Персональная защита
Дмитрий Шаханов
Дмитрий Шаханов
вице-президент ОАО «РЖД» по управлению персоналом и социальным вопросам

Персональная защита

Кадровая и социальная политика ОАО «РЖД» как инструмент повышения производительности труда и решения демографических проблем.
Демографический прогноз Росстата показывает снижение экономически активного населения страны с 102,2 млн.чел в 2010г до 96 млн.чел. в 2020 году.

А это значит, что уже сейчас бизнес работает в условиях жесткой конкуренции на рынке труда за квалифицированные кадры. Кроме того, государство, равно как и другие развитые страны, из-за постепенного старения населения в скором времени столкнется с риском необеспечения пенсионных обязательств налоговыми сборами от трудоспособного населения. И эти финансовые риски как со стороны государства, так и со стороны крупных работодателей в настоящее время широко обсуждается на разных площадках, в том числе и на Петербургском международном экономическом форуме 18 – 19 июня текущего года.
Решение демографических проблем компания ОАО «РЖД» видит в трех аспектах:
- безусловное повышение производительности труда;
- реформирование пенсионной системы путем разграничения государственного и независимого пенсионного обеспечения;
- улучшение социальной политики компании и позиционирование Холдинга «РЖД» как привлекательного работодателя на рынке трудовых ресурсов.



Производительность труда

С 2008 по 2014 г. Компания обеспечила рост производительности труда на 69,1% (по РФ он составил 8,2%). Мы одни из немногих компаний, которые в своей социальной политике придерживаются экономически обоснованного принципа опережающего роста производительности труда над ростом реальной заработной платы. Для дальнейшего роста производительности труда и в стране, и в компании, как мы видим, необходимо:

1) Развитие крупных инфраструктурных проектов, которые дадут возможность роста промышленности, экономики и ВВП России, а также развитие торговых связей и экономики в мире.

2) Поощрение инновационных разработок. Внедрение новых технологий и новой современной техники в производстве. Постепенное замещение промышленным производством сырьевого сектора экономики, без снижения, при этом, уровня добычи природных ресурсов.

3) Развитие малого и среднего бизнеса, в том числе аутсорсинга и аутстаффинга.

4) Внедрение в российских компаниях принципов бережливой производственной системы. Выявление и устранение внутрипроизводственных потерь.


Модернизация инфраструктуры

Государству необходимо сосредоточить свои ресурсы на новых крупных инфраструктурных проектах, интегрирующих различные типы деятельности, открывающие новые возможности дальнейшего развития, формирующие рынки, а значит конкурентную среду которая, в свою очередь даст новый импульс к увеличению темпов роста производительности труда.

ОАО «РЖД уже приступили к реализации проектов с участием государственной поддержки по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Трансиба, развитию участков Междуреченск-Тайшет и транспортного Московского узла, обхода Краснодарского узла. В среднесрочной перспективе совместно с китайскими коллегами планируется строительство высокоскоростной магистрали Москва-Казань.

По данным исследования, выполненного ведущими научными организациями в сфере стратегического планирования (Фонд «Центр стратегических разработок», Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской Академии наук), в результате мультипликативного эффекта, от инвестиций в инфраструктурные проекты на железнодорожном транспорте, 1 рубль вложений обеспечивает около 1,46 рублей прямых поступлений в ВВП страны, что значительно выше, чем от инвестиций в другие виды транспорта. Автомобильный на 1 руб. инвестиций дает - 1,37 руб., внутренний водный -1,29 руб., морской – 1.16 руб.

Совокупный внетранспортный мультипликативный эффект с учетом агломерационных процессов от развития железнодорожной инфраструктуры значительно превосходит прямые капиталовложения и составляет 3,77 рублей на 1 руб. инвестиций.

Еще в 2012 году в Милане президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин представил проект «RAZVITIE», внедрение которого обеспечит экономическим развитием не только конечные пункты, но и районы по всей территории прохождения Транс-Евроазиатского пояса. России это позволит создать в районах Сибири и Дальнего Востока новые центры комфортного проживания, гармонизировать развитие всего региона, сформировать новые промышленные центры.

Из-за выгодного территориального положения, Россия, с развитием проекта станет, мостом между старыми и новыми лидерами мировой экономики, даст толчок к прорывному развитию международной торговли и экономики, росту ВВП и производительности труда, обеспечит увеличение количества рабочих мест.

Реализация проекта уже началась. И здесь мы рассчитываем на поддержку государства.


