Потери потерь

Потери потерь

ОАО «РЖД» находится на пороге масштабной перестройки технологических процессов
Инновационное оборудование, высокопрофессиональные специалисты, современные системы мотивации, маркетинг и многое другое – всё это, безусловно, очень важно для современной организации, стремящейся оставаться эффективной. Однако, как показывает опыт крупнейших корпораций мира, без современной системы организации производства всё это просто не работает... 

Философия производственной системы

Модернизация отрасли под нужды экономики всегда была неотъемлемой задачей. Менялись эпохи, техника, скорости, климатические зоны работы – всё это учитывалось. К очередному этапу изменений пришли железнодорожники и сегодня. Повышение производительности труда, конкуренция за потребителя,  ориентация отрасли на нужды клиента – эти факторы требуют изменения производственных систем компании, их адаптации к современным условиям экономики.  

Для решения этой задачи РЖД выбрали систему «Бережливое производство», идеи которой сформулированы в Японии во второй половине прошлого века и с тех пор многократно подтверждались на предприятиях различных отраслей экономики (подробнее в следующей публикации). 

Её основные принципы – анализ потерь и их устранение. Деятельность любого предприятия можно классифицировать так: операции и процессы, добавляющие ценность для потребителя и не добавляющие. Последние и являются потерями. Например, конечному потребителю совершенно не нужно, чтобы готовый продукт хранился на складах.

Теория бережливого производства утверждает: в среднем 95% времени исполнения заказа  – это время ожидания, а это прямые убытки компании. Поэтому необходимо найти медленные процессы и постараться от них избавится.  Выделяется восемь основных видов потерь (см. справку на стр.13. – Ред.), от которых помогает избавиться бережливое производство. 

После их выявления выбирается инструмент борьбы с ними. Таких инструментов в арсенале производственной системы много, и зачастую они работают лишь в определённом сочетании. Среди них система ор­ганизации рабочего места, стан­дартные операционные процедуры, технология точно – вовремя и другие. 

Бережливое производство преследует три основные цели. Во-первых,  минимизировать потери времени, во-вторых, достичь  оптимального масштаба производства в соответствии с  потребностям рынка и, в-третьих,  уменьшить издержки и повысить качество продукции. 

Внедрение принципов бережливого производства – процесс, который занимает не один год. Первый шаг на этом пути – формализация карты потока создания ценности. Она позволяет оценить результативность тех или иных процессов, оценить затраты и потери каждого этапа. Затем необходимо создать инфраструктуру бережливого производства – дерево целей с указанием показателей в работе по всей иерархии процессов, включая управление. 

Вызов для увлечённых

Внедрение производственной системы на опытных полигонах железных дорог началось в ОАО «РЖД» в первом квартале 2010 года. Была создана нормативная база этого проекта: Концепция применения технологий бережливого производства в ОАО «РЖД», Программа поэтапного внедрения бережливого производства в ОАО «РЖД», Регламент управления Программой поэтапного внедрения бережливого производства в ОАО «РЖД» и показатели эффективности внедрения бережливого производства на пилотных подразделениях. 

Сначала внедрять бережливое производство начали 47 линейных предприятий сети на 6 пилотных дорогах. В 2011 году к ним присоединились ещё 63 предприятия. А в текущем  году в проекте участвуют уже 553 предприятия по 12 направлениям хозяйственной деятельности компании, представляя все дороги сети. 

На уровне холдинга создан аналитический комитет проекта внедрения бережливого производства. Ему предстоит оценивать проекты улучшений технологии работы структурных подразделений филиалов ОАО «РЖД». В дирекциях и филиалах внедрением бережливого производства занимаются специально созданные проектные офисы и экспертные группы во главе с главными инженерами. На уровне железных дорог сформированы аналогичные региональные рабочие группы, а координация этой работы возложена на проектные группы во главе с главными инженерами дорог.

Создается и IT-инфраструктура проекта, состоящая из трёх блоков – видеоконференции, сайт «Бережливое производство в ОАО «РЖД» в корпоративной сети Интранет и перспективная автоматизированная система сбора, подачи и оценки предложений по улучшению технологических процессов (АСУ «Бережливое производство»). В 2012 году запланировано провести 12 тематических видеоконференций с участием хозяйств, вошедших в проект. Формат селекторов поменяется: вместо отчётов участники проекта намерены проводить дискуссии. А АСУ «Бережливое производство», помимо предложений сотрудников компании по оптимизации производственных процессов, будет содержать базу типовых решений для предприятий холдинга. 

Ещё один блок работы – обучение персонала. Уже разрабатывается  система обучения технологиям бережливого производства. Проработана структура курса, который будет состоять из двух модулей – «Основы бережливого производства» для руководителей номенклатуры президента ОАО «РЖД» (1-й уровень корпоративных компетенций) и курс «Бережливое производство в ОАО «РЖД» (по направлениям хозяйственной деятельности). Развёртывание системы обучения позволит к 2013 году выйти на кумулятивное обучение, то есть когда работники компании, прошедшие обучение по одному из модулей, сами становятся «тренерами» на своих предприятиях. Данная процедура обучения уже реализована на полигоне Октябрьской дороги.

Но внедрение системы без инициативы сотрудников невозможно. Только создание ежедневного механизма пошаговой борьбы с потерями с вовлечением тех, кто трудится на предприятиях, позволит внедрить производственную систему по-настоящему, а не на бумаге. Чтобы добиться этого, людей необходимо мотивировать. Поэтому в 2011 году на сети появился конкурс «Лучшее подразделение в проекте «Бережливое производство в ОАО «РЖД». Для оценки качества конкурсных работ созданы комиссии на трёх уровнях управления – центральная, территориальная и отраслевая, – которые отбирают лучшие проекты.

РЖД находятся лишь в начале пути к полноценному внедрению всех принципов системы бережливого производства. Кстати, железнодорожники не одиноки в своём начинании: аналогичные процессы реализуются на сотнях крупнейших компаний страны и мира. Но большинство экспертов сходятся во мнении – аналогов у этого метода нет, а результаты говорят сами за себя. Независимо от отрасли внедрение бережливого производства сокращает время производственного цикла в 2–3 раза, снижает накладные расходы и затраты на обеспечение качества на 20–40%, увеличивает нормы валовой прибыли на 30%, операционной прибыли – в 2,0–2,5 раза. Собственные примеры предприятий компании, которые уже работают по этой системе, показывают, что годовая экономия на эксплуатационных расходах зачастую составляет миллионы рублей, а ресурсосбережение и снижение расхода топлива достигают в отдельных случаях 30–50%. 
От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Искусство войны
Сунь-Цзы
«Искусство войны». Издательство «Кладезь, АСТ» 2016 год
Маркетинг гений
Питер Фиск
«Маркетинг гений». издательство Университет «Синергия» 2018 год
Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем
Д. О’Коннор, А. Макдермотт
«Искусство системного мышления: необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100