Закольцованный город
Марат Хуснуллин
Марат Хуснуллин
заместитель мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Закольцованный город

Московское центральное кольцо даёт толчок современному развитию города. Опытом с регионами поделился заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин
Запуск Московского центрального кольца назван специалистами – транспортниками, дорожниками, строителями, архитекторами и социологами – прорывом года. Президент ОАО «РЖД» Олег Белозёров полагает, что железнодорожный транспорт в мегаполисе может дать новый импульс развитию городских территорий. Человек должен иметь возможность добраться до любой точки в течение часа – это так называемый золотой час, предусмотренный современными концепциями городского планирования. Об этом Олег Белозёров говорил на конференции V Международного форума по энергосбережению и энергоэффективности ENES-2016, состоявшейся в Москве в ноябре. «Мы считаем запуск Московской кольцевой железной дороги новым шагом в развитии транспорта. Мы видим, что это очень удобный вид транспорта, если он хорошо интегрирован в городскую среду», – сказал президент РЖД.

Насколько хорошо МЦК вписалось в столичную среду и каковы перспективы развития этого проекта и прилежащих к кольцу городских территорий, «Пульт управления» узнал у Марата Хуснуллина, заместителя мэра в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства.

– Марат Шакирзянович, вы считаете запуск МЦК событием года?
– Этот проект смело можно назвать прорывом последних десятилетий. Для Москвы это открывшаяся дорога в будущее, серьёзный шаг в развитии столичного общественного транспорта. По сути, в городе выстраивается абсолютно новая транспортная логистика. Запуск МЦК облегчил транспортную доступность примыкающих территорий и тем самым частично перераспределил транзитные потоки из центра в срединную часть города. Всего за три месяца работы кольцо уже перевезло 21 млн пассажиров. Вот лучшее свидетельство того, насколько дорога была нужна городу.
Очень важно, что жители 26 столичных районов получили возможность быстрее и комфортнее добираться до станций метро. Например, жители Метрогородка, Коптева, Хорошёво-Мнёвников, Котловки, Нижегородского и Бескудниковского районов, где нет метро, теперь могут доехать до пересадок с подземкой по МЦК.
Запуск МЦК позволил разгрузить три вокзала: Белорусский и Савёловский в среднем на 4%, Ярославский – на 7,5%. Это связано с тем, что людям теперь не нужно до них доезжать, чтобы попасть в метро, а достаточно воспользоваться МЦК. Сократился и пассажиропоток на станциях метро, прилегающих к вокзалам. Так, разгрузка «Комсомольской» кольцевой линии составила 14%, «Белорусской» кольцевой и «Савёловской» – 5%.
Открыв движение по МЦК, мы фактически дали толчок развитию железнодорожного сообщения в черте Москвы и его интеграции с подземкой. Помимо 17 пересечений с 11 линиями метро МЦК имеет 10 пересадочных станций на 9 направлениях железных дорог. Подобная система давно и успешно работает в европейских странах: достаточно вспомнить Париж с его системой RER или Берлин, Мюнхен, другие крупные города Германии с поездами S-Bahn, которые позволяют пассажирам из любого района мегаполиса без пересадок добраться до пригорода, как ближнего, так и дальнего. Теперь такая возможность есть у москвичей и жителей Подмосковья. То есть в этом плане проект МЦК полностью следует мировой практике и тренду городских электричек.

– Каковы перспективы развития МЦК?
– Вся работа по развитию МЦК разбита на этапы. Первый этап завершён: железнодорожная инфраструктура МЦК полностью построена и уже эксплуатируется, для пассажиров открыты все платформы (31).
Следующий этап развития МЦК рассчитан до 2018 года и включает в себя дальнейшую интеграцию кольца с железнодорожными платформами и вводимыми станциями метро. В общей сложности речь идёт о создании 10 интеграционных связок. Финальные этапы включают комплекс мероприятий по повышению комфорта пассажиров, в частности реконструкцию радиальных направлений железной дороги, улучшение связей между МЦК, метро и наземным транспортом, а также строительство недвижимости для улучшения доступа пассажиров к транспортной системе города и развития прилегающих территорий.

– Надо полагать, для соединения всех звеньев логической цепочки нужны транспортно-пересадочные узлы (ТПУ)?
– Москва приступила к реализации масштабной программы по возведению ТПУ на станциях МЦК и метро. ТПУ решают две важные задачи: во-первых, узлы обеспечивают пассажирам удобную и быструю пересадку с одного вида транспорта на другой, сокращая время в пути; во-вторых, они станут катализаторами развития прилегающих территорий, куда инвесторы будут вкладывать деньги, в первую очередь в строительство рабочих мест, жилья и социальной инфраструктуры.
Те, кто будет жить на этих территориях, получат возможность там же найти работу, там же отдыхать, и всё это будет рядом с удобным общественным транспортом. Цель городских властей – добиться того, чтобы как можно больше горожан смогли жить и работать в пешей доступности к транспортным объектам. Поэтому чем больше недвижимости будет построено вокруг ТПУ (и жилой с соответствующей инфраструктурой, и коммерческой), тем меньше будет трафик. Такая практика распространена во многих мегаполисах мира, в том числе в Гонконге, Токио, Сингапуре.

– Есть ли интерес со стороны инвесторов к ТПУ?
– Интерес к строительству ТПУ со стороны инвесторов в настоящее время идёт по нарастающей. Сейчас очень хорошее для этого время. МЦК уже функционирует, а значит, капитализация недвижимости, которую предлагается построить инвесторам в составе ТПУ, а также в шаговой доступности от него (а значит, от остановочных платформ), заметно возрастает. Эти проекты себя окупят, так как есть гарантированный пассажиропоток. ТПУ, кстати, будут строиться не только на железнодорожных платформах, но и на некоторых новых и строящихся станциях метро.
Недавно мы представили инвесторам 8 проектов ТПУ, выставили их на торги, и в результате получили заявки от 23 девелоперских компаний. Выяснилось, что на каждый ТПУ претендуют в среднем от 2 до 7 компаний. Сейчас мы готовим ещё один пул предложений по транспортным узлам, в том числе на МЦК.
Инвесторы проявляют интерес не только к строительству самих транспортных узлов, у каждого из которых будет своя инфраструктурная «начинка», но и к развитию прилегающих к ним территорий. Безусловно, в первую очередь они интересуются проектами планировки, включающими жилую застройку. Потенциал только жилищного строительства в рамках ТПУ в Москве оценивается в объёме около 6 млн кв. м. Разрешая инвесторам возводить на примыкающих к ТПУ территориях жильё, мы тем самым помогаем им компенсировать расходы на строительство инфраструктуры самого ТПУ, которая обходится им недёшево.

– Как город планирует развивать прилегающие к МЦК территории, в том числе многочисленные промзоны?
– Общая площадь примыкающих к МЦК территорий – 10,8 тыс. га, и большинство из них – это и есть промзоны. Поэтому-то это кольцо долгие годы и называли «ржавым поясом» столицы. Здесь много заброшенных и пустующих площадок, а также неиспользуемых железнодорожных грузовых дворов. Запуск движения по МЦК даёт мощный толчок их развитию с потенциальным объёмом ввода недвижимости в 2 млн кв. м.
Хочу подчеркнуть, что реновация этих территорий будет вестись в рамках комплексной застройки. Это наше основное требование. В Москве не должны вырастать спальные районы без необходимой инфраструктуры в шаговой доступности. В рамках реновации промзон вокруг МЦК будут возводить жильё, детские сады, школы и медучреждения в шаговой доступности от места проживания горожан и станций МЦК, а главное – недвижимость для создания рабочих мест. Так, только на 8 станциях предполагается построить свыше 700 тыс. кв. м жилья, социнфраструктуры, объектов торговли, офисов, отелей и паркингов. Вообще, программа строительства ТПУ и развития территорий вокруг МЦК рассчитана на долгосрочную перспективу – до 2025 года. К тому времени МЦК уверенно впишется в транспортную сеть и инфраструктуру города, и москвичи смогут полностью оценить все очевидные плюсы данного проекта.

