Скоростные студенты
Олег Покусаев
Олег Покусаев
замдиректора Института управления и информационных технологий МИИТа, секретарь Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ

Скоростные студенты

Как вузы готовят кадры для ВСМ
– В чём особенность управления скоростным поездом?
– Современный высокоскоростной поезд – это фактически компьютер на колёсах. Такой поезд оборудован множеством датчиков, которые вместе с различными системами, обеспечивающими движение поезда и комфорт пассажиров, связаны в единый интеллектуальный бортовой центр. Это во многом обусловлено именно высокими скоростями, когда при достаточно коротких интервалах движения резко возрастает значение и роль интеллектуальных автоматизированных систем. Отсюда меняются и требования к машинисту такого поезда. Если раньше для работы машинистом было достаточно иметь среднее специальное образование, то сегодня инженеры-конструкторы высокоскоростного подвижного состава утверждают, что обязательно высшее профильное. Речь не идёт о том, что машинист должен осуществлять какой-либо ремонт оборудования, но он должен понимать, как устроены и работают основные системы поезда, какие ситуации могут возникнуть и какие действия он должен предпринять.

– Какую роль в подготовке кадров для ВСМ играют отраслевые вузы?
– Университеты путей сообщения являются основной площадкой для обучения будущих работников высокоскоростных магистралей. В частности, в МИИТе, ПГУПСе, УрГУПСе используются различные образовательные подходы для того, чтобы в будущем обеспечить ВСМ профессиональными сотрудниками. Для реализации проекта ВСМ, дальнейшей эксплуатации и развития высокоскоростных путей понадобится качественный штат профессионалов, вырастить которых предстоит вузам. Студенты, нацеленные на работу на высоких скоростях, должны уже сейчас жить и дышать этой темой. И вузы благодаря поддержке компании предоставляют им такую возможность.

– В России пока нет высокоскоростного движения. Насколько своевременно сейчас готовить работников для ВСМ?
– Это инвестиция с отложенной реализацией. Готовить кадры необходимо уже сейчас, поскольку после запуска ВСМ обучить сразу большое количество людей не удастся. К тому же для работы на ВСМ необходимо получить опыт работы на обычных линиях. Так что те, кто сегодня изучают ВСМ в вузах, через 5–6 лет будут как раз готовы к работе на новой магистрали.
Важным аспектом образовательного процесса является разработка соответствующих профессиональных стандартов для работников, которые будут задействованы на ВСМ. Сейчас соответствующих профстандартов пока нет, поскольку идёт процесс проектирования организационно-штатной структуры и отдельных систем будущей ВСМ, но, полагаю, в скором времени эта задача также будет решена. Разработка профстандартов для работников ВСМ позволит привязать и скорректировать существующие образовательные программы под необходимые квалификационные требования.
Значительная часть базовых компетенций сохранится, поскольку ВСМ – это всё же железная дорога, но появятся принципиально новые требования к уровню подготовки – в связи с повышением уровня информатизации, интеллектуализации управления движением и инфраструктурой будущей ВСМ.

– Какие образовательные направления в части ВСМ реализуются в МИИТе?
– Подготовка кадров для ВСМ – одна из приоритетных задач Института управления и информационных технологий (ИУИТ) МИИТа. В 2013 году на базе этого института была создана кафедра «Высокоскоростные транспортные системы», которую возглавил первый вице-президент ОАО «РЖД» Александр Мишарин, курирующий развитие скоростного и высокоскоростного движения в стране.
Кафедра ведёт подготовку кадров для ВСМ по программам бакалавриата, магистратуры, повышения квалификации работников ОАО «РЖД», реализует программы дополнительного образования по технологии авторских классов, выполняет прикладные научные исследования в области проектирования и эксплуатации ВСМ в России, разрабатывает и издаёт учебно-методические пособия, развивает международное сотрудничество. Кроме того, кафедра осуществляет связь учёбы и производства. То есть преподаватели вовлечены в процесс проектирования ВСМ, участвуют во всех совещаниях, работают с ВНИИЖТом и НИИАСом. На базе кафедры организована работа секретариата Экспертного совета по технической политике в области проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных железнодорожных магистралей в РФ.

– Существуют ли в МИИТе характерные только для высокоскоростного движения специальности?
– Одной всеобъемлющей специальности, как ВСМ, не может быть в принципе, ведь ВСМ включает в себя знания из самых разных областей: это инфраструктура, подвижной состав, электроснабжение, системы связи и многое другое. Фактически сегодня речь идёт о том, чтобы в привычную программу подготовки кадров добавить модули, характерные для ВСМ. На старших курсах студенты могут получить дополнительную специализацию в области высокоскоростного движения. Так, например, специальность «Подвижной состав железных дорог» включает специализацию «Высокоскоростной наземный транспорт». До 3–4-го курса студенты изучают дисциплины, характерные в целом для основной специальности, а на последних углубляются в тематику подвижного состава для ВСМ и выходят инженерами в этой области. По этой специальности ежегодно предусмотрено порядка 30 бюджетных мест, из которых 10 – целевой заказ от ОАО «РЖД».
Есть также отдельные профили, ориентированные под ВСМ, в рамках уровней бакалавриата и магистратуры. Там ребята с 3-го курса курса изучают вопросы высокоскоростного движения. Бакалавров мы готовим по направлению «Технология транспортных процессов» (профиль «Организация перевозок на скоростных и высокоскоростных магистралях») и «Менеджмент» (профиль «Менеджмент скоростных и высокоскоростных перевозок»). Обучение магистров ведётся по направлению «Наземные транспортно-технологические комплексы» (программа «Транспортно-технологические комплексы высокоскоростных магистралей»).
Отдельное внимание в ИУИТе уделяется реализации дополнительных образовательных программ по технологии авторских классов. Так, на базе кафедр «Транспортный бизнес» и «Высокоскоростные транспортные системы» осуществляется подготовка двух авторских классов по программам «Проблемы и перспективы развития высокоскоростного движения на сети ОАО «РЖД» и «Организация эксплуатационной работы в условиях развития скоростного и высокоскоростного движения». В них обучение проходят по 10 студентов ежегодно.

– Можно ли будет при необходимости переквалифицировать уже действующих железнодорожников для работы на ВСМ?
– Да, такой подход возможен. В частности, его успешно реализует Дирекция скоростного сообщения – филиал ОАО «РЖД» (ДОСС). Так, в машинисты скоростных поездов «Сапсан» и «Ласточка» попадают только сотрудники с большим стажем работы после прохождения обучения в учебном центре ДОСС. В МИИТе также есть программы повышения квалификации для сотрудников ОАО «РЖД». Например, кафедра «Высокоскоростные транспортные системы» ИУИТа реализует программу «Развитие интегрированной сети скоростного и высокоскоростного сообщения в Российской Федерации». Ежегодно обучение по ней проходят порядка 100–120 сотрудников различных подразделений компании. Слушатели изучают весь спектр основных направлений ВСМ: инфраструктуру, подвижной состав, стратегические документы, экономику, управление движением, устройство станций и транспортно-пересадочных узлов.

– ВСМ ещё нет, а где берёте оборудование и как проходят практические занятия?
– Нельзя сказать, что сейчас идеальная ситуация для того, чтобы наглядно изучать устройство ВСМ. Однако мы стараемся, чтобы студенты получили как можно более полное представление об этой магистрали. У нас есть опыт ДОСС, который во многом близок к ВСМ. В рамках учебной программы студенты посещают депо «Металлострой» и «Подмосковное», которые обслуживают поезда «Сапсан» и «Ласточка» и являются прототипами будущих депо для составов ВСМ. Также в рамках авторских классов предусмотрены зарубежные стажировки, в частности в Китай. На лекциях мы используем видеоматериал по теме, который предоставляют и зарубежные коллеги. Активно используем моделирование. Например, было занятие по контактной сети, где коллеги, которые занимаются её проектированием для ВСМ, смоделировали буквально каждый кусочек этой сети. Компьютерные программы позволяют отследить все колебания, вплоть до влияния ветра. Периодически мы приглашаем к себе экспертов, задействованных в проектировании ВСМ. В феврале у нас прошла лекция заместителя гендиректора ВНИИЖТа Олега Назарова, посвящённая подвижному составу ВСМ.

– Сколько специалистов в области ВСМ ежегодно выпускает МИИТ?
– 30 – высокоскоростной подвижной состав, 25 бакалавров – по направлению «Менеджмент скоростных и высокоскоростных перевозок», магистры – порядка 50 человек – это программы по ВСМ в Институте управления и информационных технологий и Русско-Немецком институте, плюс группа экономистов по ВСМ, авторские классы и программы повышения квалификации. Всего около 250 человек в год.

– С какими ещё странами, где высокоскоростное движение уже функционирует, сотрудничает МИИТ?
– В конце 2016 года мы создали Российско-Китайский центр в области ВСМ. В его состав вошли проектные, научные и образовательные организации, которые задействованы в реализации проекта ВСМ: НИИАС, ВНИИЖТ, ВНИИЖГ, ВНИГТИ, китайская компания CRRC и МИИТ, на базе чего и создан этот центр. Активны и европейцы. У нас проходят регулярные лекции представителей немецкой компании Siemens AG. Дитрих Мёллер, президент «Сименс» в России, рассказывает нашим студентам про все основные направления в области развития ВСМ. В начале февраля он читал лекцию по системам электроснабжения в части ВСМ. Мы контактируем с французами, запланирована лекция компании Systra по особенностям устройства ВСМ во Франции. Есть связь с Международным союзом железных дорог (МСЖД), сессии которого периодически проходят в стенах МИИТа. Сейчас активизируются испанские коллеги из компании Talgo. Однако многое с точки зрения международного сотрудничества будет зависеть от того, кто выступит основным партнёром по проектированию подвижного состава для будущей магистрали.

– Насколько востребованы специальности, связанные с ВСМ, у абитуриентов?
– Среди абитуриентов специальность востребована. Современные технологии, новизна, скорость, престиж привлекают будущих инженеров, которые стремятся работать в авангарде транспортной отрасли. Однако многих пугает неизвестность: вдруг ВСМ так и не построят? Мы говорим: если не построят, то это не означает, что выпускники не смогут работать на железной дороге. Ведь в первую очередь они инженеры. Так что, например, в ДОСС, ДЖВ, ФПК, ЦППК и других структурных подразделениях и дочерних обществах компании они найдут применение своим знаниям. К тому же, когда магистраль построят, тех ребят, которые уже отучились по специальностям, связанным с ВСМ, кадровые службы возьмут на заметку в первую очередь. Пока такие специалисты – это штучный товар, и в ОАО «РЖД» их путь отслеживают, чтобы потом их можно было быстро мобилизовать.

– Какой в перспективе будет подготовка кадров для ВСМ?
– В будущем речь должна идти о создании академии или, возможно, института ВСМ как единого центра подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров. Там будут сконцентрированы лучшие практики, эксперты по всем ключевым технологиям и направлениям ВСМ, тренажёры и наглядные материалы, чтобы все специалисты-железнодорожники, будь то движенцы, инфраструктурщики, локомотивщики или экономисты, могли получить специальный багаж знаний в области высокоскоростного движения.

Беседовала Юлия Соловьёва
Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru