Персональная защита
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
вице-президент ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам

Персональная защита

Кадровая и социальная политика ОАО «РЖД» как инструмент повышения производительности труда и решения демографических проблем.
Демографический прогноз Росстата показывает снижение экономически активного населения страны с 102,2 млн.чел в 2010г до 96 млн.чел. в 2020 году.

А это значит, что уже сейчас бизнес работает в условиях жесткой конкуренции на рынке труда за квалифицированные кадры. Кроме того, государство, равно как и другие развитые страны, из-за постепенного старения населения в скором времени столкнется с риском необеспечения пенсионных обязательств налоговыми сборами от трудоспособного населения. И эти финансовые риски как со стороны государства, так и со стороны крупных работодателей в настоящее время широко обсуждается на разных площадках, в том числе и на Петербургском международном экономическом форуме 18 – 19 июня текущего года.
Решение демографических проблем компания ОАО «РЖД» видит в трех аспектах:
- безусловное повышение производительности труда;
- реформирование пенсионной системы путем разграничения государственного и независимого пенсионного обеспечения;
- улучшение социальной политики компании и позиционирование Холдинга «РЖД» как привлекательного работодателя на рынке трудовых ресурсов.



Производительность труда

С 2008 по 2014 г. Компания обеспечила рост производительности труда на 69,1% (по РФ он составил 8,2%). Мы одни из немногих компаний, которые в своей социальной политике придерживаются экономически обоснованного принципа опережающего роста производительности труда над ростом реальной заработной платы. Для дальнейшего роста производительности труда и в стране, и в компании, как мы видим, необходимо:

1) Развитие крупных инфраструктурных проектов, которые дадут возможность роста промышленности, экономики и ВВП России, а также развитие торговых связей и экономики в мире.

2) Поощрение инновационных разработок. Внедрение новых технологий и новой современной техники в производстве. Постепенное замещение промышленным производством сырьевого сектора экономики, без снижения, при этом, уровня добычи природных ресурсов.

3) Развитие малого и среднего бизнеса, в том числе аутсорсинга и аутстаффинга.

4) Внедрение в российских компаниях принципов бережливой производственной системы. Выявление и устранение внутрипроизводственных потерь.


Модернизация инфраструктуры

Государству необходимо сосредоточить свои ресурсы на новых крупных инфраструктурных проектах, интегрирующих различные типы деятельности, открывающие новые возможности дальнейшего развития, формирующие рынки, а значит конкурентную среду которая, в свою очередь даст новый импульс к увеличению темпов роста производительности труда.

ОАО «РЖД уже приступили к реализации проектов с участием государственной поддержки по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Трансиба, развитию участков Междуреченск-Тайшет и транспортного Московского узла, обхода Краснодарского узла. В среднесрочной перспективе совместно с китайскими коллегами планируется строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань.

По данным исследования, выполненного ведущими научными организациями в сфере стратегического планирования (Фонд «Центр стратегических разработок», Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук), в результате мультипликативного эффекта, от инвестиций в инфраструктурные проекты на железнодорожном транспорте, 1 рубль вложений обеспечивает около 1,46 рублей прямых поступлений в ВВП страны, что значительно выше, чем от инвестиций в другие виды транспорта. Автомобильный на 1 руб. инвестиций дает - 1,37 руб., внутренний водный -1,29 руб., морской – 1.16 руб.

Совокупный внетранспортный мультипликативный эффект с учетом агломерационных процессов от развития железнодорожной инфраструктуры значительно превосходит прямые капиталовложения и составляет 3,77 рублей на 1 руб. инвестиций.

Еще в 2012 году в Милане президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин представил проект «RAZVITIE», внедрение которого обеспечит экономическим развитием не только конечные пункты, но и районы по всей территории прохождения Транс-Евроазиатского пояса. России это позволит создать в районах Сибири и Дальнего Востока новые центры комфортного проживания, гармонизировать развитие всего региона, сформировать новые промышленные центры.

Из-за выгодного территориального положения, Россия, с развитием проекта станет, мостом между старыми и новыми лидерами мировой экономики, даст толчок к прорывному развитию международной торговли и экономики, росту ВВП и производительности труда, обеспечит увеличение количества рабочих мест.

Реализация проекта уже началась. И здесь мы рассчитываем на поддержку государства.


Инновации

Так же как и в стране, в компании ведется плановая работа по обеспечению повышения производительности труда, за счет модернизации существующих и создания высокопроизводительных рабочих мест по целому ряду направлений деятельности:

1) Реализация совместных проектов российских производителей с иностранными партнерами в области разработки и производства железнодорожной техники с последующей локализацией производства (DESIRO RUS «ЛАСТОЧКА», пассажирский электровоз нового поколения ЭП20, путевая техника и пр.);

2) Участие представителей компании в разработке проектов информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

3) Внедрение в подразделениях компании технологии бережливого производства, формирование бережливой производственной системы компании на основе вовлечения работников в процессы постоянного улучшения деятельности;

4) Внедрение в хозяйствах компании малолюдных и целиком автоматизированных (безлюдных ) технологий. В этом смысле ярким примером служит станция Лужская-Сортировочная, где идет отработка новых технологий сортировочных процессов, в частности, автоматизация технологии роспуска вагонов. технология предусматривает применение горочной автоматической централизации, разработанной компанией SIЕMENS, с интеграцией с российскую АСУ сортировочной станции, в увязке с отечественными системами централизации, включаясистему МАЛС. Внедрение такого комплекса позволит впервые на сети дорог не только отработать новую технологию работы, но и снизить себестоимость переработки одного вагона на 5%, вдвое увеличив производительность труда работников горочного комплекса и на четверть сократив энергопотребление.


Аутсорсинг

При использовании технологии аутсорсинга крупный бизнес может оптимизировать традиционные бизнес-процессы и создать дополнительные точки роста для малого и среднего бизнеса.

Специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей бизнес-процессов или функций на основе концентрации необходимых компетенций в одних руках.

По самым скромным оценкам, начиная с 2006 года ОАО «РЖД» передало на аутсорсинг операции, в которых было задействовано более 60 тыс. человек, это около 6% от общей численности работников Компании Только из локомотивного комплекса было выведено в сферу аутсорсинга около 42 тысяч работников.

Движение ОАО «РЖД» по этому пути было продуманным, нами выверялся каждый шаг. В первую очередь ОАО «РЖД» стало применять аутсорсинг в тех сферах, которые не имеют существенного влияния на операционную деятельность Компании.

Для дальнейшего применения аутсорсинга российскими предприятиями - необходимо решить вопросы создания законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений и информационных банков о потенциальных аутсорсерах.


Негосударственное пенсионное обеспечение

Компания одна из первых создала негосударственные пенсионные фонды «Благосостояние» и «Почет».

Основными принципами действующей корпоративной пенсионной системы являются: долевое участие компании и работника в софинансировании его будущей корпоративной пенсии, полное финансовое обеспечение назначаемых корпоративных пенсий, их пожизненная выплата.

Общая численность участников-вкладчиков корпоративных НПФ в компании достигла более 601,9 тыс. чел., что составляет 72 % от численности работников ОАО «РЖД».

Корпоративную пенсию получают более 275 тысяч бывших железнодорожников. Средний размер негосударственной пенсии, назначенной в 2014 году, составил 6 000 рублей.

Таким образом, в компании работникам предоставляется возможность в трудоспособном возрасте обеспечить свое будущее благосостояние, тем самым снимая риск финансового необеспечения выплаты пенсий при неблагоприятных демографических прогнозах.


ОАО «РЖД» - привлекательный работодатель

В условиях борьбы на рынке труда за квалифицированные трудовые ресурсы компания строит политику управления персоналом, как социально ответственный работодатель.

Компания является крупнейшим работодателем в Российской Федерации (2014: 835,762 тыс. чел., включая иностранные отделения и представительства)

ОАО «РЖД» присутствует в 79 субъектах РФ (из 85). При этом в 9 субъектах РФ доля работников компании составляет более 2% от занятого населения. В Иркутской области – почти 3%, а в Забайкальском крае– 7,2%.

В рамках осуществления социальной политики, направленной на привлечение трудовых ресурсов, в компании проводится постоянная, целенаправленная работа по совершенствованию системы оплаты и мотивации труда.

С 2015 года в регионах, проблемных по текучести персонала и его укомплектованности, принята система точечного увеличения заработной платы работников основных профессий. Для этих целей осуществляется углубленный мониторинг уровня оплаты труда работников компании по сопоставимым профессиям и должностям в организациях основных отраслей промышленности и по отдельным регионам.
Для привлечения и удержания квалифицированных кадров предусмотрены выплаты за преданность компании, а также дополнительные выплаты для работающих в восточных регионах страны.

Что касается возрастного состава работников ОАО «РЖД», у нас сохраняется оптимальное соотношение возрастного состава, которое обеспечивает преемственность, передачу знаний и обновление компании. Средний возраст работников составляет 39,3 года.

С советского периода в ОАО «РЖД» бережно сохраняется уникальная система непрерывного образования по схеме: детский сад – школа- ВУЗ – подразделение Компании.

Налажено тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений с вузами, техникумами и колледжами железнодорожного транспорта.

Благодаря проводимой политике ежегодно до 50% выпускников общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» и детских железных дорог становятся студентами ВУЗов и техникумов железнодорожного транспорта.

С 2006 года в компании действует целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД», направленная на развитие профессиональных и корпоративных компетенций молодых работников, их активное вовлечение в решение корпоративных и стратегических задач холдинга.

Результатом ее реализации стало возможным увеличение к 2014 г. доли молодежи в ОАО «РЖД» с 19% до 27%. На сегодняшний день в компании работают около 225 тыс. молодых сотрудников в возрасте до 30 лет.

Выстроенная в компании система отраслевой подготовки персонала, в первую очередь, целевого обучения специалистов, позволяет в полной мере обеспечить заданный в Программе повышения производительности труда уровень потребности в работниках. Так в настоящее время по целевым направлениям ОАО «РЖД» в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования обучается более 40 тыс.человек..

Более 800 студентов ежегодно получают различные стипендии и гранты.

При этом ОАО «РЖД» всегда учитывает внутригосударственную проблематику. Для закрепления молодых специалистов, работающих в отдаленной местности, предусмотрены дополнительные льготы и компенсации.

Основой социальной политики ОАО «РЖД» является Коллективный договор компании.

На реализацию его обязательств приходится около 20% денежных средств в общей структуре расходов ОАО «РЖД» на персонал.

Почти две трети льгот, гарантий и компенсаций предоставляется сверх уровня, предусмотренного трудовым законодательством РФ.

Социальный пакет ОАО «РЖД» предоставляемый своим сотрудникам, – один из лучших в стране. Это наше конкурентное преимущество, а также ключевой инструмент управления мотивацией сотрудников, повышения лояльности к компании и формирования в коллективах благоприятного социально-психологического климата.

В структуру социального пакета входят такие составляющие, как оздоровление работников, дополнительное медицинское обслуживание, поддержка материнства и детства, организация питания и отдыха сотрудников, проезд 1 раз в год на поездах дальнего сообщения, годовой пригородный билет к месту работы, развитие и обучение персонала, социальное поощрение лучших работников, социальная поддержка пенсионеров и ветеранов.

С целью закрепления в компании для работников предусмотрен ряд льгот, предоставляемых на долевых с компанией принципах, а также рассчитанных на продолжительное время (принцип накопления льготы). Это негосударственное пенсионное обеспечение, жилищные программы компании, организация взрослого и детского отдыха и оздоровления.

Таким образом, компания «РЖД», понимая риски старения населения, активно работает над совершенствованием технологии производственных процессов, создания и расширения числа высокопроизводительных рабочих мест, улучшения уровня социальной политики и управления персоналом, тем самым смягчая последствия сокращения трудовых ресурсов на рынках труда регионов РФ.

Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)
Салим Исмаил, Майкл Мэлоун, Юри ван Геест, Питер Диамандис
«Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)». Издательство «Альпина» 2017 год
Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология
Георгий Щедровицкий
«Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология». Издательство студии Артемия Лебедева 2014 год
45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100