Как строить и развивать логистический бизнес
Алина Чурикова
Алина Чурикова
специалист по внешним коммуникациям GEFCO Россия

Как строить и развивать логистический бизнес

Стоит ли отдать логистику на аутсорсинг – плюсы и минусы, риски и преимущества
Одна из теорий возникновения Вселенной гласит, что однажды в результате воздействия некоего импульса возникло движение, следовательно, материя и время. Можно представить, что материя – это некий товар, но он бесполезен без логистики, без возможности доставить его потребителю. Заводы и фабрики – это места производства товаров. Логистика – это система, которая связывает все уголки нашей планеты в единый транспортно-логистический комплекс.


Стратегия развития

Потребности общества постоянно видоизменяются и растут, повышая конкуренцию среди производителей. Любая компания, завоевав локальный рынок, пытается вывести свою продукцию на мировой уровень и стать лидером. При переходе на этот этап одним из наиболее важных факторов развития является возможность доставки груза и её стоимость.

Основным толчком к развитию логистики послужили войны благодаря необходимости планировать доставку продовольствия для поддержания армии в состоянии боевой готовности. Логистика использовалась ещё римлянами для управления ресурсами армии, но они не выделили эти действия в отдельную науку.

Со временем военная логистика, как часто случается, получила дальнейшее развитие в гражданской сфере, переняв основные принципы военного дела – согласованность действий, максимальную эффективность и рациональность поставок, а также точное планирование.

Развитие научного и технического прогресса привело к активному развитию отрасли, появлению науки по управлению цепями поставок, выделению логистики из отделов снабжения производственных компаний в отдельные структуры.

Прогресс приводит к глобальным изменениям, которые сложно было представить ещё 10 лет назад. Развитие Интернета стремительно идёт вверх, всё больше и больше информации ежедневно появляется в Сети, и будущее будет зависеть от того, сумеем ли мы обрабатывать и анализировать эту информацию.

Вот некоторые технологии, которые наверняка окажут значительное влияние на логистику в ближайшем будущем.

Автомобильные дроны. Сейчас они пользуются большим интересом медиаресурсов, так как эти технологии активно тестируют ведущие компании, занимающиеся электромобилями и развитием информационных технологий. Использование дронов в логистике может повысить производительность и скорость обработки и доставки грузов. В складской логистике уже используются автономные челноки и погрузчики в чётко определённой и контролируемой зоне склада, повышая тем самым производительность процессов.

3D-печать. Эта технология добавляет новые возможности и совершенно изменяет стратегию производства, от которого можно будет отказаться путём печати необходимых товаров. Данный инструмент может избавить человечество от необходимости перевозок грузов при условии, что 3D-принтер будет доступен каждому. Достаточно будет передать макет товара по электронной почте или другим Сетям и запустить его печать.

Hyperloop. Проект вакуумного поезда, который, возможно, сможет обеспечить скорую перевозку экспресс-грузов как внутри города, так и между городами на большие расстояния. Данная инновация может разгрузить автомобильные дороги и предотвратить растущие автомобильные пробки в крупных мегаполисах. Но запуск Hyperloop для логистики потребует крупных инвестиций в строительство инфраструктуры и самих капсул, что впоследствии может отразиться на стоимости перевозки.

Big Data, Data Science, Machine Learning. Совокупность методов и подходов по обработке разнообразных данных больших объёмов, не связанных между собой. Основные составляющие Big Data – это данные, аналитика и технологии, а её главная задача – это построение закономерностей и выявление новых зависимостей на основе разнородных данных. Другими словами, используя этот инструмент, можно автоматически получать и моделировать результат анализа разнородных данных.

Внедрение инноваций в логистике – довольно сложный и рискованный процесс. Даже небольшие изменения могут привести к изменению сроков, маршрутов доставки, изменению размеров и географии размещения запасов, изменению рисков и т.п. Однако прогресс не стоит на месте, а рыночные условия диктуют свои правила и заставляют игроков бороться за доверие ­клиента.




Анализ сегодняшнего рынка логистики

В рейтинге стран мира по индексу эффективности логистики Россия в 2014 году занимала 90-ю строчку, в 2016-м находится на 99-м месте (согласно данным The World Bank). Данные ранжируются исходя из шести показателей: эффективность организации процесса таможенного контроля, качество инфраструктуры, компетентность провайдеров логистических услуг и их качество, международные перевозки, наличие возможности слежения за­ ­грузом, количество доставок вовремя. Основные причины отставания от Европы и Китая – достаточно сложная и длительная система таможенного оформления и проблемы, связанные с инфраструктурой.

Низкий показатель развития логистики влияет на увеличение стоимости производимых продуктов и услуг, снижение прибыли и конкурентоспособности российских производителей на рынке.

Логистический аутсорсинг в России развивается на протяжении длительного периода и занимает около 30% рынка транспортно-логистических услуг, что почти в два раза меньше, чем в США, Европе и Китае. Основная часть российских компаний-производителей и дистрибьютеров имеют свои отделы логистики, собственный автопарк и службы доставки. Если рассматривать аутсорсинг логистических услуг в России, то здесь преобладает спрос на 2PL-услуги, доля 3PL составляет около 5–8%, а доля 4PL не превышает 4%, тогда как на мировом рынке 4PL-услуги занимают около 20%.

Логистические операторы (или же интеграторы/провайдеры) изначально развивались в крупных мегаполисах, в то время как региональные проекты сталкивались с большим количеством проблем, в частности с дефицитом квалифицированного персонала, отсутствием инфраструктуры, удалённостью логистических операторов и отсутствием у них необходимых знаний об особенностях регионов. Вследствие этого образ логистического консультанта, помогающего решить проблемы доставки, так и не был сформирован.

Из соображений информационной и финансовой конфиденциальности, а также из-за отсутствия доверия к логистическим операторам владельцы промышленных предприятий предпочитают сохранять логистические функции внутри компании либо создавать кэптивные компании с моноклиентом. На практике же сохранение функций логистики внутри компании экономически невыгодно, так как затраты на содержание собственного автопарка постоянны, а объём грузопотока может варьироваться. Автопарк, работающий под нужды одного клиента, является нерентабельным. Максимально эффективное использование транспорта – постоянная загрузка, отсутствие порожних пробегов.

У логистического оператора бизнес-процессы сбалансированы, и подбор клиентов происходит по принципу асинхронности путём максимально эффективного расхода ресурсов. Также у логистического оператора создаётся рабочая группа (отдел/команда) для минимизации рисков работы с новыми клиентами, в который входят опытные специалисты компании (топ-менеджмент, аналитики, сотрудники IT-отдела, коммерсанты, юристы и т.п.), занимающиеся детальной проработкой логистических бизнес-процессов.

Развитие 3PL- и 4PL-аутсорсинга в России происходит в основном за счёт иностранных производителей, пришедших на российский рынок, руководители которых уже смогли на собственном опыте оценить преимущества использования логистических операторов для выстраивания собственной логистики.




3PL и 4PL-аутсорсинг. Риски и преимущества

Эффективное использование аутсорсинга в мире – вовлечение и номинирование 3PL и 4PL логистических провайдеров – позволило многим компаниям сократить свои бюджеты на логистику в среднем на 15–20%.

Повышенное внимание к аутсорсингу логистических функций в последнее время вызвано расширением профессионального рынка услуг, а также весомыми финансовыми результатами при вводе оператора.

Круг задач логистического провайдера при оказании 4PL-услуг:
• планирование, управление и оптимизация цепей поставок;
• стратегическое сетевое планирование;
• интеграция IT-систем;
• отслеживание ключевых показателей эффективности;
• гарантированное снижение стоимости логистики на единицу продукции;
• система Track-and-Trace;
• управление документацией.

В целом компании выделяют следующие положительные аспекты применения аутсорсинга логистики: доступ к новым рынкам сбыта, применение современных технологий, повышение гибкости и производительности, повышение оборачиваемости как запасов, так и активов, снижение уровня стоков, концентрация на ключевой деятельности и сокращение логистических затрат в целом.

Использование 4PL-решений позволяет предприятиям сосредоточиться на своей профильной деятельности. При полном аутсорсинге логистики достигается прозрачность бюджета закупки логистических услуг. Клиент видит закупочную стоимость услуг и размер вознаграждения 4PL-провайдера. С самого начала диалог с клиентом строится гораздо более отрыто и доверительно.


Экспертиза GEFCO. 4PL проекты

Один из 4PL-проектов GEFCO – взаимодействие с компанией Ferronordic Machines – официальным дилером Volvo Construction Equipment и Terex Trucks, ведущим в России дилером по продаже и сервисному обслуживанию строительной и лесозаготовительной техники. Проект заключается в комплексной транспортировке крупногабаритных и тяжеловесных грузов с использованием автомобильного, железнодорожного и морского транспорта в различных комбинациях. По условиям контракта GEFCO необходимо сократить издержки компании на логистику на 10% в течение пяти лет.

В первый год совместной работы GEFCO продемонстрировала сокращение логистического бюджета Ferronordic Machines в рамках 4PL-проекта на 4,1%. Результаты по сокращению логистического бюджета рассчитываются в сравнении с определённым ранее базовым уровнем расходов предыдущих периодов, который устанавливается в результате логистического аудита и закрепляется в контракте.

Среди методов, с помощью которых достигается оптимизация, – комплексный подход, комбинация потоков различных грузовладельцев из портфеля клиентов GEFCO, аналитика и планирование на основе этих данных.


Стратегия и планы

Для успешной реализации проектов по аутсорсингу логистических функций (3PL и 4PL) рекомендуется придерживаться следующего плана:
• Провести логистический аудит всех потоков и деятельности, планируемой к передаче на аутсорсинг.
• Определить стратегию взаимодействия с логистическим оператором и подготовить детальное техническое задание.
• Определить ключевые (наиболее важные) показатели при выборе поставщика услуг.
• Сформировать рабочую группу для определения условий ­контракта с логистическим оператором.
• Определить и автоматизировать процесс контроля работы оператора логистических услуг на основании разработанных ключевых показателей эффективности работы подрядчика.

Успешное взаимодействие между логистическим оператором и клиентом при оказании услуг аутсорсинга возможно при доверительном и эффективном подходе к работе с обеих сторон. Логистическому оператору необходимо активно приспосабливаться к изменениям в сфере инновационных технологий, учитывая политику и стратегию производства клиента.

Партнёрам необходимо проводить регулярные встречи для поддержания процесса оказания услуг на должном уровне, анализа и аудита бизнес-процессов, поиска возможных оптимизаций. На практике ­аутсорсинг обычно контролируется с помощью разработанных ключевых показателей эффективности в автоматическом режиме с помощью интегрированной IT-системы.

Обеим сторонам необходимо совместно внедрить процесс непрерывной оптимизации операционных процессов и организовать рабочую группу для решения операционных проблем и поиска узких мест в процессах. Только в условиях слаженной работы и постоянного совершенствования возможен видимый результат от сотрудничества.

Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru