Знак качества
Сергей Саратов
Сергей Саратов
начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

Знак качества

Через год применение профстандартов для компании станет обязательным – разработки идут полным ходом.
За последние несколько лет в нашем трудовом законодательстве произошли изменения, которые оказывают непосредственное влияние на взаимоотношения работников и работодателей. В частности, речь идёт о внедрении системы профессиональных квалификаций в России. Это новый механизм, который должен обеспечить соответствие между интересами работодателей, системой образования и персоналом. Система нацелена на кардинальное повышение профессиональной квалификации персонала, за счёт синхронизации потребности работодателей и задач системы образования.

Сегодня в стране ощущается нехватка профессиональных кадров: школа подготовки рабочих и инженеров зачастую неэффективна и не отвечает запросам работодателей. Мы пожинаем плоды 1990-х годов, когда приоритеты в подготовке кадров поменялись в сторону гуманитарных и экономических профессий, а также существенно снизилась рождаемость. Во многих отраслях сегодня ощущается кадровый голод, банально некого брать на работу (особенно это касается отдалённых регионов). Работа по созданию системы национальных квалификаций направлена на воссоздание системы подготовки рабочих кадров и специалистов, которые смогут быть настоящими профессионалами своего дела. Кроме того, проблемы квалифицированного рынка труда требуют развития и некой профессиональной миграционной системы: когда квалифицированные работники, имея подтверждение имеющийся квалификации в виде сертификата, смогут работать на любом предприятии, в любом регионе, где такие специалисты требуются. Рассматривается и привлечение квалифицированных специалистов из-за рубежа. Такая практика уже действует в авиации не только в России, но и в большинстве зарубежных стран. Поэтому первый этап создания такой системы – принятие национальных профессиональных стандартов, чтобы работники, например, сквозных специальностей в разных регионах страны, для разных отраслей готовились базово одинаково. Второй этап – это уже выход на международный уровень, чтобы мы могли принимать специалистов из других стран не только на вакансии в российские компании, но и чтобы наши люди так же могли выходить на международный рынок труда.

Сегодня под профстандартом в России понимается комплекс характеристик квалификации, необходимый работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, или другими словами, для выполнения определённой трудовой функции. Квалификация – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы для выполнения определенных трудовых функций. Теперь построение новой системы квалификаций персонала, создание на основе профессиональных стандартов системы построения и аккредитации образовательных программ, проверка на соответствие сотрудников их квалификации по должностям и профессиям или сертификация персонала будет контролироваться не только работодателем, но и государством.

Начало этой работы было положено указом Президента Российской Федерации «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в мае 2012 года. Сегодня на общегосударственном уровне создан Национальный совет по профессиональным квалификациям при Президенте Российской Федерации, который уполномочен принимать все основные решения в части разработки и внедрения системы профессиональных квалификаций. Для предметной работы создаются также и отраслевые советы, как правило, на базе объединений работодателей. С 1 июля 2016 года применение профстандартов для компаний с госучастием, в том числе и ОАО «РЖД», станет обязательным.

Наша компания занялась этим вопросом практически с момента издания указа президента страны. Национальным советом на базе объединения работодателей «Желдортранс» в числе первых в стране был создан Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте под председательством вице-президента ОАО «РЖД» Дмитрия Шаханова. В его состав вошли руководители компании, Минтранса России, Росжелдора, Московского метрополитена, Промжелдортранса, Роспрофжела, отраслевых учебных заведений и других организаций. В совете были созданы четыре рабочие группы по сферам деятельности: по разработке профстандартов, по независимой оценке квалификаций работников и внедрению профстандартов, по их применению в системе обучения и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Сегодня работа, естественно, ведётся по всем этим четырём направлениям, но больше сделано именно в ключе разработки документов – создается, скажем так, фундамент всей последующей работы. Профстандарты описывают трудовые функции работника, другими словами, определяют, какими знаниями и умениями, а также навыками должен обладать работник для того, чтобы успешно выполнить соответствующие трудовые задачи. Ранее эту функцию частично выполняли квалификационные характеристики, которые с утверждением профессиональных стандартов должны прекратить своё существование. Все справочники профессий, которыми мы пользовались ранее и частично пользуемся сейчас, не будут больше актуализироваться на государственном уровне. А профстандарты, в свою очередь, при появлении новых компетенций, будут дополняться. Все стандарты укладываются в рамку квалификаций, которая является своего рода системой координат для различных уровней квалификации.

Сейчас в компании разработано 14 профстандартов, охватывающих более 360 тыс. человек (или 34 рабочих профессии). Это более 40% от общей численности сотрудников. Естественно, мы начали с самых массовых специальностей, при этом специфичных только для железнодорожного транспорта. Например, осмотрщик вагонов, монтёр пути, проводник. Сейчас в разработке находятся ещё 15 профстандартов, большая часть из которых будет закончена в этом году.

Кроме того, мы принимаем участие в разработке документов для сквозных профессий (то есть тех, которые задействованы не только в нашей отрасли, например сварщик, фрезеровщик, токарь и др.). Наша задача – учесть в них особенности работы на предприятиях железнодорожного транспорта. Несмотря на то, что стандарт по сквозным профессиям – один для разных отраслей, в нём должны быть указаны все компетенции, которые человеку в принципе могут потребоваться.

Мы планируем к 2020 году охватить профстандартами все специфичные для отрасли профессии и должности, а это более 200 наименований. Порядка 50 профстандартов на смежные специальности проходят сейчас согласование, около 20 из них мы согласовали, к остальным у нас есть замечания.

Непосредственно разработкой в компании занимается Центр организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД» совместно с причастными функциональными филиалами компании. К разработке привлекаются технологи из дирекций. Это необходимо поскольку в профстандартах описываются трудовые функции работника – профессионала своего дела. Также в работе принимают участие кадровики и профсоюзы. На итоговом этапе документ попадает в Совет по профессиональным квалификациям на железнодорожном транспорте, затем он проходит согласование в Минтрансе, в рабочей группе при РСПП и Минтруда, а также в Национальном совете по профессиональным квалификациям при президенте. После этого профстандарт утверждается на государственном уровне.

На разработку одного стандарта с учётом всех согласований до его утверждения на государственном уровне требуется приблизительно от полугода до года работы. На это выделяются федеральные средства. О наших трудозатрах на разработку таких документов говорить сложно, тем более, что для нас это очень важная работа, в результатах которой заинтересованы все. После разработки профстандартов по всем отраслям в стране появится реестр наиболее востребованных на рынке труда профессий – и для нас важно, чтобы железнодорожные специальности здесь были на передовых позициях. Мы осознаем, что начата большая и сложная работа, которая потребует от руководителей и специалистов кадрового блока компании мобилизации усилий, творческого подхода и проявления инициативы. Вместе с тем, мы уверены, что, в конечном счёте, от реализации намеченных планов будут получены реальные положительные результаты, выразившиеся в привлечении высококвалифицированных кадров, а значит в повышении производительности труда, улучшение качества услуг и в привлекательности компании. От этого, безусловно, выиграют все: работодатели, образовательные учреждения, каждый работник в отдельности и, что самое важное, клиент – источник благополучия любого бизнеса.

Стоит отметить, что «догонять» профстандарт и доучиваться нашему работнику не придётся. Повышение квалификации персонала уже заложено в систему работы с кадрами в ОАО «РЖД». В компании мы несколько лет занимаемся формированием требований к сотрудникам, для этого создана система Единых корпоративных требований к персоналу (ЕКТ). Мы уже сейчас разрабатываем отраслевые профстандарты, опираясь, в том числе на имеющуюся у нас систему ЕКТ. Главное сейчас – синхронизировать нашу работу по подготовке профессиональных компетенций с работой, которая ведётся на государственном уровне. И мы этого достигнем, а далее на основе этих стандартов будет выстраиваться вся система взаимодействия компании со сферой профессионального образования и обучения. Будут, естественно, актуализированы все программы профессиональной подготовки рабочих массовых профессий и государственные образовательные стандарты. В соответствии с концепцией развития системы профессиональных компетенций на завершающем этапе предусматривается создание независимых центров оценки персонала. Благодаря этой оценке работодатель получит объективную информацию о профессиональных навыках и умениях работников. Это позволит выявить отдельные, требующие развития, компетенции. Таким образом и работник, и работодатель будут знать, какие компетенции работнику необходимо подтянуть. И, конечно, ценного работника работодатель направит на обучение. Кроме того, получив сертификат соответствия (государственному профстандарту), работник будет иметь возможность прийти в любую другую организацию, где требуется такой специалист, зная, что обладает нужными для работы компетенциями. Например, токарь четвертого разряда в ОАО «РЖД» должен знать и уметь тоже что, что в других промышленных компаниях. Само собой, подготовка охранника, его квалификационный уровень, а значит, в идеале, и уровень тарифной части заработной платы не должен равняться уровню, например, машиниста локомотива. Чтобы соблюсти этот баланс, будет разработана наша отраслевая рамка квалификаций, которая впишется в общероссийскую рамку квалификаций на уровне всей страны.

Отдельно стоит сказать об оплате труда работников: некоторые ошибочно считают, что единообразие квалификационных требований предполагает одинаковую оплату труда. Сразу поясню, что на железной дороге уровень квалификации и система оплаты труда тесно связаны. В зависимости от профессионального разряда добавляются квалификационные требования и повышается зарплата. Если работник соответствует профстандарту, то есть соответствует своей должности, в зарплате он точно не потеряет. Что касается сквозных профессий, которые есть не только у нас, но и в других отраслях, то, несмотря на наличие единых требований, зарплату будет устанавливать работодатель. У нас у электромонтёра может быть одна тарифная ставка, а в другой компании – ниже или выше, таковые рыночные отношения.

Однако мы считаем, что с введением в действие профстандартов должно измениться отношение работника к труду. Соответствие профессии ведь предполагает не только механическое выполнение трудовых функций, но и ответственное, добросовестное отношение к нормам охраны труда и дисциплине. Получив документ о подтверждении своей квалификации, работник не должен прекращать развиваться, а продолжать совершенствовать свои навыки. Для этого подтверждение квалификации должно регулярным – раз в несколько лет. Но как именно это будет происходить – говорить пока рано. Сейчас в компании прорабатывается пилотное внедрение профстандартов, синхронизируется вопрос актуализации образовательных стандартов. От результатов, в том числе, нашего эксперимента будет зависеть развитие системы профессиональных квалификаций в стране в целом.

Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru