Культ здоровья

Культ здоровья

Компании вкладывают всё больше средств в пропаганду здорового образа жизни.
Однако насколько эффективны могут быть такие инвестиции?
Расходы работодателя, связанные с временной потерей или снижением трудоспособности сотрудников, могут быть весьма значительными. Недавнее исследование Towers Watson/National Business Group on Health показало, что американские компании тратят на это в среднем 26,8% от общего фонда оплаты труда. В денежном выражении на одного работника приходится $8900.

На трёх китах
Крупнейший североамериканский железнодорожный перевозчик Union Pacific задумался о системном подходе к решению этой проблемы ещё четверть века назад. Первым шагом стало открытие спортцентра в здании штаб-квартиры компании (в Омахе, штат Небраска) в 1987 году. Затем началась работа над корпоративным планом профилактики заболеваемости. Он базировался на трёх принципах: поддержание здорового образа жизни сотрудников, повышение производительности труда, улучшение социально-психологического климата в коллективе. Менеджмент даже переписал заявление о миссии компании, включив в него обещание «заботиться о здоровье и благополучии всех работников и их близких». Впоследствии тезис был обобщён до лозунга «Оздоровим железные дороги».

В первую очередь в Union Pacific определили 15 ключевых точек междусменного отдыха линейного персонала. Компания заключила с близлежащими оздоровительными центрами соглашения, а для работников занятия были бесплатными. Программа стала популярной, и её действие расширили. К началу 2000-х годов сеть партнёрских оздоровительных центров охватила уже 23 штата и насчитывала более 450 точек. Сейчас их число увеличилось до 540.

Следующим шагом стала пропаганда здорового образа жизни. Менеджмент поставил задачу привить каждому работнику необходимый объём навыков профилактики лёгких заболеваний. За счёт этих мер удалось сократить количество больничных листов, а также среднюю величину связанных с ними расходов. В первый же год Union Pacific  сэкономила более $300 тыс. (около $600 тыс. по нынешнему курсу) при втрое меньших затратах на изготовление бумажных и видеопособий.

Борьба с вредными привычками
В 1990 году Union Pacific занялась анализом эффективности выплат по временной потере трудоспособности. Компания обнаружила, что около трети всех больничных связаны с хроническими заболеваниями, которые вызваны вредными привычками. В денежном выражении эта сумма составляла $40 млн в год. Чтобы сократить расходы, была запущена программа «Путь здоровья» (Project Health Track, или PHT). Её целью было выявить сотрудников, склонных к сердечно-сосудистым заболеваниям, и обеспечить их дистанционными медицинскими консультациями.

Только за первый год реализации программы PHT улучшение состояния здоровья было зафиксировано более чем у половины её участников. Экономия в зависимости от фактора риска превысила расходы в 2,2–5,3 раза. Исключение составила проблема избыточного веса, по которой размер сэкономленных средств оказался на 30% меньше расходов. В 1995 году на покрытие больничных листов, связанных с вредными привычками, ушло всего 24% медицинских расходов Union Pacific. В денежном выражении экономический эффект составил около $2 млн в год, поэтому впоследствии PHT была расширена за счёт других видов хронических заболеваний.

Затем менеджмент Union Pacific начал борьбу с алкогольной зависимостью. Система 0-1-2-4 (By The Numbers: 0-1-2-4) обеспечила работников чёткими ориентирами, в каком количестве безопасно употреблять спиртное в нерабочее время. Цифра «1» в этой последовательности означает «не более одной рюмки в час», «2» – «не более двух рюмок в день для мужчин, одна – для женщин», «4» – «не более четырёх рюмок в неделю». Спустя год после запуска программы среди 500 сотрудников Union Pacific был проведён опрос, касающийся пристрастия к алкоголю. Около половины респондентов показали результат «4».

В 1995 году Union Pacific для расширения своих программ подписала контракт с компанией, специализирующейся на пропаганде здорового образа жизни. Эта работа была увязана с деятельностью Департамента по охране труда, заинтересованного в возвращении пострадавших от несчастных случаев сотрудников к работе. Интеграция оказалась эффективной и с годами позволила добиться дополнительного сокращения медицинских расходов и потерь рабочего времени. Параллельно компания занялась решением проблемы переутомления поездного персонала, в частности профинансировала несколько исследований на тему профессиональной психологии. По их результатам были разработаны рекомендации, следуя которым работники могли уменьшить негативное воздействие стресса, избежать повышенной возбудимости, состояний тревожности и подавленности.

К 2001 году доля медицинских расходов Union Pacific, связанных с вредными привычками, снизилась до 18,8%. Доля курящих сотрудников уменьшилась с 40% в 1990 году до 25%. По оценкам менеджмента, если бы компания не предпринимала никаких усилий по пропаганде здорового образа жизни, её ежегодные медицинские расходы оказались бы выше на $53,6 млн – примерно на 8%.

Пятый элемент
Спустя несколько лет Union Pacific запустила новую программу, предусматривавшую материальное поощрение офисных работников, ведущих здоровый образ жизни. За прохождение медобследования сотруднику начислялось $100. Для некурящих или лечащихся от никотиновой зависимости вознаграждение удваивалось. Благодаря этому медицинские центры, сотрудничавшие с Union Pacific, получили большой массив информации о потенциальных пациентах и соответствующим образом скорректировали свою работу, усилив её профилактический компонент. Одновременно были внесены изменения в кейтеринговую политику компании, направленные на привлечение поставщиков здорового питания.

