Окно в Париж

Окно в Париж

Одна из крупнейших логистических компаний Европы становится частью транспортной
системы России. Что это даст РЖД?
В ноябре ОАО «РЖД» подписало соглашение о покупке 75% акций французского логистического оператора GEFCO. Сделку, аналогов которой у российских транспортных компаний ещё не было, планируется закрыть до конца текущего года.
 
Непрофильный герой
История GEFCO насчитывает уже более полувека. Основанная в 1949 году, компания долгое время специализировалась на транспортировке автокомплектующих и готовых автомобилей. Сейчас профессиональная деятельность GEFCO охватывает всю цепочку поставок – от организации непосредственных перевозок наземным, водным и воздушным транспортом с возможностью мультимодальных решений до представления интересов клиентов в таможенных органах и предоставления услуг по упаковке грузов. Причём речь идёт не только об автокомплектующих.

В настоящее время GEFCO входит в десятку крупнейших логистических операторов Европы. Её сеть насчитывает 300 рабочих площадок в 32 странах мира. После приобретения итальянской Gruppo  Mercurio штат сотрудников составляет порядка 11 тыс. человек. В минувшем году компания продемонстрировала достаточно уверенные финансовые результаты. Так, её выручка в годовом сопоставлении возросла на 10%, до 3,7 млрд евро, а операционная прибыль составила 220 млн евро. Но несмотря на это, новость о продаже GEFCO не стала сюрпризом для рынка: её владелец, французский автогигант PSA Peugeot Citroen, принял данное решение, чтобы покрыть многочисленные убытки от своей основной деятельности. Тяжёлое положение концерна привело не только к реализации непрофильных активов, но и к сокращению ряда производственных проектов.

В апреле текущего года ОАО «РЖД» включилось в борьбу за контроль над GEFCO. В числе конкурентов российской компании назывались Gores Group, Platinum Equity, PAI, а также консорциум CVC и Axa Private Equity. После рассмотрения заявок, которые включали не только ценовое предложение, но и видение стратегии и перспектив развития GEFCO, Peugeot Citroen предоставил ОАО «РЖД» эксклюзивность в ведении переговоров о покупке. В итоге компании подписали соглашение, по которому ОАО «РЖД» приобретает 75% акций GEFCO. Оставшиеся 25% Peugeot Citroen намерен сохранить за собой, поскольку, как заявил глава автоконцерна Филипп Варен, «это очень важный бизнес».

Стоимость сделки составила 800 млн евро. «Это актуально в текущих условиях, потому что европейские активы сегодня явно недооценены», – отмечает председатель экспертного совета «ОПОРЫ России» Никита Кричевский.

Подписание акционерного соглашения об управлении GEFCO состоялось в конце ноября в рамках визита главы Правительства РФ Дмитрия Медведева во Францию. Министр внешней торговли этой страны Николь Брик назвала сделку «хорошим примером взаимовыгодного сотрудничества в промышленной отрасли».

Источник прибыли
Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин пояснил, что интерес к GEFCO связан с целым рядом факторов. «Когда мы приватизируем такие активы, как, например, Первая грузовая компания (ПГК), мы единовременно лишаемся на перспективу дополнительных доходов в виде прибыли и дивидендов. Только приватизация ПГК лишила нас дополнительных доходов в объёме 20 млрд руб.», – рассказал он. В этой связи, по словам Владимира Якунина, ОАО «РЖД» занимается поиском «новых путей зарабатывания денег».

Именно таким решением и является GEFCO. Теперь ОАО «РЖД» планирует сделать акцент на развитии блока логистических услуг. «Уже в 2015 году это принесёт нам дополнительную капитализацию и прибыль, соизмеримую с прибылью, которую мы получали от работы ПГК», – констатировал Владимир Якунин. В качестве примера он привёл тот факт, что в Германии железные дороги формируют до 50% своих доходов именно за счёт подобной деятельности.

