Фактор тарифа
Анатолий Давыдов
Анатолий Давыдов
заведующий кафедрой «Экономика транспорта» СГУПСа, д.э.н., профессор

Фактор тарифа

Если усовершенствовать тарифную сетку рабочих профессий, можно увеличить общий кадровый потенциал компании
Внедрение новых информационных, коммуникационных и «безлюдных» технологий в отрасли коренным образом меняет понятие о рабочем месте слесаря-ремонтника, монтёра пути, поездного диспетчера, дежурного по станции, других специалистов и даже руководителей различных уровней.

Ведь оснащение железнодорожного транспорта современной техникой и подвижным составом значительно повышает сложность выполняемых работ. В связи с этим необходимо усовершенствовать тарифную сетку рабочих профессий, не меняющуюся в Корпоративной системе оплаты труда (КСОТ) с 2007 года.

Считаю, что уже на уровне тарифной ставки (оклада), гарантированной работнику, размер оплаты его труда должен зависеть от степени сложности и условий выполняемых работ, уровня квалификации и образования. Для этого нужно по-новому тарифицировать машинистов локомотивов, машинистов и наладчиков железнодорожных путевых машин и комплексов – не с 6-го по 10-й разряд, как предусматривает сейчас тарифная сетка, а до 12-го разряда включительно. При этом повышающий коэффициент ставки первого разряда оплаты труда работников, связанных с обслуживанием и ремонтом подвижного состава и технических средств, должен быть 1,25.

Практика предыдущих реформ показала, что стремление произвести дифференциацию тарифных ставок по таким признакам, как занятость на работах, связанных с движением поездов, ремонтом основного технологического оборудования и средств транспорта, приводила в конечном счёте уже через несколько лет к применению максимальных тарифных ставок без их деления по указанным признакам.

Чтобы избежать этого, повышать тарифную ставку работнику необходимо с учётом сложности выполняемых им работ. Причём более высокий квалификационный разряд должен подтверждаться теоретическими и практическими испытаниями в условиях реального технологического процесса.

В 1–3-й разряды могут быть зачислены работники, прошедшие профессиональное обучение в учебных центрах железных дорог, без предъявления требований к стажу. Эта профессиональная группа должна относиться к категории «работник низкой квалификации».

В 4–6-й разряды должны зачисляться работники со стажем до двух лет в предыдущем квалификационном разряде и сроком обучения один-два месяца в учебных центрах или техникумах с отрывом от производства. Эта профессиональная группа должна относиться к категории «работник средней квалификации».

В 7–8-й разряды могут попадать работники со стажем не менее трёх лет в предыдущей квалификации и специальным обучением в ИПК вуза или специальным образованием (диплом техникума). Эта категория работников должна относиться к категории «работник высокой квалификации».

В 9–10-й разряды могут зачисляться работники, имеющие достаточный опыт или прошедшие специальное обучение в вузе. На лиц с университетским образованием должны распространяться особые правила регулирования оплаты. При этом обязательно учитываются стаж и опыт работы. Эта категория работников должна относиться к категории «специализированные работники высшей квалификации».

Наконец, в 11–12-й разряды должны зачисляться работники, имеющие многолетний опыт, получившие специальное профессиональное образование в профильном вузе. Эту новую категорию высококвалифицированных специализированных рабочих могут составлять работники локомотивных бригад скоростного и высокоскоростного пассажирского движения, а также машинисты путевых машинных комплексов и путевых машин, оснащённых современными IT-системами «БОРТ», «Кипарис» и другими.

Причём зачисление в определённый тарифный разряд должно происходить не автоматически, а с учётом способностей работника. Руководитель на предприятии при переводе рабочих в более высокие тарифные разряды обязан приводить службе управления персоналом и подготовки кадров доказательства того, что они отвечают требованиям следующего по порядку квалификационного тарифного разряда. В целом доля тарифной заработной платы в общей сумме заработка работника в среднем может достигать 75–85%.

В свою очередь, система вознаграждения труда специалистов и руководителей также должна базироваться на принципах квалификации, образования, знаний и профессиональных качеств. Сейчас же определяющим фактором при назначении оклада является занимаемая должность.

Уверен, что новая система оплаты, стимулирующая повышение квалификации, знаний и профессиональных качеств, позволит увеличить общий кадровый потенциал компании.
Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Быстрые и эффективные шаги к цели. Практикум для тех, кто хочет изменить свою жизнь
Ольга Демьянова
«Быстрые и эффективные шаги к цели. Практикум для тех, кто хочет изменить свою жизнь». Издательство «Альпина PRO», 2022 год
Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100