Ответная реакция
Татьяна Копашева
Татьяна Копашева
главный специалист по оценке персонала Корпоративного университета ОАО «РЖД»

Ответная реакция

В сложной психологической ситуации сохранить работоспособность помогут специальные приёмы
В современном мире стресс – одна из самых серьёзных проблем, с которой приходится регулярно сталкиваться человеку. Причём её актуальность с течением времени лишь возрастает.

Опасная зона
Термином «стресс» принято обозначать широкий круг состояний, которые характеризуются повышенной напряжённостью, возникающей в ответ на разнообразные раздражающие воздействия. Их называют стрессорами.

Подобных факторов в принципе немало, но в управленческой деятельности их число особенно высоко. Вдобавок к этому они весьма специфичны по своему содержанию. Например, это интенсивная информационная нагрузка, повышенная ответственность, дефицит времени.

К наиболее распространённым стрессорам менеджера также относятся межличностные и внутриличностные (ролевые) конфликты, возникающие в том случае, если положение человека в организации не соответствует его собственному видению, амбициям и возможностям. Важное значение имеет фактор полифокусности управленческой деятельности: руководителю необходимо одновременно решать большое число задач.

И это лишь малый перечень стрессоров. Ведь их система столь же многочисленна, сколь разнообразна вся внешняя и внутренняя среда каждой конкретной организации. При этом любой её компонент при определённых условиях может становиться раздражающим фактором. Однако сложно однозначно негативно оценивать влияние стрессовых состояний. Всё зависит от развития ситуации, и можно выделить три типичные фазы данного процесса.

Лестница напряжения

Первый этап – фаза мобилизации. Её важная особенность состоит в том, что общая напряжённость ситуации ещё не достигла своего максимума. Поэтому данная фаза оказывает преимущественно положительное воздействие: эмоциональная активность повышает продуктивность основных управленческих функций.

На этом этапе внешние стрессоры выступают в роли своеобразных стимулов для ускорения психических процессов и полного вовлечения потенциала личности в деятельность. Возрастает объём восприятия и внимания, повышаются гибкость и лабильность оперативной памяти. В состояние «повышенной готовности» переводится информация прошлого опыта, увеличиваются оригинальность, продуктивность и креативность мышления. Возрастает способность к анализу и поиску альтернатив, что повышает эффективность процессов принятия решения. Способы и методы организации деятельности становятся более адекватными, разнообразными, продуктивными. Данная фаза обозначается понятием продуктивного стресса, адекватной реакции психики и организма на усложнение внешней ситуации.

Однако существует некий предел сопротивления интенсивности стрессовых воздействий. До тех пор, пока он не достигнут, происходит мобилизация имеющихся возможностей, а затем психика начинает давать сбой. Это следующий этап стрессовой ситуации – фаза расстройства.

В первую очередь изменения возникают в интеллектуальной сфере. Уменьшается объём воспринимаемой информации, снижаются возможности и качество оперативной памяти, сложно актуализируется информация из долговременной памяти (феномен блокады прошлого опыта). Возрастает стереотипность мышления, резко снижаются продуктивность и способность к адекватной переработке информации.

Поиск решения подменяется попытками вспомнить встречавшиеся ранее подобные ситуации и выходы из них. В процессах принятия управленческих решений возникает феномен глобальных реакций. Он состоит в тенденции к выбору слишком общих и неточно определённых вариантов действий. Решения утрачивают конкретность и реализуемость. Кроме того, становятся либо импульсивными, либо чрезмерно затянутыми, инертными. Возникающие и нарастающие на этой фазе явления определяют и характеризуют непродуктивный стресс.

Завершающий этап – фаза деформации. Она характеризуется полным распадом организации деятельности человека и значительными нарушениями психических процессов, обеспечивающих её. Может иметь место феномен блокады восприятия, памяти, мышления. На этой фазе выделяют две основные формы поведения: деструкцию по типу гипервозбуждения и деструкцию по типу гиперторможения. В первом случае поведение становится полностью хаотичным, строится как беспорядочная последовательность неорганизованных действий, поступков, импульсивных реакций: человек «не находит себе места». Во втором случае, наоборот, происходит полная блокада активности, возникает состояние заторможенности и оцепенения, «выключенности» из ситуации. Фаза деформации характеризуется уже не просто снижением показателей эффективности деятельности, а её общим срывом.

Сегодня на первое место выходит проблема социальной ценности человека, при этом здоровье является одним из важных объективных условий жизнедеятельности. Среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, большую роль играет психическая устойчивость к воздействию стрессовых факторов, иначе говоря, стрессоустойчивость. Высокий её уровень является залогом сохранения профессионального долголетия личности. Очевидно, что успешно действовать и «вкладываться» в реализацию корпоративных целей может только здоровый человек. В состоянии острого стресса невозможно эффективно управлять людьми и процессами.