Инновации

Так же как и в стране, в компании ведется плановая работа по обеспечению повышения производительности труда, за счет модернизации существующих и создания высокопроизводительных рабочих мест по целому ряду направлений деятельности:

1) Реализация совместных проектов российских производителей с иностранными партнерами в области разработки и производства железнодорожной техники с последующей локализацией производства (DESIRO RUS «ЛАСТОЧКА», пассажирский электровоз нового поколения ЭП20, путевая техника и пр.);

2) Участие представителей компании в разработке проектов информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;

3) Внедрение в подразделениях компании технологии бережливого производства, формирование бережливой производственной системы компании на основе вовлечения работников в процессы постоянного улучшения деятельности;

4) Внедрение в хозяйствах компании малолюдных и целиком автоматизированных (безлюдных ) технологий. В этом смысле ярким примером служит станция Лужская-Сортировочная, где идет отработка новых технологий сортировочных процессов, в частности, автоматизация технологии роспуска вагонов. технология предусматривает применение горочной автоматической централизации, разработанной компанией SIЕMENS, с интеграцией с российскую АСУ сортировочной станции, в увязке с отечественными системами централизации, включаясистему МАЛС. Внедрение такого комплекса позволит впервые на сети дорог не только отработать новую технологию работы, но и снизить себестоимость переработки одного вагона на 5%, вдвое увеличив производительность труда работников горочного комплекса и на четверть сократив энергопотребление.


Аутсорсинг

При использовании технологии аутсорсинга крупный бизнес может оптимизировать традиционные бизнес-процессы и создать дополнительные точки роста для малого и среднего бизнеса.

Специализированная организация обеспечивает более эффективное и качественное исполнение передаваемых ей бизнес-процессов или функций на основе концентрации необходимых компетенций в одних руках.

По самым скромным оценкам, начиная с 2006 года ОАО «РЖД» передало на аутсорсинг операции, в которых было задействовано более 60 тыс. человек, это около 6% от общей численности работников Компании Только из локомотивного комплекса было выведено в сферу аутсорсинга около 42 тысяч работников.

Движение ОАО «РЖД» по этому пути было продуманным, нами выверялся каждый шаг. В первую очередь ОАО «РЖД» стало применять аутсорсинг в тех сферах, которые не имеют существенного влияния на операционную деятельность Компании.

Для дальнейшего применения аутсорсинга российскими предприятиями - необходимо решить вопросы создания законодательных механизмов регулирования партнерских взаимоотношений и информационных банков о потенциальных аутсорсерах.


Негосударственное пенсионное обеспечение

Компания одна из первых создала негосударственные пенсионные фонды «Благосостояние» и «Почет».

Основными принципами действующей корпоративной пенсионной системы являются: долевое участие компании и работника в софинансировании его будущей корпоративной пенсии, полное финансовое обеспечение назначаемых корпоративных пенсий, их пожизненная выплата.

Общая численность участников-вкладчиков корпоративных НПФ в компании достигла более 601,9 тыс. чел., что составляет 72 % от численности работников ОАО «РЖД».

Корпоративную пенсию получают более 275 тысяч бывших железнодорожников. Средний размер негосударственной пенсии, назначенной в 2014 году, составил 6 000 рублей.

Таким образом, в компании работникам предоставляется возможность в трудоспособном возрасте обеспечить свое будущее благосостояние, тем самым снимая риск финансового необеспечения выплаты пенсий при неблагоприятных демографических прогнозах.


ОАО «РЖД» - привлекательный работодатель

В условиях борьбы на рынке труда за квалифицированные трудовые ресурсы компания строит политику управления персоналом, как социально ответственный работодатель.

Компания является крупнейшим работодателем в Российской Федерации (2014: 835,762 тыс. чел., включая иностранные отделения и представительства)

ОАО «РЖД» присутствует в 79 субъектах РФ (из 85). При этом в 9 субъектах РФ доля работников компании составляет более 2% от занятого населения. В Иркутской области – почти 3%, а в Забайкальском крае– 7,2%.

В рамках осуществления социальной политики, направленной на привлечение трудовых ресурсов, в компании проводится постоянная, целенаправленная работа по совершенствованию системы оплаты и мотивации труда.

С 2015 года в регионах, проблемных по текучести персонала и его укомплектованности, принята система точечного увеличения заработной платы работников основных профессий. Для этих целей осуществляется углубленный мониторинг уровня оплаты труда работников компании по сопоставимым профессиям и должностям в организациях основных отраслей промышленности и по отдельным регионам.
Для привлечения и удержания квалифицированных кадров предусмотрены выплаты за преданность компании, а также дополнительные выплаты для работающих в восточных регионах страны.

Что касается возрастного состава работников ОАО «РЖД», у нас сохраняется оптимальное соотношение возрастного состава, которое обеспечивает преемственность, передачу знаний и обновление компании. Средний возраст работников составляет 39,3 года.

С советского периода в ОАО «РЖД» бережно сохраняется уникальная система непрерывного образования по схеме: детский сад – школа- ВУЗ – подразделение Компании.

Налажено тесное взаимодействие общеобразовательных учреждений с вузами, техникумами и колледжами железнодорожного транспорта.

Благодаря проводимой политике ежегодно до 50% выпускников общеобразовательных учреждений ОАО «РЖД» и детских железных дорог становятся студентами ВУЗов и техникумов железнодорожного транспорта.

С 2006 года в компании действует целевая программа «Молодежь ОАО «РЖД», направленная на развитие профессиональных и корпоративных компетенций молодых работников, их активное вовлечение в решение корпоративных и стратегических задач холдинга.

Результатом ее реализации стало возможным увеличение к 2014 г. доли молодежи в ОАО «РЖД» с 19% до 27%. На сегодняшний день в компании работают около 225 тыс. молодых сотрудников в возрасте до 30 лет.

Выстроенная в компании система отраслевой подготовки персонала, в первую очередь, целевого обучения специалистов, позволяет в полной мере обеспечить заданный в Программе повышения производительности труда уровень потребности в работниках. Так в настоящее время по целевым направлениям ОАО «РЖД» в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования обучается более 40 тыс.человек..

Более 800 студентов ежегодно получают различные стипендии и гранты.

При этом ОАО «РЖД» всегда учитывает внутригосударственную проблематику. Для закрепления молодых специалистов, работающих в отдаленной местности, предусмотрены дополнительные льготы и компенсации.

Основой социальной политики ОАО «РЖД» является Коллективный договор компании.

На реализацию его обязательств приходится около 20% денежных средств в общей структуре расходов ОАО «РЖД» на персонал.

Почти две трети льгот, гарантий и компенсаций предоставляется сверх уровня, предусмотренного трудовым законодательством РФ.

Социальный пакет ОАО «РЖД» предоставляемый своим сотрудникам, – один из лучших в стране. Это наше конкурентное преимущество, а также ключевой инструмент управления мотивацией сотрудников, повышения лояльности к компании и формирования в коллективах благоприятного социально-психологического климата.

В структуру социального пакета входят такие составляющие, как оздоровление работников, дополнительное медицинское обслуживание, поддержка материнства и детства, организация питания и отдыха сотрудников, проезд 1 раз в год на поездах дальнего сообщения, годовой пригородный билет к месту работы, развитие и обучение персонала, социальное поощрение лучших работников, социальная поддержка пенсионеров и ветеранов.

С целью закрепления в компании для работников предусмотрен ряд льгот, предоставляемых на долевых с компанией принципах, а также рассчитанных на продолжительное время (принцип накопления льготы). Это негосударственное пенсионное обеспечение, жилищные программы компании, организация взрослого и детского отдыха и оздоровления.

Таким образом, компания «РЖД», понимая риски старения населения, активно работает над совершенствованием технологии производственных процессов, создания и расширения числа высокопроизводительных рабочих мест, улучшения уровня социальной политики и управления персоналом, тем самым смягчая последствия сокращения трудовых ресурсов на рынках труда регионов РФ.

Люди-трансформеры

Экономике нужны профессионалы с широким кругозором

Рубрики: Кадровый вопрос
Нужные люди

Как привлечь сотрудников на Дальний Восток и в Забайкалье

Рубрики: Кадровый вопрос
Направление на карьерограмму
Сергей Вакуленко, директор Института управления и информационных технологий Российского университета транспорта (МИИТ),
Екатерина Копылова, доцент кафедры «Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы» Института управления и информационных технологий РУТ (МИИТ),

Готовить специалистов нового поколения необходимо уже сегодня

Рубрики: Кадровый вопрос
Трудовые будни
Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда, к.э.н.,

Задача – рост эффективности работы персонала

Рубрики: Кадровый вопрос
Путёвка в жизнь

Иностранная практика профориентации будущих железнодорожников

Рубрики: Кадровый вопрос

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100