Окно в Европу
Александр Камкин
Александр Камкин
к.ф.н., ведущий научный сотрудник Центра германских исследований Института Европы РАН

Окно в Европу

РЖД играют важную роль, соединяя евразийское пространство
Концепт «мягкой силы» нам следует понимать прежде всего как инструмент непрямого влияния на другие государства. В данном отношении можно рассмотреть два измерения:
1) экономическое – деятельность транснациональных корпораций и крупных государственных компаний в рамках регионального или глобального рынков при совпадении корпоративных интересов с национальными;
2) идеологическое – деятельность в медиапространстве, способствующая формированию позитивного имиджа государства, от имени которого выступают конкретные авторы.

В отношении «Российских железных дорог» данную матрицу можно использовать следующим образом.

РЖД активно реализуют проекты по модернизации путей и подвижного состава, сотрудничая с крупной немецкой корпорацией Siemens AG (высокоскоростные поезда «Сапсан» и «Ласточка», автоматизация сортировочных горок и т.д.). Импорт оборудования из Германии составляет весомую часть стоимостного измерения общего импорта товаров и услуг в российской экономике. В данном отношении Siemens AG и Deutsche Bahn действуют синхронно с национальными интересами Германии, чего нельзя сказать об РЖД в отношении инфраструктурных проектов в ФРГ. К сожалению, технологический разрыв довольно высок и потенциал влияния в данной области не столь велик.

Тем не менее в части пассажирского и грузового сообщения «Российские железные дороги» играют важную роль, соединяя евразийское пространство. Северный ход Нового шёлкового пути является тому прекрасным подтверждением: несмотря на экономические санкции в отношении России и контрсанкции со стороны Москвы, направление и темпы грузоперевозок остались практически неизменными, а в ряде случаев наблюдается рост.

Говоря об идеологической составляющей, будет интересно сравнить эффект «мягкой силы» двух российских транснациональных компаний – «Газпрома» и ОАО «РЖД».

«Газпром» воспринимается в германской среде как классическая жёсткая структура, активно и упорно продвигающая свои интересы, отчего считается одной из «рук Кремля». Трудности с государствами-транзитёрами, Третий энергетический пакет и многое другое накладываются на образ «Газпрома» в Германии, что играет на руку группам интересов, стремящихся демонизировать Россию на европейском медиапространстве.
«Российские железные дороги» воспринимаются совершенно иначе, что связано со стилем управления в высших эшелонах компании, а также с проблемами модернизации полигонов, о которых я говорил ранее. РЖД выступают как прагматичная в реализации целей организация, имеющая сложившуюся клиентскую базу в Европе. Российским железнодорожникам не приходится сталкиваться со шлейфом стереотипов о «грозной силе Москвы», поскольку нынешняя политика компании, как и опыт Министерства путей сообщения СССР, являют собой пример наиболее тактичного подхода к формированию имиджа внутри регионов присутствия.

Большое количество трансъевропейских железнодорожных маршрутов, соединяющих Германию с Россией, привлекает переселенцев из бывших республик Советского Союза. Ежегодные семейные поездки к родственникам в Россию и страны Центральной Азии по железной дороге более удобны в сравнении с самолётами: главными преимуществами здесь служат как менее строгие ограничения в провозимой массе багажа, так и комфорт для пассажиров, в особенности детей и пожилых людей. С давних времён сам образ советского/российского поезда, летящего через европейские равнины, – признанный символ величия Российского государства.

Повышение пассажиропотока на европейских маршрутах РЖД предоставляет возможность непрямого влияния на СМИ и публичную среду в Германии и других государствах – членах Европейского союза для создания более позитивного отношения к компании и стране в целом, несмотря на санкции. Тем самым на полную мощь заработает так называемый третий трек дипломатии – личные контакты россиян и немцев.

Что же ждёт нас в будущем? Трансконтинентальные железнодорожные грузоперевозки, а также развитие новых мультимодальных маршрутов при преобладании железных дорог – безусловно, главный пункт повестки дня евразийской транспортной системы на десятилетия вперёд. Мы должны признать, что, несмотря на технический прогресс и возникновение новых видов транспорта, железная дорога будет играть системообразующую роль в экономике Европы и Азии.

В отношении российско-германских отношений приведу небольшой пример. Недавно мне приходилось участвовать в заседании Восточного комитета германской экономики в Баден-Бадене под председательством бывшего канцлера Герхарда Шрёдера, где во весь голос слышались стоны немецких инвесторов, крайне обеспокоенных продолжающейся санкционной политикой в отношении России. Представители крупного бизнеса убедительно просили федеральное правительство пойти на постепенное урегулирование конфликта с Москвой.

В наступающем году существует большая надежда на смену политического курса Берлина после сентябрьских парламентских выборов, от которых зависит, останется ли Ангела Меркель (ХДС/ХСС) на четвёртый срок. В среде немецкого бизнеса полагаются на нынешнего вице-канцлера и министра экономики и энергетики Зигмара Габриэля (СДПГ), известного своим прагматизмом в отношении с Москвой.

После 2017 года возможно улучшение конъюнктуры, но если Меркель останется у руля, нас ждёт предсказуемость во внешней политике и торговле. Также очень многое зависит от Вашингтона, поскольку только после 20 января станет ясно, готов ли избранный президент Дональд Трамп вести более взвешенный курс. Время покажет.


СПРАВКА

Концепция «треков дипломатии» подчёркивает доминирующую роль определённых акторов на разных уровнях переговорного процесса. Первый трек – представители органов государственной власти (руководители государств, правительств, министерства иностранных дел и других ведомств); второй – независимые эксперты, не занимающие официальных постов (как правило, из университетской и академической среды, «публичная дипломатия»), и представители культуры; третий – контакты на межличностном уровне.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru