только старт, возможность начать карьеру. Необходимо оперативно добирать недостающие знания в течение всей жизни. Это и есть система lifelong learning, которую для отечественных управленцев нам предстоит сейчас перестроить или создать заново», – уверен президент Российской ассоциации бизнес-образования, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС, проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов.

Для современных руководителей, стремящихся идти в ногу со временем, в конце 2017 года по инициативе Владимира Путина был запущен ежегодный Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры России». Его цель – дать возможность инициативным, неравнодушным молодым руководителям заявить о себе, помочь им развить компетенции, необходимые для дальнейшего управленческого становления.

На первый конкурс было подано 199 тыс. заявок, на второй – уже 227 тыс.

Все финалисты конкурса получают образовательные гранты в размере 1 млн руб., а победители – ещё и наставника из числа известных руководителей из бизнеса и государственного управления. Так, например, два года подряд наставниками «лидеров» являются заместители председателя Правительства РФ Татьяна Голикова и Ольга Голодец, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, председатель Центральной избирательной комиссии Элла Памфилова, мэр Москвы Сергей Собянин, федеральные министры Евгений Дитрих, Антон Силуанов, Вероника Скворцова, Сергей Шойгу, Ольга Васильева, Денис Мантуров, а также генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров, президент, председатель правления ПАО «Сбербанк» Герман Греф, председатель правления, председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков.

В числе 300 финалистов первого конкурса «Лидеры России» – семь железнодорожников, из которых трое стали победителями. В финал второго конкурса вышли три представителя ОАО «РЖД», победу одержали двое. Они прошли ряд испытаний, которые включали индивидуальную и групповую работу, мастер-классы, тренинги на выявление и отработку лидерских компетенций.
«Участники конкурса смогли получить оценку своих компетенций, поработать над слабыми моментами, а также пообщаться и набраться опыта у экспертов из различных областей», – рассказала победительница второго конкурса управленцев «Лидеры России», начальник производственно-технического отдела Свердловского регионального центра Екатеринбургской дирекции связи Центральной станции связи ОАО «РЖД» Дарья Сенькина.

К слову, участие в «Лидерах России» для многих конкурсантов стало «карьерным трамплином». Так, например, все трое железнодорожников – победители первого конкурса – получили повышение по службе: начальник технологической службы Центральной дирекции управления движением Вячеслав Дмитриев был назначен главным инженером Куйбышевской дороги; руководитель Департамента железнодорожной логистики «GEFCO Россия» Дмитрий Вербов стал первым заместителем начальника Департамента управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» ОАО «РЖД»; технолог 1-й категории технологической службы аппарата управления Дальневосточной дороги Александр Симоненко получил пост заместителя начальника службы технической политики ДВЖД.

Шанс проявить себя, а также быть удостоенным почётного звания «Новатор ОАО «РЖД» получают участники молодёжного конкурса инновационных проектов «Новое звено». За 11 лет в нём приняли участие порядка 25 тыс. молодых железнодорожников, они представили свыше 13 тыс. проектов. От молодых специалистов в первую очередь требуются перспективные и прикладные разработки, научные исследования, при этом предлагаемые ими решения должны корректно встраиваться в уже имеющиеся в компании процессы.
«У конкурсантов есть возможность напрямую общаться с руководством ОАО «РЖД», ведущими экспертами, учёными, предпринимателями, представителями крупных российских и международных компаний. Это позволяет лучше понять как отраслевую, так и внешнюю повестку, расширить кругозор, познакомиться с новациями и трендами, которые лежат в основе развития мировой экономики и потребительского рынка», – отметил начальник Департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов.

В прошлом году победителем конкурса «Новое звено» стал проект «Автоматизированная система прогнозирования нарушений безопасности движения локомотивными бригадами», разработанный ведущими инженерами отдела информационных технологий проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства Ириной Воронковой и Анастасией Новиковой и инженером II категории отдела информационных технологий проектно-конструкторского бюро локомотивного хозяйства Юрием Козловым. Авторы предложили спрогнозировать вероятность возникновения случаев нарушения безопасности движения каждым машинистом на основе показателей ряда информационных систем, в частности АСУТ НБД, АСПТ, тренажёрных комплексов. «Систематизация полученной информации позволит сформировать меры по недопущению случаев нарушения безопасности движения поездов, а также повысить ответственность и уровень компетентности работников локомотивных бригад», – пояснили они.

В этом году итоги конкурса будут подведены осенью на XII Слёте молодёжи ОАО «РЖД». Победители «Нового звена» получают возможность реализовать свой проект, принять участие в зарубежных стажировках, а также пройти обучение в Корпоративном университете РЖД.

К слову, именно Корпоративный университет сегодня занимается подготовкой руководителей компании. Его миссия – устранение пробелов в отраслевой системе подготовки управленческих кадров и повышение их квалификации. Основа обучения – это целевые программы «Корпоративный лидер» и «Корпоративный менеджмент». Их последовательное освоение является, по сути, необходимым условием успешного формирования карьеры, а также возможностью продолжить обучение во внешних бизнес-школах.

На первой ступени – «Корпоративный лидер» – развивается личная эффективность руководителя через формирование системного мышления, освоение современных технологий менеджмента и инструментов саморазвития. Важный итог этой ступени – сформированный слушателем индивидуальный план развития.

Вторая ступень – «Корпоративный менеджмент» – нацелена на освоение инструментов повышения эффективности бизнеса: корпоративное, процессное и проектное управление, управление издержками, доходами, инновациями, клиентоориентированностью, межфункциональным взаимодействием.


Оценка мастерства

Получить широкое признание своих способностей работники могут на конкурсах профессионального мастерства. Сегодня они проводятся на всероссийском и региональном уровнях, а также на конкретных предприятиях.

Так, с 2012 года в стране, согласно Постановлению Правительства от 7 декабря 2011 года № 1011, ежегодно проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Лучший по профессии». Его цель – повышение престижа рабочих профессий, совершенствование профессиональных знаний и методов работы, а также содействие росту квалификации кадров.

Всего в конкурсе представлено пять номинаций, которые ежегодно меняются исходя из заявок регионов. Так, например, в 2019 году конкурсанты соревнуются в следующих номинациях: «Лучший плотник», «Лучший пожарный», «Лучший электромонтёр по ремонту и обслуживанию оборудования распределительных сетей», «Лучший каменщик», «Лучший бетонщик». Участники конкурса выполняют конкретные производственные задания (например, пожарные должны выполнить и сдать нормативы по физической и по пожарно-строевой подготовке, каменщики – выполнить кирпичную кладку угла).

Награждение победителей конкурса «Лучший по профессии» состоится весной 2020 года в Доме правительства РФ.

В разные годы в этом конкурсе присутствовали и отраслевые номинации, где победу одерживали железнодорожники. Так, например, в 2014 году в номинации «Лучший проводник пассажирского вагона» первое место заняли проводники Московского филиала ОАО «Федеральная пассажирская компания» Павел Хританков и Татьяна Кульбакова. В 2016 году в номинации «Лучший машинист маневрового тепловоза» победителем был признан Руслан Черниговский, представлявший ОАО «АК «Железные дороги Якутии» (Республика Саха, Якутия). В 2017 году в номинации «Лучший монтёр пути» призёрами стали монтёр пути ПМС-196 Приволжской дирекции по ремонту пути ОАО «РЖД» Айват Аживаев и монтёр пути Шарьинской дистанции пути Северной дирекции инфраструктуры Александр Плотников.

Московская федерация профсоюзов совместно с правительством города уже более 20 лет проводит конкурс профессионального мастерства «Московские мастера», направленный на повышение престижа и квалификации труда работников массовых профессий, пропаганду их достижений и передового опыта. Работники Московской дороги являются завсегдатаями этого конкурса. Так, в 2018 году победителем конкурса «Лучший дежурный по железнодорожной станции» стала дежурная по железнодорожной станции Брянск-Льговский Ольга Брызгалова, а в этом году первое место заняла дежурная по станции Кромская Орловско-Курского центра организации работы железнодорожных станций Мария Борискина.

Молодёжная общероссийская общественная организация «Российские студенческие отряды» (РСО) ежегодно проводит Всероссийский конкурс профессионального мастерства студенческих отрядов проводников. В 2018 году в финале конкурса встретились 10 пар, представлявших Ростовское, Челябинское, Новосибирское, Самарское, Кировское, Омское, Удмуртское, Томское, Приморское, Тюменское региональные отделения РСО. Победителями стали студенты Ростовского госуниверситета путей сообщения (РГУПС) Александра Шульга и Валерий Швалов.

АО «ФПК», в свою очередь, проводит Всероссийский конкурс профессионального мастерства проводников пассажирских вагонов. В этом году имена победителей были названы 29 апреля в Центральном доме культуры железнодорожников (ЦДКЖ) в Москве. В столицу приехали работники 13 филиалов Федеральной пассажирской компании, а также представители РСО. Участники состязались в спортивных соревнованиях, сдавали экзамен на знание правил перевозки пассажиров, демонстрировали профессиональные навыки. Например, в ходе практического этапа проводники должны максимально быстро навести порядок в вагоне, растопить титан, оказать первую медицинскую помощь «пострадавшему», организовать посадку пассажиров. Наибольшую сумму баллов за все этапы конкурса набрали Вадим Швочкин из Екатеринбурга и Татьяна Файзрахманова из Перми, представлявшие Уральский филиал ФПК.

В ОАО «РЖД» конкурсы профмастерства регулярно проводятся на дорожных и сетевых уровнях. Так, 16 июля на базе Подбельского подразделения Московского учебного центра профессиональных квалификаций назвали лучших работников средств дефектоскопии. В ежегодном соревновании приняли участие 78 специалистов. Так, среди наладчиков победителем признан Роман Солдатов (Александровская дистанция пути); в номинации «Операторы дефектоскопной тележки» первое место занял Руслан Степченков (Брянская дистанция пути); в номинации «Начальники участков диагностики» лучшим был признан Сергей Кулинчик (Московско-Курская дистанция пути).

С 2017 года Дирекция железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» проводит конкурс профмастерства «Навстречу пассажиру». Конкурсанты соревнуются в нескольких номинациях. Так, например, в этом году в номинации «Лучший начальник вокзала» победителем стал начальник Мурманского железнодорожного вокзала Александр Метёлкин; в номинации «Лучший дежурный по залу» отличилась Полина Иноземцева, представлявшая вокзал Ростов-Главный.

Лучших по профессии определяют не только среди действующих, но и среди будущих профессионалов – студентов. Так, самые популярные студенческие соревнования проводит движение Worldskills (в России его оператором является Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллз Россия)». Чемпионатная линейка Worldskills включает различные конкурсы профессионального мастерства. Однако соревновательные компетенции к транспорту не имеют отношения, поэтому студенты отраслевых колледжей и техникумов соревнуются по таким направлениям, как «Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Информационные кабельные сети», «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Сетевое и системное администрирование», «3D-моделирование компьютерных игр».
«Нужно быть реалистами и понимать, что обойти в чемпионатах такие сильные вузы, как, например, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, очень сложно, ведь представленные компетенции являются для них профильными, – отметил президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, директор Института прикладных технологий Российского университета транспорта (МИИТ) Николай Разинкин. – Наша задача – добиться, чтобы в конкурсный лист были включены транспортные компетенции. Мы активно сотрудничаем с Союзом «Молодые профессионалы», направляем туда наших преподавателей для обучения экспертной работе. У нас в разработке несколько отраслевых компетенций. Надеемся, что рано или поздно они войдут в чемпионатный перечень».

Тем не менее студенты отраслевых учебных заведений показывают хорошие результаты и в непрофильных для них компетенциях. Так, например, с 2017 года проходит национальный межвузовский чемпионат по стандартам Worldskills. В 2018 году студентки Уральского госуниверситета путей сообщения (УрГУПС) Юлия Тарасян и Александра Коварина одержали в нём победу в компетенции «Мобильная робототехника».

В 2017 году студенты Московского колледжа железнодорожного транспорта Российского университета транспорта (МИИТ) Дмитрий Попов и Варвара Колесниченко заняли второе место в компетенции «Интернет вещей» в финале V Национального чемпионата «Молодые профессионалы».

В конце 2017 года ОАО «РЖД» в сотрудничестве с Федеральным агентством железнодорожного транспорта провело первый Отраслевой чемпионат железнодорожного транспорта в формате WorldSkills. В нём приняли участие работники подразделений Дирекции тяги, Центральной дирекции инфраструктуры и Главного вычислительного центра ОАО «РЖД» в возрасте до 35 лет – победители региональных этапов соревнований, а также шесть студентов железнодорожных колледжей и техникумов. Они соревновались в трёх компетенциях: «Управление железнодорожным транспортом», «Железнодорожная автоматика» и «Сетевое и системное администрирование».

В итоге первое место в соревнованиях по компетенции «Железнодорожная автоматика» занял электромеханик Борзинской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Забайкальской дирекции инфраструктуры Владимир Матафонов, по компетенции «Сетевое и системное администрирование» – электронщик 2-й категории отдела эксплуатации средств передачи и телекоммуникационного оборудования Красноярского ИВЦ Андрей Травкин, по компетенции «Управление железнодорожным транспортом» – машинист тепловоза ТЧЭ-12 Краснодар Северо-Кавказской дирекции тяги Алексей Кохан.

Кстати, с 22 по 27 августа в Казани будет проходить Мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам Worldskills, который соберёт молодых профессионалов из 63 стран и регионов, соревнующихся в 56 компетенциях.


Образовательный блок

Сегодня ряд крупных компаний оказывает финансовую поддержку особо одарённым студентам. Таким образом, работодатели ещё во время обучения отбирают потенциальных сотрудников, а также создают своеобразное «сообщество талантов», откуда потом могут черпать ценные кадры.

Финансовую поддержку студенты получают на конкурсной основе. Таким путём идут, в частности, Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий «Сколково», агропромышленный холдинг «Мираторг» и страховая компания «Росгосстрах».

ОАО «РЖД» также поддерживает талантливых студентов отраслевых вузов. Так, например, с 2007 года компания на конкурсной основе присуждает гранты будущим специалистам на разработку дипломных проектов по темам, определяемым холдингом.

Для студентов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, ежегодно присуждается 150 грантов в размере 37 тыс. руб., а для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования, – 200 грантов в размере 49 тыс. руб.

В этом году, например, ряд дипломных работ, удостоенных грантов, посвящён работе Забайкальской дороги (в частности, разработке бесконтактного датчика пути и скорости в производственном участке Чита, повышению пропускной способности на направлении Сковородино – Архара, совершенствованию эффективности перевозочного процесса, развитию железнодорожной станции Забайкальск).

На гранты компании могут рассчитывать и молодые учёные из университетов путей сообщения. Ежегодно ОАО «РЖД» финансирует ряд научных исследований вузовских специалистов, направленных на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте.

В прошлом году претендентов на получение грантов было семеро. Победителями стали трое. Максимальное количество баллов экспертного жюри набрала работа доцента кафедры «Железнодорожные станции и узлы» СГУПСа Сергея Карасёва «Теория рациональной специализации линейных объектов железнодорожной инфраструктуры в перевозочном процессе».

Суть его докторской диссертации – разработка методологии, способствующей повышению пропускной способности на основе технологической специализации разных уровней объектов – железнодорожных линий, станций в узлах, сортировочных устройств и парков на станциях. Предложенная им методология позволит сбалансированно развивать сеть и отдельные полигоны, а также обеспечивать прирост пропускной способности при минимизации затрат.

Всем троим победителям присуждены гранты размером 3,5 млн руб., выплата которых производится в течение трёх лет. Эти средства расходуются на подготовку докторской диссертации: оплату расходов на обучение в докторантуре, научные командировки, участие в конференциях, приобретение научной литературы и периодических изданий, публикацию и издание статей и монографий, а также на оплату получения доступа к базам данных, приобретение необходимого оборудования и материалов для проведения научно-исследовательских работ, аренду или оплату доступа к необходимому материально-техническому и лабораторному оборудованию.

Юлия Антич

Спорт личных достижений

В ОАО «РЖД» пропагандируется здоровый образ жизни

Рубрики: Молодёжная политика
Стартовый капитал

Молодые специалисты РЖД получают расширенный соцпакет

Рубрики: Молодёжная политика
Дорогами добра

Молодёжь компании активно занимается волонтёрством  

Рубрики: Молодёжная политика

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100