Пассажиры пересядут на поезд

Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум
Компания Amadeus, владеющая одной из крупнейших глобальных систем бронирования транспортных билетов, опубликовала отчёт по проведённому ею исследованию европейского железнодорожного рынка. Аналитики Amadeus предсказывают ему головокружительный взлёт: по дальнемагистральным перевозкам рост на 21% к 2020 году. Добиться этого, по их мнению, железнодорожникам можно будет благодаря интенсивному развитию высокоскоростного движения, повышению уровня услуг и, что интересно, кооперации с авиаперевозчиками.

Быстрые перемены

В настоящее время около 60% от общего объёма железнодорожных пассажирских перевозок Европы распределено между четырьмя странами: Германией, Великобританией, Францией и Россией. Отечественная железнодорожная система в отчёте Amadeus занимает четвёртое место по объёму пассажироперевозок (лидер здесь – Германия), а также, что неудивительно, первое по преодолённому расстоянию.

Однако, по данным отчёта, в последние два года ряд европейских государств продемонстрировал резкий скачок в объёме пассажиропотока. В итоге в 2011-м в 20 ведущих странах Европы на железнодорожный транспорт пришлось 23% всех пассажирских перевозок, тогда как 74% – на автомобили и лишь 3% – на авиасообщение.

В Amadeus отмечают, что сейчас европейская железнодорожная отрасль в значительной степени фрагментирована и структурирована вокруг национальных операторов. В связи с этим трансграничные путешествия составляют всего 6% от объёма междугородных пассажирских перевозок. Однако принимаемые властями Евросоюза законодательные меры должны вскоре изменить эту ситуацию, а доля международных поездок может существенно вырасти.

К сильным сторонам железных дорог Amadeus относит строительство высокоскоростных магистралей, на которые уже приходится 30% дальних поездок европейцев. Лидерами здесь сейчас являются Германия и Франция. Но данный сегмент развивается и в других странах: в целом до конца нынешнего десятилетия в Европе будет создано ещё около 5 тыс. км высокоскоростных железных дорог.

Экономия времени в пути, по мнению экспертов Amadeus, становится одним из основных факторов, определяющих вектор развития пассажирского железнодорожного рынка Европы. Кроме того, в числе решающих для его будущего элементов названы создание мультимодальных транспортных узлов, авиационно-железнодорожное сотрудничество и общая экономическая конъюнктура. При этом в исследовании отдельно подчёркивается важность взаимной интеграции транспортных систем, на которую нацелена программа создания Трансъевропейской транспортной сети TEN-T. В частности, она предусматривает появление мультимодальных узлов у 37 ключевых аэропортов к 2030 году.

Учитывая влияние всех вышеизложенных факторов, Amadeus прогнозирует рост объёма дальнемагистральных пассажирских железнодорожных перевозок на уровне около 2,2% в год. Таким образом, к 2020 году он увеличится на 21%. В роли локомотивов рынка должны будут выступить Великобритания, Франция, Швейцария и Германия.

Спровоцировать дискуссию

Директор железнодорожного подразделения Amadeus Томас Дрекслер заявил, что проведённое исследование «описывает базовый сценарий, основанный на тенденциях, позволяющих оценить уровень потенциала пассажирского железнодорожного рынка». Специалисты Amadeus провели консультации с представителями более ста железнодорожных компаний и госучреждений в различных странах Европы. При составлении прогнозов учитывались доля перевозок в поездах дальнего следования, плотность населения в каждом из государств, развитость железнодорожной сети, инфраструктура и география. Томас Дрекслер говорит, что «этот доклад не является окончательным видом на будущее». «Мы хотим спровоцировать вдумчивую дискуссию по факторам и тенденциям, которые в наибольшей степени формируют рынок», – заявил он. Директор по международным коммуникациям Amadeus Хорхе Мунис поясняет, что компания регулярно производит такой анализ и в перспективе намерена исследовать также железнодорожные рынки Азии и Америки.

Специалисты Deutsche Bahn, не называя конкретных цифр, так же как и Amadeus, говорят о том, что ожидается рост пассажиропотока дальнемагистральных перевозок. Пресс-секретарь компании Андреас Фурман рассказал, что по этой причине среди прочего DB планирует увеличить пассажировместимость своих поездов нового поколения ICx с 724 до 830 мест.

Касательно взаимодействия с авиацией Фурман заметил, что используются различные формы сотрудничества. Одной из них является сервис AIRail, созданный совместно с компанией Lufthansa. Он обеспечивает возможность регистрироваться одновременно на самолёт и поезд, расписание которых полностью согласовано. Также DB предлагает услугу Rail&Fly, позволяющую добираться от каждой из 5,6 тыс. станций железнодорожной сети до любого аэропорта Германии и обратно.

В качестве примера успешного сотрудничества между железнодорожными компаниями Андреас Фурман привёл также альянс Railteam. Это союз, объединяющий семь операторов высокоскоростных железных дорог, в который кроме DB входят французский SNCF, бельгийский SNCB, голландский NS HiSpeed, австрийский ÖBB, швейцарский SBB и британский Eurostar. Кроме того, партнёрами альянса являются совместные предприятия этих компаний – Thalys и Alleo. В настоящее время сеть Railteam включает 140 городов с общим населением порядка 120 млн человек, что составляет около четверти граждан ЕС.

Цель альянса состоит в том, чтобы сделать путешествия по Европе на скоростных поездах легче, быстрее и удобнее, чем на самолёте или автомобиле. Фурман говорит, что «партнёры по альянсу преследуют стратегические цели позиционирования железных дорог как ведущего международного транспорта и увеличения их доли на рынке». Для достижения этих целей Railteam предлагает эффективные и хорошо скоординированные «цепочки путешествий». Пассажиры, пользующиеся услугами альянса, получают гарантированное качество, расширенную информационную поддержку и преимущества постоянных клиентов. Это означает не только высокий уровень комфорта в поездах, минимальные задержки при пересадках, но и консультирование клиентов на множестве языков. Часто путешественникам также предоставляются скидки на аренду жилья в крупных европейских городах. «Мы открыты для дальнейшего взаимодействия и новых партнёров по сотрудничеству», – добавляет Андреас Фурман.

Достоверность прогноза

Эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных пассажирских перевозок Института проблем естественных монополий Лев Рузавин считает, что нынешнее состояние европейского железнодорожного рынка уже сейчас позволяет делать оптимистические прогнозы до 2020 года.

Он соглашается с Amadeus, что это возможно благодаря наличию высокоскоростного сообщения, но также говорит о высокой плотности населения европейских стран, близости крупных городов, запусках бюджетных сервисов, а также действующих или разрабатываемых нормативно-правовых механизмах долгосрочного развития и финансирования (как национальных, так и межгосударственных перевозок).
Однако, по словам эксперта, «необходимо учитывать состояние экономики ЕС в будущем». «Не исключено, что принятая модель финансирования в европейских странах может быть пересмотрена их правительствами в сторону снижения доли государственных средств», – полагает он.

При этом Лев Рузавин отметил, что данные зарубежных исследований по России достаточно актуальны, и выявил интересную тенденцию. «Необходимо заметить, что показатели отправки пассажиров по российским железным дорогам в 2012 году максимально приближены к доле Франции 2011 года: 1,06 млрд пассажиров в РФ против 1,13 млрд пассажиров во Франции. А в европейском пассажирообороте доля России в 2011 и 2012 годах практически составляет 25%», – говорит он.
От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Окно в Париж

Одна из крупнейших логистических компаний Европы становится частью транспортной
системы России. Что это даст РЖД?

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100