Поезда продолжают умнеть
Михаил Мальцев,
Михаил Мальцев,
главный специалист отдела развития информационной инфраструктуры пассажирских поездов Центра инновационного развития ОАО «ФПК», к.т.н., доцент
Константин Сухарев,
Константин Сухарев,
ведущий специалист отдела развития информационной инфраструктуры пассажирских поездов Центра инновационного развития ОАО «ФПК»
Константин Бобрышев,
Константин Бобрышев,
начальник Центра инновационного развития ОАО «ФПК»
Алексей Зуйков,
Алексей Зуйков,
начальник отдела развития информационной инфраструктуры пассажирских поездов Центра инновационного развития ОАО «ФПК»

Поезда продолжают умнеть

Подвижной состав ФПК получит современные системы доступа к глобальной сети и мультимедийные комплексы для пассажиров
В отраслевой прессе уже поднималась тема разработки Федеральной пассажирской компанией (ФПК) системы Единой информационной инфраструктуры пассажирских поездов (ЕИИПП). По сути, речь идёт о базе «умного поезда», то есть насыщенного информационными системами и сервисами, которые не просто создают новые возможности управления и контроля вагонного оборудования для поездной бригады, но и означают предложение новых услуг пассажирам.

Глубокое тестирование
Сейчас перед Центром инновационного развития ОАО «ФПК» стоит задача сделать поезда ещё умнее. Очередные шаги в этом направлении:
– внедрение в поездах на базе ЕИИПП комплекса средств доступа в сеть Интернет и предоставление пассажирам соответствующей услуги;
– внедрение поездного портала и новых информационных сервисов, предлагаемых пассажирам на его основе.

Для этого были проведены испытания оборудования, обеспечивающего доступ к сети Интернет в поездах. Цель – опробовать технические решения, на базе которых возможно предоставление услуги, а также оценить состояние сети 3G и спутникового канала по маршрутам следования поездов. Основными участниками проекта стали компании МТС, «МегаФон», «СТЭК.КОМ», «РуСат».
Испытаниям подвергалось оборудование лучших мировых образцов, используемое западными компаниями при решении аналогичных задач. На представленной выше фотографии – крыша вагона с тремя разными спутниковыми антеннами, участвующими в тестах (RaySat E-7000, OrBit AL-3602-TxRx, Seatel 30RR).

Во время испытаний предполагалось оценить качество связи с прицелом на оказание услуг пассажирам, следующим на Олимпиаду-2014 в Сочи, на матчи чемпионата мира по футболу – 2018, а также просто в соседние с Российской Федерацией страны Европы. Поэтому тесты проводились по следующим направлениям: северное (Москва − Мурманск), южное (Москва – Адлер), восточное (Москва – Казань) и западное (Москва – Климовск).

Анализ результатов испытаний позволил сделать выводы о принципиальной возможности организации устойчивого широкополосного доступа к сети Интернет по всем четырём направлениям, а также о необходимости применения комбинированного решения с использованием как спутникового канала (технология VSAT – Very Small Aperture Terminal), так и сетей 3G сотовых операторов.

Первые клиенты
Опытно-коммерческая эксплуатация услуги доступа к сети Интернет началась в прошлом году и продолжается сейчас. Всё множество маршрутов, на которых она проводится, можно разделить на две группы. Первая – маршруты, где компания «МегаФон» усиленно развивает сеть 3G. Это Москва − Санкт-Петербург, Санкт-Петербург − Бусловская (в направлении Хельсинки) и Москва − Нижний Новгород. Вторая – все остальные маршруты.

На маршрутах первой группы испытания проводились осенью прошлого года (в поездах № 59/60 «Волга» Нижний Новгород – Санкт-Петербург; № 153/154 «Буревестник» Нижний Новгород – Москва; № 167/168 «Невский экспресс» Санкт-Петербург – Москва; № 32/31 «Лев Толстой» Москва – Хельсинки). В настоящее время с компанией «МегаФон» уже готовится договор на коммерческое предоставление услуг доступа к сети Интернет в поездах данной группы.

Для второй группы используется комплексное решение, обеспечивающее предоставление доступа к сети Интернет с помощью как сети 3G, так и спутникового канала. Маршрутами второй группы полигона прошлого года были Москва − Самара (поезда № 9/10 «Жигули) и Москва – Астрахань (поезда № 5/6 «Лотос»). Получив хорошие результаты на этих направлениях, опытно-коммерческую эксплуатацию продлили до конца текущего года. Услуга оказывается операторами спутниковой связи «СТЭК.КОМ» и «РуСат». Можно добавить, что в январе нынешнего года доступом к сети Интернет в поезде № 9/10 «Жигули» воспользовались 443 пассажира, а в феврале − уже 831, что говорит о росте спроса на эту услугу.

В ходе опытно-коммерческой эксплуатации отрабатываются различные способы её предоставления. Например, в поезде № 9/10 «Жигули» услуга оказывается следующим образом: пассажир обращается к проводнику, который на специальном мини-принтере распечатывает чек на оплату по одному из трёх возможных тарифов. На этом же чеке клиент получает логин и пароль, необходимые для входа в Интернет. Стоимость услуги зависит от времени доступа: сеанс продолжительностью 15 минут предоставляется бесплатно, а за час работы в глобальной сети нужно заплатить 100 руб. Статистика показывает, что пассажиры «Жигулей» часто совершают поездки туда и обратно (утром приезжают в Москву, а вечером возвращаются в Самару, и наоборот). Для таких клиентов введён безлимитный тариф стоимостью 400 руб. за услугу при следовании в обоих направлениях.

В поезде № 5/6 «Лотос» опробован иной подход. Здесь тариф определяется в зависимости от трафика: 390 руб. за 25 Мбайт, 690 руб. за 75 Мбайт и 990 руб. за неограниченный доступ. Различные тарифы были разработаны для того, чтобы определить оптимальный вариант как для пассажира, так и для оператора услуги. Кроме того, в этом поезде для оплаты, а также для получения логина и пароля используются не мини-принтеры, а скрэтч-карты различного номинала.

Однако важно отметить, что в любом случае услуга не входит в стоимость билета, а её оплата осуществляется только теми пассажирами, которые хотят получить доступ к сети Интернет.
В настоящее время готовится расширение опытного полигона на поезда № 1/2/101/102 «Премиум» Казань – Москва – Адлер, № 101/102/103/104/105/106 Москва – Ярославль, № 145/146 Москва – Назрань, № 45/46 Москва – Воронеж. Также планируется распространить услугу на международный поезд № 23/24 Москва – Берлин – Париж.

Мультимедийный подход
Ещё одна задача Центра инновационного развития ОАО «ФПК» − запуск портала, благодаря которому пассажиры смогут получать доступ к мультимедийному контенту (фильмам, аудиокнигам, играм), знакомиться и общаться друг с другом с помощью поездной социальной сети. Также на нём будет полезная информация об услугах в поезде и на вокзалах, будут представлены новые продукты и программы ФПК. Кроме того, портал предоставит возможность построить канал «обратной связи»: пассажир сможет оформить благодарность поездной бригаде или, напротив, сообщить руководству ФПК о возникших в ходе поездки проблемах.

Зайти на портал пассажир сможет бесплатно, оплата будет предусмотрена лишь за пользование мультимедийным контентом. Его стоимость будет разной – в зависимости, например, от новизны фильма. При этом контент будет предоставляться компаниями-провайдерами, обладающими всеми необходимыми лицензиями на него. Кроме того, на портале возможно размещение рекламы, которая может заинтересовать пассажира.

Программное обеспечение разрабатывалось под разные платформы, то есть портал должен корректно работать на всех устройствах (ноутбук, планшет, смартфон) вне зависимости от их производителя, установленных операционных систем или браузеров.

Портал будет функционировать на сервере, установленном в штабном вагоне поезда. При этом в каждом линейном вагоне должен быть сервер для хранения мультимедийных файлов. Это необходимо, чтобы не загружать тяжёлым контентом поездную информационную магистраль.

Доступ пассажиров к порталу будет осуществляться с помощью внутривагонной Wi-Fi-сети, образованной аппаратно-программными средствами ЕИИПП.

Помимо контента, о котором уже говорилось выше, портал будет содержать интерактивную карту, позволяющую пассажиру не просто ознакомиться c маршрутом поезда, но и получить информацию о населённых пунктах, через которые он следует, например краткую историческую справку, схему городского транспорта, основные номера телефонов, интересные факты и пр. В том числе будет реализована возможность интерактивного управления картой маршрута. Пассажир сможет посмотреть на ней основные достопримечательности (при желании прочитать их описание), что позволит ему дополнить картину того, что он видит из окна поезда. Надо сказать, что подобные пожелания звучат в рамках регулярных ежеквартальных исследований по мониторингу удовлетворённости пассажиров всеми составляющими транспортной услуги на поездах формирования ФПК.

Подводя итог, надо сказать, что стоит задача массового развития услуг по предоставлению доступа в сеть Интернет и к мультимедийным сервисам посредством поездного портала. При этом он будет внедряться сначала в фирменных поездах, далее в тех поездах, где не предоставляется услуга по доступу в сеть Интернет, а затем и во всех остальных пассажирских поездах компании.
От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Корпоративного университета РЖД

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо
Максим Дорофеев
«Джедайские техники. Как воспитать свою обезьяну, опустошить инбокс и сберечь мыслетопливо». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2019 год
Ноmo Deus. Краткая история будущего
Юваль Ной Харари
«Ноmo Deus. Краткая история будущего». Издательство «Синдбад» 2018 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100