С этим подходом, похоже, согласен и министр транспорта РФ Максим Соколов. Он заявил о том, что решение купить GEFCO далось нелегко, но плюсов будет больше, так как ОАО «РЖД» станет не просто инфраструктурной компанией, но в полной степени логистической.
  500.jpg
На новый уровень
GEFCO – один из европейских лидеров логистики уровня 3 PL/4 PL (комплексное обслуживание), а значит, она может самостоятельно выстраивать цепочки поставки грузов от клиента к заказчику. По экспертным оценкам, в России в ближайшее десятилетие ожидается рост рынка логистических услуг третьего-четвёртого уровня более чем в семь раз – с 2 млрд евро в 2012 году до 15 млрд евро в 2022 году.

У французской компании есть востребованные технологии, а если она обопрётся на перевозочные мощности РЖД, то «здесь возникнут синергетические эффекты», считает ведущий эксперт УК «ФИНАМ Менеджмент» Дмитрий Баранов. «Выгода для ОАО «РЖД» вполне осязаемая. Купив GEFCO, компания получает доступ на очень интересный с точки зрения бизнеса рынок, диверсифицирует свою деятельность», – полагает эксперт. Схожего мнения придерживаются и аналитики агентства Fitch, в обзоре которого говорится, что эта сделка «укрепляет позиции РЖД в  сегменте международных логистических операций».

При этом GEFCO может выступать интегратором в других логистических компаниях холдинга «РЖД», то есть передавать им свои технологии, а они пригодятся для вывода на новый уровень бизнеса ОАО «РейлТрансАвто» и ОАО «ТрансКонтейнер». «К примеру, степень оснащённости информатизационными программами и оборудованием у GEFCO, как у оператора 4PL, очень высокая. У них совсем нет ручной работы, весь документооборот электронный, уровень экспедиторских услуг очень высокий. ОАО «ТрансКонтейнер» будет перенимать у GEFCO компьютерные технологии в процессе совместной работы», – полагает президент НП «Гильдия экспедиторов» Семён Резер.
GEFCO уже имеет опыт сотрудничества с отечественными компаниями. В прошлом году ОАО «РЖД Логистика» выиграло тендер французского оператора на доставку грузов в крупнотоннажных контейнерах для мелкоузловой сборки автомобилей в Калужской области. На контракт с GEFCO в 2011 году приходилось 48,8% выручки ОАО «РЖД Логистика», которая составила 1,79 млрд руб. Весной этого года компании запустили ещё один проект: они совместно осуществляют доставку невоенных грузов миротворческих сил НАТО из портов Латвии в Афганистан.

Из России с любовью
Под эгидой ОАО «РЖД» у GEFCO открываются новые перспективы для роста, причём не только в нашей стране. Как отмечают в Peugeot Citroen, соглашение с российским железнодорожным холдингом позволит «продолжить стратегию географической экспансии». В первую очередь речь идёт о странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для России это может означать большие возможности в ­реализации транзитного потен­циала.

«Безусловно, рынок логистических услуг имеет огромный потенциал, тем более учитывая возможность существенного увеличения грузопотока из Китая в страны Европы через территорию нашей страны (альтернатива морским маршрутам). И ОАО «РЖД» собирается через технологию работы, клиентскую базу, логистические узлы GEFCO активно развивать именно это перспективное направление», – говорит директор департамента инвестиционного анализа ООО «Покровка Финанс» Алексей Маслов. По его мнению, главное, что приобретает ОАО «РЖД» вместе с GEFCO – это фактически возможность «замкнуть» на себя трансконтинентальный коридор «Европа – Азия». «Ведь по нему грузы будут доставляться с нашего Дальнего Востока по сети железных дорог страны, а затем через другие государства в Европу», – резюмировал аналитик.
Поэтому, по мнению директора Института социальной политики и социально-экономических программ Высшей школы экономики Сергея Смирнова, сделка по GEFCO нужна не только Российским железным дорогам. «Как развивается российская экономика в настоящее время? Она базируется на заимствованных технологиях. Те области, в которых Советский Союз отстал, а таких было много, кстати, логистика тоже, это всё потихоньку приходило к нам в страну на базе зарубежных разработок», – пояснил агентству «Прайм» свою позицию эксперт.
От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Руководителя

Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра
Пётр Людвиг
«Победи прокрастинацию! Как перестать откладывать дела на завтра». «Альпина Паблишер», 2018 год
Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод
Филип Котлер, Роланд Бергер, Нильс Бикхофф
«Стратегический менеджмент по Котлеру: Лучшие приёмы и метод». Издательство «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100