Сегодня программа «Путь здоровья» состоит из пяти элементов: предварительное тестирование, наглядные пособия по здоровому образу жизни, телефонные консультации, фармакологическая помощь, периодические медицинские осмотры. Ежегодно выпускаются печатные и видеоматериалы, посвящённые «числам здоровья», например «30 минут физической активности», «7 симптомов рака», «8 часов на сон», «10 подходов к здоровому образу жизни». За свои достижения в области профилактики заболеваний Union Pacific четырежды удостоена премии National Health Award и на протяжении 18 лет остаётся единственным её лауреатом среди железнодорожных компаний.

Европейский акцент
Схожий подход и в немецкой Deutsche Bahn. Её специализированная программа называется «Мир здоровья» и состоит из девяти модулей. Целью также является профилактика заболеваний, связанных с нездоровым образом жизни – недостатком физической активности, плохим питанием и стрессом. Сотрудники Deutsche Bahn имеют право на посещение спортцентров (360 точек по всей Германии) по корпоративным тарифам, проводятся оздоровительные семинары и дистанционные медицинские консультации, предоставляется качественное и здоровое питание. Во внутренней информационной сети компании есть специальный раздел, посвящённый здоровому образу жизни.

С 2000 года Deutsche Banh активно борется с никотиновой зависимостью работников. На эти цели выделен специальный бюджет, на средства из которого, в частности, уже десять лет спонсируется государственная антитабачная кампания Rauchfrei («Без дыма»). С сентября 2007 года в Германии законодательно запрещено курение в пассажирских поездах, что распространяется и на персонал. В самой компании не стали вводить тотальный мораторий, однако в отдельных подразделениях он действует. Сотрудники регулярно получают информацию о вреде курения, а также имеют возможность воспользоваться бесплатными курсами избавления от никотиновой зависимости.

Опыт Deutsche Bahn свидетельствует, что воспитание в людях персональной ответственности за состояние своего здоровья требует значительных усилий. Эту работу координирует Департамент здравоохранения и социальной политики. Подразделение объединяет усилия линейных менеджеров по здоровью и спорту, кадрового департамента и волонтёров из числа сотрудников по разработке базовых программ профилактики заболеваний, индивидуальных подходов к решению проблем конкретного работника, принципов пропаганды здорового образа жизни и планов внутренних коммуникационных кампаний.

К разработке и реализации конкретных программ привлекаются сторонние организации, например, Свободный университет Берлина. Корпоративный медицинский страховой фонд (BAHN-BKK) совместно с Vital-Kliniken и Фондом социальной поддержки железнодорожников (Stiftung Bahn-Sozialwerk) организует для работников санаторные курсы продолжительностью от 3 до 14 дней.

Для оценки эффективности оздоровительных программ в Deutsche Banh проводят регулярные внутренние исследования. Организован сбор данных о факторах риска (индекс массы тела, кровяное давление, уровень холестерина), поведенческих (питание, физическая активность) и психологических (мотивация, компетенция, сознательность) особенностях работников.

Компании из Восточной Европы пока не имеют столь же масштабных и комплексных профилактических программ. Тем не менее здесь также обращают внимание на отдельные элементы образа жизни, негативно влияющие на работоспособность сотрудников. Так, польская PKP CARGO совместно с Институтом медицины труда (Лодзь) при поддержке Европейской программы развития человеческого капитала провела исследование по выявлению факторов, негативно влияющих на психику. Сначала 3000 сотрудников различных территориальных подразделений PKP CARGO, представлявших 11 профессиональных групп, заполнили специальные анкеты. Специалисты провели обследование рабочих мест и процессов. Результаты были представлены совету директоров, представителям профсоюзов и госбюро по управлению человеческими ресурсами. Эти данные легли в основу корпоративной программы по защите от стресса, получившей название «Здоровая компания» (Zdrowa Firma).
На все времена

ЮНЕСКО сохраняет уникальные железные дороги

Рубрики: Корпоративная культура
Идеальная поездка

Пассажиру нужен удобный поезд и пакет сервисов

Рубрики: Корпоративная культура
Шаг за шагом

О том, как внедряются нормы, закреплённые в Кодексе деловой этики ОАО «РЖД», журналу рассказали представители кадрового блока компании

Рубрики: Корпоративная культура
Технология перемен
Даниэл Денисон, Ph.D, профессор Международного института управленческого развития (IMD),

Строительство высокоэффективной организационной культуры в холдинге «РЖД»

Рубрики: Корпоративная культура
Хорошие манеры прибыльны
Елена Кунаева, генеральный директор Центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД»,

Эффективная деятельность немыслима без современных норм делового общения

Рубрики: Корпоративная культура

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости
Нассим Николас Талеб
«Чёрный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Издательство «КоЛибри» 2018 год
Прыгни выше головы
Маршалл Голдсмит
«Прыгни выше головы». Издательство «Олимп-Бизнес» 2017 год
Метод McKinsey. Как решить любую проблему
Итан М. Расиел
«Метод McKinsey. Как решить любую проблему». «Альпина Паблишер», 2017 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100