– Каковы основные принципы освоения промзон: мы старый мир разрушим до основанья или всё-таки реновация?
– Промзоны мы рассматриваем в качестве основного ресурса полицентрического развития города в его старых границах, эти территории обладают высоким градостроительным потенциалом. Наша задача – вдохнуть в них новую жизнь, превратить в современные комфортные районы комплексной застройки, которые не будут отрезанными от остального города, а органично впишутся в общегородскую ткань. Таким образом, территории, годами не приносившие городской казне доходов, мы вовлекаем в экономику столицы. Важно, что такой комплексный подход большинство инвесторов, уже занимающихся промзонами и интересующихся такими проектами, разделяют, выступая нашими союзниками. Об этом свидетельствуют цифры: за последние годы в промзонах инвесторами построено 10,2 млн кв. м недвижимости различного назначения. На сегодняшний день работы ведутся на 20 участках, включая ЗИЛ, «Серп и молот», «Ленино», «Перово», «Верхние Котлы» и др. При этом год от года объёмы ввода недвижимости в промзонах увеличиваются: если в 2013 году там было введено около 1,3 млн кв. м недвижимости, то уже по итогам нынешнего года ожидаем ввод 2,3 млн кв. м объектов различного назначения. По сути, примерно четверть всей недвижимости, планируемой к вводу в Москве, приходится именно на промзоны. Это очень хороший показатель. Многие люди жили в ожидании, что их дома в этих районах просто-напросто снесут. То есть последние 10–15 лет туда вообще не вкладывали средств.
В то же время реновации подвергнутся далеко не все промзоны. Есть и такие, которые так и будут по-прежнему выполнять свои производственные функции. Их в общей сложности около 7–8 тыс. га. И мы чётко говорим их собственникам, что ничего другого, кроме промзон, там не будет. В качестве примера могу привести промзоны Южный порт, Гольяново, Верхние Котлы.
Активнее всего на сегодняшний день развивается ЗИЛ – крупнейший проект реновации промзоны в мире. В конце прошлого года открыли здесь новую станцию метро «Технопарк», в этом – две платформы МЦК, ЗИЛ и Автозаводская. Строится новая эстакада через железнодорожные пути, а также связка между платформой ЗИЛ на МЦК и станцией метро «Технопарк». Кроме того, будет реконструирована Симоновская набережная от существующего участка до ТТК и от Южного речного вокзала до 2-го Южнопортового проезда. Эта сеть позволит обеспечить удобную транспортную доступность к строящемуся парку развлечений в Нагатинской пойме, расположенной в этом же районе.
На территории бывшего автогиганта уже введена в эксплуатацию крупнейшая в Европе «ВТБ-Ледовая арена», где весной этого года прошёл чемпионат мира по хоккею, близится к завершению строительство Центра водных видов спорта для синхронного плавания им. Анастасии Давыдовой. На территории ЗИЛа появится новое, комфортное жильё, школы и детские сады, музейный центр «Эрмитаж-Москва» – филиал Государственного Эрмитажа.
Приступили инвесторы и к реализации второго после ЗИЛа крупнейшего проекта – реновации промзоны «Серп и Молот», где будет создана многофункциональная общественно-жилая зона общей площадью 1,84 млн кв. м с общественно-деловым центром, детскими садами, школами, поликлиникой для взрослых и детей, автомобильными парковками почти на 10 тыс. машино-мест. Сам архитектурный проект будущего района, разработанный английскими архитекторами, довольно любопытен: фрагменты стен и конструкций корпусов бывшего завода оставят как бы напоминание о нём, при этом некоторые стальные колонны окажутся во дворах и станут подставками для растений. Фактически через всю территорию промзоны протянется парк, под который отведено 29 га. Настоящая «зелёная река», где проложат более 30 км прогулочных, беговых и велодорожек, местами будет напоминать Центральный парк Нью-Йорка. После реновации в этом районе смогут проживать 19 тыс. человек и будет создано 16,3 тыс. рабочих мест.

– Как финансируются подобные проекты?
– Строительство транспортной инфраструктуры – метро, дорог, развитие УДС, формирование удобных транспортных коридоров для обеспечения связности этих территорий с прилегающими районами – берёт на себя город. Остальное – возведение недвижимости, социальной и коммерческой инфраструктуры, включая, что очень важно, создание новых рабочих мест – финансируют инвесторы. Нас радует, что интерес к территориям промзон со стороны инвесторов только растёт. Это выгодные для них проекты, они не сиюминутные, а рассчитаны на годы вперёд. При этом девелоперы, которые работают сейчас в промзонах, осуществляют комплексную застройку, что очень важно, ведь это главный принцип освоения данных территорий. Это значит, что в шаговой доступности от жилых кварталов строятся и садики, и школы, и предприятия бытового обслуживания, появляются места приложения труда. Плюс, повторюсь, удобная транспортная доступность.
Всё это вместе повышает их привлекательность – люди будут покупать жильё, в шаговой доступности от которого можно и работать, и отдыхать, и где при этом рядом удобный общественный транспорт. А значит, окупаемость таких проектов для инвесторов будет высокой.

– Реализация таких крупных проектов всегда сопровождается конфликтом интересов. Как удаётся находить компромиссные решения?
– Самым главным тормозом, с которым мы столкнулись, приступая к реновации промзон, было несовершенство федерального законодательства. Повторюсь, город заинтересован в комплексном развитии промзон. А, как известно, территории их принадлежат разным собственникам, и кто-то хотел развивать свой участок, кто-то нет, в законодательстве чёткого порядка прописано не было.
Наши специалисты выступили с инициативой принять соответствующий документ на федеральном уровне, приняли участие в его разработке. Москва была в этом заинтересована как никто другой: у нас под промзонами – 12 тыс. га земли, которые нужно развивать и вовлекать в экономику. И вот в июне 2016 года Госдумой РФ соответствующий ФЗ («Об особенностях регулирования отдельных правоотношений, возникающих в связи с комплексным развитием промышленных зон, и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ») был принят, что мы считаем нашей общей большой победой. Причём этот закон не просто даст возможность комплексно развивать промзоны – благодаря ему и изменениям в 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве» застройщики смогут те затраты, что несут при строительстве социальной инфраструктуры, отнести на себестоимость. А это очень важно при комплексном освоении территории и ещё больше повысит привлекательность промзон для инвесторов. Сейчас мы готовим несколько пилотных проектов реновации промзон, на которых отработаем механизм реализации этого закона на практике. Вообще считаю, что это один из самых прогрессивных законов, для Москвы это настоящий прорыв в развитии города.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru