От двери к двери

От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта
Мультимодальные перевозки пассажиров – относительно новая в России форма взаимодействия операторов разных видов транспорта с потребителями, однако она весьма востребована. Безусловно, за этой формой доставки пассажира «от двери к двери» будущее. Переформатирование концепции железнодорожных пассажирских маршрутов, реализованное на практике Федеральной пассажирской компанией (ФПК), уже дало толчок к активному созданию транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), которые призваны обеспечить комфорт потребителям этой услуги ФПК и позволят заработать на дополнительных сервисах.

Мультимодальная система пассажирских перевозок стала возможна с развитием каналов связи, позволяющих в режиме реального времени передавать информацию и корректировать маршрут.


ПРИНЦИП МАТРЁШКИ

Впервые в России мультимодальные перевозки ФПК запустила 1 декабря 2014 года на маршруте Москва – Старый Оскол – Валуйки. Это было связано с тем, что маршрут фирменного поезда № 57/58 «Приосколье» Москва – Валуйки был сокращён до станции Старый Оскол из-за низкой окупаемости. Возникла угроза изоляции приграничных районов от остальной части страны. Тогда ФПК согласовала с местными властями и автоперевозчиками автобусное сообщение между Старым Осколом и Валуйками для подвоза и вывоза пассажиров единственного поезда, соединяющего столицу с востоком Белгородской области.

Стыковочные рейсы поезд – автобус доказали свою эффективность, и в дальнейшем ФПК использовала модель мультимодальных перевозок на маршрутах дальнего сообщения в местностях, где вследствие особой конфигурации транспортной сети (показательными случаями здесь являются Белгородская, Вологодская и Псковская области) возникла проблема транспортного сообщения с Москвой и другими крупными городами страны.

Так возник мультимодальный маршрут Вологда – Ярославль – Москва, при котором пересадка с автобуса из Вологды на поезд и наоборот осуществляется в Ярославле на согласованный по расписанию маршрут № 105 Ярославль – Москва.

Маршрут Белгород – Алексеевка – Россошь – Адлер/Кисловодск/Новороссийск ориентирован на белгородцев, потерявших возможность пользоваться транзитными поездами в Крым и Приазовье. Ежедневно с вокзала Белгород отправляются два автобусных рейса к станции Россошь главного хода Юго-Восточной магистрали, где возможна пересадка на поезда в направлении Черноморского побережья и региона Кавказских Минеральных Вод.

На маршруте Кострома – Ярославль – Санкт-Петербург пассажиры поезда Иваново – Санкт-Петербург получают возможность добраться до Костромы всего за два часа после прибытия состава на станцию Ярославль-Главный. В свою очередь, костромичи могут быстро и комфортно добраться на северо-запад страны.

Малонаселённый пограничный западный регион соединяется с двумя столицами согласованным автобусным маршрутом Себеж – Великие Луки к поездам № 661/664 Москва – Великие Луки/Псков и 677/678 Великие Луки – Санкт-Петербург.

Маршруты ФПК призваны в том числе решать транспортные проблемы крупных по площади регионов. Так, северные города Свердловской области – Североуральск, Волчанск, Карпинск и Краснотурьинск – получили удобную связь с Екатеринбургом посредством согласованного автобусного маршрута к поезду № 337/338 Екатеринбург – Серов. Теперь от железнодорожного вокзала Серова в Североуральск можно добраться через три часа после прибытия поезда из столицы Уральского региона.

Межрегиональное сообщение также может быть обеспечено посредством новой модели перевозок. Автобусы Тольятти – Сызрань согласованы с дневным скорым поездом № 109/110 Самара – Пенза, что позволяет соединить Среднее Поволжье с Центральной Россией вне Московского узла. Общее время пути по всему маршруту составляет не более шести часов.

В декабре 2016 года пассажирам была представлена ещё одна разновидность мультимодальных перевозок – поезд плюс электричка. Пассажиры поезда № 137 Саратов – Москва теперь могут попасть в аэропорт Домодедово, минуя столицу. Непродолжительная остановка поезда на станции Домодедово (2 минуты) позволяет осуществить пересадку на пригородный поезд к аэропорту с минимальным временем ожидания и приемлемой стоимостью поездки.

В ФПК рассказали, что при выработке новых маршрутов решающими являются три момента: необходимость замены неэффективных железнодорожных маршрутов (как это было на линии Старый Оскол – Валуйки и Кострома – Ярославль) на автобусы, спрос на подвоз пассажиров по принципу «последняя миля» (например, перевозки с использованием автомобильного и морского транспорта в сообщении с Крымом) и важность сообщения между главными ходами магистралей (скажем, железнодорожно-автобусный маршрут Белгород – Россошь и Сызрань – Тольятти).

29 апреля 2017 года началась реализация совместного проекта прямых железнодорожно-автобусных перевозок в Республику Абхазия. Пассажиры, прибывшие поездом на железнодорожный вокзал Адлер, могут совершить пересадку на автобусы, следующие в Гагру, Пицунду, Гудауту, Новый Афон и Сухум. Перевозка осуществляется также в обратном направлении восемь раз в сутки. Время ожидания пересадки с поезда на автобус составляет не менее 30 минут, в обратном направлении – от четырёх часов.

По данным пресс-службы ФПК, всего с начала организации мультимодальных перевозок компания перевезла свыше 1,3 млн пассажиров, в том числе 149,7 тыс. по модели «автобус – поезд» и 1,2 млн по принципу «автобус – паром – поезд».


ЕДИНЫЙ БИЛЕТ

В течение всего курортного сезона пассажиры ФПК могут оформить единые билеты для поездки в Крым и Абхазию (у обладателей единого билета – приоритетное прохождение российско-абхазской границы).

Единый билет, который можно оформить в любой кассе ФПК, состоит из двух частей: билета на поезд и специального талона для проезда в автобусе и на пароме. Стоит отметить, что билет на дополнительные виды транспорта можно приобрести только одновременно с билетом на поезд. Единый билет не предполагает фиксации мест на автобус, а в случае опоздания на пересадку за пассажиром сохраняется возможность поездки на любом другом автобусе и пароме в течение текущего дня при наличии свободных мест.

Организатором перевозок в Республику Крым на автобусах выступает бывшая транспортная дирекция Олимпийских игр в Сочи – ныне АНО «Единая транспортная дирекция» (ЕТД), а на паромах – ООО «Морская дирекция», обслуживающая организация Керченской паромной переправы. Помимо организации перевозок между Кубанью и Крымом ЕТД реализует также мультимодальные перевозки по модели «самолёт – автобус». Проект Fly-and-Bus позволяет жителям и гостям Крымского региона быстро и комфортно добраться из аэропорта Симферополя в города республики на микроавтобусах, отвечающих требованиям безопасности.


РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Мультимодальные перевозки с региональным и муниципальным участием имеют свои отличительные черты. На сегодняшний день три пригородные пассажирские компании – Волго-Вятская, Центральная и «Черноземье» – создали механизмы функционирования ТПУ, обслуживающих перевозки этого типа.

Совместный проект правительства Воронежской области и Юго-Восточной железной дороги называется «От двери к двери» и ориентирован на перевозки внутри региона. АО «ППК «Черноземье» и ОАО «Лискинское ПАТП» разработали ряд маршрутов, согласованных с пригородными поездами Воронеж – Лиски, а также создали систему единой продажи билетов на электрички и автобусы. Проездные билеты на согласованные автобусы из Лисок в Средний Икорец, Колыбелку и Острогожск можно приобрести как в железнодорожных кассах на остановочных пунктах Берёзовая Роща и Машмет в Воронеже, так и на автовокзале города Лиски. В свою очередь, автобусный комплекс в Лисках предоставляет возможность приобретения билетов на пригородные поезда до Воронежа. Среднее время ожидания пересадки с автобуса на поезд и обратно составляет не более 30 минут, что было главным пожеланием пассажиров при разработке данного проекта.

Ряд пригородных поездов сообщением Воронеж-1 – Лиски и Лиски – Алексеевка согласован по времени прибытия и отправления, что создаёт условия для вовлечения соседнего региона в локальную программу Воронежской области.

ТПУ, созданные при взаимодействии воронежской администрации и пригородного перевозчика, предлагают широкий набор услуг при минимальных инвестициях. В феврале 2016 года компания перепрограммировала билетопечатающие автоматы (БПА) на оплату услуг сотовой связи без комиссии. ППК «Черноземье» также открыла пять велопарковок на Курском вокзале Воронежа, станции Давыдовка и остановочных пунктах Машмет и Углянец. А на станции Мичуринск-Уральский установлены устройства для зарядки мобильных телефонов и стационарный телефон для бесплатного заказа такси. Пилотный проект планируется распространить также на вокзал Тамбов-1. В перспективе в залах ожидания как крупных, так и небольших комплексов будут созданы библиотеки по принципу bookcrossing.

Волго-Вятская ППК подошла к формированию мультимодальности маршрутов через оказание услуг по оформлению билетов на согласованные автобусы, отправляющиеся от автостанций Нижегородского узла – Семёнова, Урени и Заволжья.

С 2016 года в пригородных железнодорожных кассах участка Нижний Новгород – Урень можно приобрести билеты на автобусы, курсирующие по маршрутам Семёнов – Воскресенское и из Уреня в Шарангу, Ветлугу и Тонкино, а в кассах на линии Нижний Новгород – Заволжье – билеты на автобусы, курсирующие из Заволжья в Пурех и Чкаловск. В этом году программа расширилась до города Гусь-Хрустальный.

Постепенно компания выходит и на маршруты местного значения. К примеру, проект «Вместе в «МЕГУ» реализуется с 2014 года и помогает жителям Канавинского, Ленинского и Автозаводского районов Нижнего Новгорода добраться без пробок с Московского вокзала в торговый центр «МЕГА». Пригородные поезда останавливаются на платформе Большая Ельня, откуда пассажиры могут доехать до торгового комплекса за пять минут на бесплатном автобусе.

Другой совместный с «МЕГОЙ» проект расширяет функционал местных ТПУ: пользователи станций Линда, Семёнов, Сухобезводное, Ветлужская, Урень и Шахунья могут покупать товары супермаркета IKEA по каталогу и получать их прямо на станционной кассе. Доставка заказов осуществляется пригородной компанией бесплатно, потребитель оплачивает только стоимость товаров, как если бы находился в самом торговом центре.

Также ВВППК рассматривает возможность организации перехватывающих парковок на станциях полигона присутствия. На данный момент работает единственная такая парковка на 49 мест в Нижнем Новгороде у Московского вокзала.

Уникальной особенностью Волго-Вятской пригородной компании и её своеобразным брендом стали многофункциональные центры на базе железнодорожных станций в Нижегородской, Владимирской и Кировской областях, о которых неоднократно писал «Гудок». Транспортно-пересадочные узлы ВВППК предоставляют сегодня услуги по оплате коммунальных услуг, мобильной связи и Интернета, выдаче и доставке онлайн-покупок нижегородского «Союза покупателей», оформления страховых полисов и т.д. Также на станциях Заволжье, Балахна, Моховые Горы, Семёнов и Сейма можно приобрести авиабилеты на все направления Нижегородского узла.

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК), действующая на полигоне Московской железной дороги, предлагает жителям подмосковных Домодедова и Пушкина единый билет для проезда на «автоэкспрессах», организованных по аналогичной мультимодальной модели «поезд – автобус». Билеты можно оформить только на бесконтактные смарт-карты («Тройка», «Стрелка» и др.). Кроме того, пассажир получает право бесплатного проезда на трансфере, если оформил абонемент на поезда 7000-й нумерации на пять дней или один месяц с тарифным планом «экспресс+трансфер».

Другой пригородный перевозчик подмосковного региона, «Аэроэкспресс», запустил 24 апреля совместную программу с сервисом каршеринга BelkaСar. Пассажиры поездов компании, купившие билет на сайте или через мобильное приложение, получают промокод для оплаты услуг по прокату автомобилей в размере 500 руб.

Как утверждает исполнительный директор «Аэроэкспресса» Валерий Фёдоров, соглашение с BelkaСar – «первый шаг по созданию альтернативной транспортной цепочки Москвы, которая сделает путешествие из аэропорта в город и обратно гораздо выгоднее и комфортнее». Теперь появляется возможность доставить пассажира к трапу самолёта непосредственно от его дома или офиса.

По оценкам специалистов, в среднем около 27% пассажиров аэропортов Московского авиационного узла выбирают личный автотранспорт для поездки в аэропорт. Однако высокая стоимость парковки в столичных аэропортах и на железнодорожных вокзалах существенно повышает цену такого трансфера. Стоимость 1 минуты поездки на BelkaCar составляет 8 руб., а поездка на аэроэкспрессе при покупке через сайт или мобильное приложение обойдётся в 420 руб. При этом для автомобилей каршеринга парковка в зоне московского парковочного пространства является бесплатной.

Развитие мультимодальных перевозок в России позволяет говорить о перспективности проектов сотрудничества пассажирских компаний дальнего и пригородного железнодорожного сообщения с местными перевозчиками, что повышает привлекательность железных дорог для пассажиров.

Янош Станкович
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс
Окно в Париж

Одна из крупнейших логистических компаний Европы становится частью транспортной
системы России. Что это даст РЖД?

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)
Салим Исмаил, Майкл Мэлоун, Юри ван Геест, Питер Диамандис
«Взрывной рост: почему экспоненциальные организации в десятки раз продуктивнее вашей (и что с этим делать)». Издательство «Альпина» 2017 год
Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология
Георгий Щедровицкий
«Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология». Издательство студии Артемия Лебедева 2014 год
45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя
Максим Батырев
«45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя». Издательство «Манн. Иванов. Фербер» 2014 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100