Набор инструментов
Значимым навыком для руководителя является умение отследить первые признаки стрессовой реакции в своём организме и начать регулировать эмоциональное состояние, не дожидаясь разрушающего воздействия стресса. Есть разные способы естественной саморегуляции: сон, еда, спорт, водные процедуры, общение со спокойными, оптимистичными людьми, природой и животными, хобби и увлечения, массаж, танцы, музыка, йога и многое другое. Однако их редко можно применить непосредственно на работе, в тот момент, когда возникло напряжение или накопилась усталость.

В этом случае могут быть действенны психологические методы саморегуляции, оптимизирующие психоэмоциональное состояние и способствующие восстановлению полноценного рабочего состояния. Вот некоторые из них.

Управление дыханием
1. На счёт 1–2–3–4 делайте медленный глубокий вдох (работает живот, грудная клетка неподвижна).
2. На следующие четыре счёта задержите дыхание.
3. Затем сделайте плавный выдох на счёт 1–2–3–4–5–6.
4. Снова задержите дыхание перед следующим вдохом на счёт 1–2–3–4.
Управление тонусом мышц
1. Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза.
2. Дышите глубоко и медленно.
3. Пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, сконцентрируйтесь на ощущениях своего тела, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности), и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот).
4. Постарайтесь ещё сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе.
5. Прочувствуйте это напряжение.
6. Резко, на выдохе, сбросьте напряжение.
7. Повторите так несколько раз.

Самопрограммирование
1. Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
2. Настройте себя на успех, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня», например: «Именно сегодня у меня всё получится»; «Именно сегодня я буду самым(-ой) спокойным(-ой) и выдержанным(-ой)»; «Именно сегодня я буду находчивым(-ой) и уверенным(-ой)».
3. Мысленно повторите текст несколько раз.

Самоодобрение
Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Особенно трудно переносится её дефицит при повышенных нервно-психических нагрузках, это является одной из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»

На главных ролях
Основоположник учения о стрессе Ганс Селье говорил, что с подобной проблемой не сталкиваются только мёртвые. Пока мы живём, пока мы к чему-то стремимся и чего-то достигаем, мы будем испытывать стресс. И каждый из собственного опыта знает, что в качестве стрессора может выступать всё что угодно: взгляд, слово, действие, событие, затерявшаяся вещь и т.д., и т.п. Поэтому дело не столько в самом стрессоре, сколько в нашем отношении к нему, в том, как мы реагируем на происходящее. Следовательно, разовьётся стресс или нет, зависит только от самого человека. Поэтому крайне важно сформировать собственное конструктивное отношение к стрессу, им можно и нужно управлять. Требуется просто сделать выбор: позволить событиям одержать верх или же контролировать их.

Такая корректировка отношения к проблеме является первым принципом, лежащим в основе методов управления стрессом. Позиция того человека, кто готов нарабатывать неуязвимость, – это движение навстречу, азарт борьбы, использование возможностей, которые предоставляет жизнь для собственного личностного роста: «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее».

Многие исследования показывают, что человек позитивно реагирует на стресс только в том случае, если он способен отнестись к стрессовым событиям как к вызову своим способностям, знаниям, воле.

Умение преобразовывать негатив в позитив является следующим этапом управления стрессом. Научившись контролировать неприятные ситуации, в которые мы неожиданно попадаем, можно превратить их в волнующий и ценный жизненный опыт, автоматически считая, что именно они позволяют нам демонстрировать свои лучшие качества и делать жизнь более результативной и полноценной.

Ну и, конечно же, чтобы иметь возможность управлять собой, важно взять на себя ответственность за всё, что происходит. А это значит отказаться от приятной возможности обвинять в сложившейся ситуации внешние обстоятельства. То есть просто надо выйти из образа достойной сострадания жертвы.
Время закона
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД»,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД»,

Нормативно-правовая адаптация договорных отношений в формате контракта жизненного цикла высокотехнологичной продукции: проблемные вопросы и видение их решения

Рубрики: Мастер-класс
Связанные одной целью
Олег Валинский, заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,
Игорь Посадов, приглашённый профессор Стокгольмской школы экономики,
Илья Скрябин, генеральный директор ООО «Идеал ПЛМ-СиАйЭс»,
Виталий Тришанков, заместитель начальника Дирекции тяги ОАО «РЖД» ,

Институализация парадигмы построения бизнеса в формате контракта жизненного цикла

Рубрики: Мастер-класс
Синергия транспорта
Юрий Сливин, студент Института транспортной техники и систем управления РУТ (МИИТ), победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Анализ тенденций и перспектив развития различных видов транспорта в Единой транспортной системе РФ»

Рубрики: Мастер-класс
Успешный запуск
Жиль Десанж, директор по стратегии Группы GEFCO,

Стартап как двигатель инноваций

Рубрики: Мастер-класс
Разведка боем
Анна Арбузова, студентка факультета «Управление процессами перевозок на железнодорожном транспорте», CГУПС, победитель конкурса Минтранса «Лучший студенческий реферат»,

Адаптированная версия реферата «Разработка методов использования цифровых геоинформационных ресурсов на этапе предпроектной проработки развития железнодорожных станций»

Рубрики: Мастер-класс

Рубрики

Содержание номера


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru