От двери к двери

От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта
Мультимодальные перевозки пассажиров – относительно новая в России форма взаимодействия операторов разных видов транспорта с потребителями, однако она весьма востребована. Безусловно, за этой формой доставки пассажира «от двери к двери» будущее. Переформатирование концепции железнодорожных пассажирских маршрутов, реализованное на практике Федеральной пассажирской компанией (ФПК), уже дало толчок к активному созданию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые призваны обеспечить комфорт потребителям этой услуги ФПК и позволят заработать на дополнительных сервисах.

Мультимодальная система пассажирских перевозок стала возможна с развитием каналов связи, позволяющих в режиме реального времени передавать информацию и корректировать маршрут.


ПРИНЦИП МАТРЁШКИ

Впервые в России мультимодальные перевозки ФПК запустила 1 декабря 2014 года на маршруте Москва – Старый Оскол – Валуйки. Это было связано с тем, что маршрут фирменного поезда № 57/58 «Приосколье» Москва – Валуйки был сокращён до станции Старый Оскол из-за низкой окупаемости. Возникла угроза изоляции приграничных районов от остальной части страны. Тогда ФПК согласовала с местными властями и автоперевозчиками автобусное сообщение между Старым Осколом и Валуйками для подвоза и вывоза пассажиров единственного поезда, соединяющего столицу с востоком Белгородской области.

Стыковочные рейсы поезд – автобус доказали свою эффективность, и в дальнейшем ФПК использовала модель мультимодальных перевозок на маршрутах дальнего сообщения в местностях, где вследствие особой конфигурации транспортной сети (показательными случаями здесь являются Белгородская, Вологодская и Псковская области) возникла проблема транспортного сообщения с Москвой и другими крупными городами страны.

Так возник мультимодальный маршрут Вологда – Ярославль – Москва, при котором пересадка с автобуса из Вологды на поезд и наоборот осуществляется в Ярославле на согласованный по расписанию маршрут № 105 Ярославль – Москва.

Маршрут Белгород – Алексеевка – Россошь – Адлер/Кисловодск/Новороссийск ориентирован на белгородцев, потерявших возможность пользоваться транзитными поездами в Крым и Приазовье. Ежедневно с вокзала Белгород отправляются два автобусных рейса к станции Россошь главного хода Юго-Восточной магистрали, где возможна пересадка на поезда в направлении Черноморского побережья и региона Кавказских Минеральных Вод.

На маршруте Кострома – Ярославль – Санкт-Петербург пассажиры поезда Иваново – Санкт-Петербург получают возможность добраться до Костромы всего за два часа после прибытия состава на станцию Ярославль-Главный. В свою очередь, костромичи могут быстро и комфортно добраться на северо-запад страны.

Малонаселённый пограничный западный регион соединяется с двумя столицами согласованным автобусным маршрутом Себеж – Великие Луки к поездам № 661/664 Москва – Великие Луки/Псков и 677/678 Великие Луки – Санкт-Петербург.

Маршруты ФПК призваны в том числе решать транспортные проблемы крупных по площади регионов. Так, северные города Свердловской области – Североуральск, Волчанск, Карпинск и Краснотурьинск – получили удобную связь с Екатеринбургом посредством согласованного автобусного маршрута к поезду № 337/338 Екатеринбург – Серов. Теперь от железнодорожного вокзала Серова в Североуральск можно добраться через три часа после прибытия поезда из столицы Уральского региона.

Межрегиональное сообщение также может быть обеспечено посредством новой модели перевозок. Автобусы Тольятти – Сызрань согласованы с дневным скорым поездом № 109/110 Самара – Пенза, что позволяет соединить Среднее Поволжье с Центральной Россией вне Московского узла. Общее время пути по всему маршруту составляет не более шести часов.

В декабре 2016 года пассажирам была представлена ещё одна разновидность мультимодальных перевозок – поезд плюс электричка. Пассажиры поезда № 137 Саратов – Москва теперь могут попасть в аэропорт Домодедово, минуя столицу. Непродолжительная остановка поезда на станции Домодедово (2 минуты) позволяет осуществить пересадку на пригородный поезд к аэропорту с минимальным временем ожидания и приемлемой стоимостью поездки.

В ФПК рассказали, что при выработке новых маршрутов решающими являются три момента: необходимость замены неэффективных железнодорожных маршрутов (как это было на линии Старый Оскол – Валуйки и Кострома – Ярославль) на автобусы, спрос на подвоз пассажиров по принципу «последняя миля» (например, перевозки с использованием автомобильного и морского транспорта в сообщении с Крымом) и важность сообщения между главными ходами магистралей (скажем, железнодорожно-автобусный маршрут Белгород – Россошь и Сызрань – Тольятти).

29 апреля 2017 года началась реализация совместного проекта прямых железнодорожно-автобусных перевозок в Республику Абхазия. Пассажиры, прибывшие поездом на железнодорожный вокзал Адлер, могут совершить пересадку на автобусы, следующие в Гагру, Пицунду, Гудауту, Новый Афон и Сухум. Перевозка осуществляется также в обратном направлении восемь раз в сутки. Время ожидания пересадки с поезда на автобус составляет не менее 30 минут, в обратном направлении – от четырёх часов.

По данным пресс-службы ФПК, всего с начала организации мультимодальных перевозок компания перевезла свыше 1,3 млн пассажиров, в том числе 149,7 тыс. по модели «автобус – поезд» и 1,2 млн по принципу «автобус – паром – поезд».


ЕДИНЫЙ БИЛЕТ

В течение всего курортного сезона пассажиры ФПК могут оформить единые билеты для поездки в Крым и Абхазию (у обладателей единого билета – приоритетное прохождение российско-абхазской границы).

Единый билет, который можно оформить в любой кассе ФПК, состоит из двух частей: билета на поезд и специального талона для проезда в автобусе и на пароме. Стоит отметить, что билет на дополнительные виды транспорта можно приобрести только одновременно с билетом на поезд. Единый билет не предполагает фиксации мест на автобус, а в случае опоздания на пересадку за пассажиром сохраняется возможность поездки на любом другом автобусе и пароме в течение текущего дня при наличии свободных мест.

Организатором перевозок в Республику Крым на автобусах выступает бывшая транспортная дирекция Олимпийских игр в Сочи – ныне АНО «Единая транспортная дирекция» (ЕТД), а на паромах – ООО «Морская дирекция», обслуживающая организация Керченской паромной переправы. Помимо организации перевозок между Кубанью и Крымом ЕТД реализует также мультимодальные перевозки по модели «самолёт – автобус». Проект Fly-and-Bus позволяет жителям и гостям Крымского региона быстро и комфортно добраться из аэропорта Симферополя в города республики на микроавтобусах, отвечающих требованиям безопасности.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Мультимодальные перевозки с региональным и муниципальным участием имеют свои отличительные черты. На сегодняшний день три пригородные пассажирские компании – Волго-Вятская, Центральная и «Черноземье» – создали механизмы функционирования ТПУ, обслуживающих перевозки этого типа.

Совместный проект правительства Воронежской области и Юго-Восточной железной дороги называется «От двери к двери» и ориентирован на перевозки внутри региона. АО «ППК «Черноземье» и ОАО «Лискинское ПАТП» разработали ряд маршрутов, согласованных с пригородными поездами Воронеж – Лиски, а также создали систему единой продажи билетов на электрички и автобусы. Проездные билеты на согласованные автобусы из Лисок в Средний Икорец, Колыбелку и Острогожск можно приобрести как в железнодорожных кассах на остановочных пунктах Берёзовая Роща и Машмет в Воронеже, так и на автовокзале города Лиски. В свою очередь, автобусный комплекс в Лисках предоставляет возможность приобретения билетов на пригородные поезда до Воронежа. Среднее время ожидания пересадки с автобуса на поезд и обратно составляет не более 30 минут, что было главным пожеланием пассажиров при разработке данного проекта.

Ряд пригородных поездов сообщением Воронеж-1 – Лиски и Лиски – Алексеевка согласован по времени прибытия и отправления, что создаёт условия для вовлечения соседнего региона в локальную программу Воронежской области.

ТПУ, созданные при взаимодействии воронежской администрации и пригородного перевозчика, предлагают широкий набор услуг при минимальных инвестициях. В феврале 2016 года компания перепрограммировала билетопечатающие автоматы (БПА) на оплату услуг сотовой связи без комиссии. ППК «Черноземье» также открыла пять велопарковок на Курском вокзале Воронежа, станции Давыдовка и остановочных пунктах Машмет и Углянец. А на станции Мичуринск-Уральский установлены устройства для зарядки мобильных телефонов и стационарный телефон для бесплатного заказа такси. Пилотный проект планируется распространить также на вокзал Тамбов-1. В перспективе в залах ожидания как крупных, так и небольших комплексов будут созданы библиотеки по принципу bookcrossing.

Волго-Вятская ППК подошла к формированию мультимодальности маршрутов через оказание услуг по оформлению билетов на согласованные автобусы, отправляющиеся от автостанций Нижегородского узла – Семёнова, Урени и Заволжья.

С 2016 года в пригородных железнодорожных кассах участка Нижний Новгород – Урень можно приобрести билеты на автобусы, курсирующие по маршрутам Семёнов – Воскресенское и из Уреня в Шарангу, Ветлугу и Тонкино, а в кассах на линии Нижний Новгород – Заволжье – билеты на автобусы, курсирующие из Заволжья в Пурех и Чкаловск. В этом году программа расширилась до города Гусь-Хрустальный.

Постепенно компания выходит и на маршруты местного значения. К примеру, проект «Вместе в «МЕГУ» реализуется с 2014 года и помогает жителям Канавинского, Ленинского и Автозаводского районов Нижнего Новгорода добраться без пробок с Московского вокзала в торговый центр «МЕГА». Пригородные поезда останавливаются на платформе Большая Ельня, откуда пассажиры могут доехать до торгового комплекса за пять минут на бесплатном автобусе.

Другой совместный с «МЕГОЙ» проект расширяет функционал местных ТПУ: пользователи станций Линда, Семёнов, Сухобезводное, Ветлужская, Урень и Шахунья могут покупать товары супермаркета IKEA по каталогу и получать их прямо на станционной кассе. Доставка заказов осуществляется пригородной компанией бесплатно, потребитель оплачивает только стоимость товаров, как если бы находился в самом торговом центре.

Также ВВППК рассматривает возможность организации перехватывающих парковок на станциях полигона присутствия. На данный момент работает единственная такая парковка на 49 мест в Нижнем Новгороде у Московского вокзала.

Уникальной особенностью Волго-Вятской пригородной компании и её своеобразным брендом стали многофункциональные центры на базе железнодорожных станций в Нижегородской, Владимирской и Кировской областях, о которых неоднократно писал «Гудок». Транспортно-пересадочные узлы ВВППК предоставляют сегодня услуги по оплате коммунальных услуг, мобильной связи и Интернета, выдаче и доставке онлайн-покупок нижегородского «Союза покупателей», оформления страховых полисов и т.д. Также на станциях Заволжье, Балахна, Моховые Горы, Семёнов и Сейма можно приобрести авиабилеты на все направления Нижегородского узла.

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), действующая на полигоне Московской железной дороги, предлагает жителям подмосковных Домодедова и Пушкина единый билет для проезда на «автоэкспрессах», организованных по аналогичной мультимодальной модели «поезд – автобус». Билеты можно оформить только на бесконтактные смарт-карты («Тройка», «Стрелка» и др.). Кроме того, пассажир получает право бесплатного проезда на трансфере, если оформил абонемент на поезда 7000-й нумерации на пять дней или один месяц с тарифным планом «экспресс+трансфер».

Другой пригородный перевозчик подмосковного региона, «Аэроэкспресс», запустил 24 апреля совместную программу с сервисом каршеринга BelkaСar. Пассажиры поездов компании, купившие билет на сайте или через мобильное приложение, получают промокод для оплаты услуг по прокату автомобилей в размере 500 руб.

Как утверждает исполнительный директор «Аэроэкспресса» Валерий Фёдоров, соглашение с BelkaСar – «первый шаг по созданию альтернативной транспортной цепочки Москвы, которая сделает путешествие из аэропорта в город и обратно гораздо выгоднее и комфортнее». Теперь появляется возможность доставить пассажира к трапу самолёта непосредственно от его дома или офиса.

По оценкам специалистов, в среднем около 27% пассажиров аэропортов Московского авиационного узла выбирают личный автотранспорт для поездки в аэропорт. Однако высокая стоимость парковки в столичных аэропортах и на железнодорожных вокзалах существенно повышает цену такого трансфера. Стоимость 1 минуты поездки на BelkaCar составляет 8 руб., а поездка на аэроэкспрессе при покупке через сайт или мобильное приложение обойдётся в 420 руб. При этом для автомобилей каршеринга парковка в зоне московского парковочного пространства является бесплатной.

Развитие мультимодальных перевозок в России позволяет говорить о перспективности проектов сотрудничества пассажирских компаний дальнего и пригородного железнодорожного сообщения с местными перевозчиками, что повышает привлекательность железных дорог для пассажиров.

Янош Станкович
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс
Окно в Париж

Одна из крупнейших логистических компаний Европы становится частью транспортной
системы России. Что это даст РЖД?

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100