Быстрый старт
Валентин Гапанович
Валентин Гапанович
старший вице-президент ОАО "РЖД"

Быстрый старт

Понимание того, что стране необходимы высокоскоростные пассажирские магистрали,
у железнодорожников было ещё в 60-е годы прошлого века. В силу ряда причин
тогда многим идеям и разработкам было не суждено реализоваться. Сегодня
же Россия навёрстывает упущенное: развитие ВСМ является одним из основных
отраслевых трендов  
Любопытно, что основным катализатором развития высокоскоростного железнодорожного движения в XXI веке стал... спорт. Предстоящие громкие спортивные события – XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в Казани, зимняя Олимпиада в Сочи в 2014 году и чемпионат мира по футболу в 2018 году – заставили говорить о повышении скоростей как о насущной необходимости, без которой провести мировые события будет невозможно. 

Концепция для чемпионов

Если о первых двух событиях страна знает давно и готовится к ним, то о том, что чемпионат мира пройдёт именно в России, мы  узнали лишь в прошлом декабре. После того как стало известно, в каких именно городах будут проходить матчи, мы достаточно быстро определились с основными направлениями работ по транспортному обеспечению ЧМ-2018. Очень помогло то, что в компании в 2006 году была разработана «Программа развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного движения в России», а также «Стратегия развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года». Во многом те направления, которые были предусмотрены в указанных документах, совпали с магистралями, которые связывают города, где планируются матчи мирового первенства.

Оперативно был выбран разработчик Концепции модернизации и развития железнодорожной инфраструктуры в связи с проведением чемпионата. Им стал Институт экономики и развития транспорта (ОАО «ИЭРТ»), определены субподрядные организации. На начальной стадии разработки документа возникли определённые проблемы с выбором единого подхода к определению потребностей в развитии железнодорожной инфраструктуры, особенно в крупных транспортных узлах, и уровней скоростей на рассматриваемых направлениях. Кроме того, возникла необходимость самостоятельно определить, сколько пассажиров будет перемещаться железнодорожным транспортом в рамках ЧМ-2018. Смежники обещали назвать уточнённые данные лишь после 2013 года, что, разумеется, слишком поздно, если мы хотим качественно подготовить транспортную инфраструктуру к чемпионату. 

При разработке концепции широко исследовался опыт проведения подобных соревнований в ЮАР, Германии и США. Мы проанализировали все передвижения команд и болельщиков в указанных странах, посмотрели статистику объёмов таких передвижений, принимали во внимание размещение и заполнение будущих стадионов и фан-зон в городах проведения матчей. Все эти параметры учтены.

Между тем, учитывая сжатые сроки, отведённые на подготовку ЧМ-2018, а также ограничения в инвестициях, основной упор сделали на реконструкцию существующих линий. Эти мероприятия наименее капиталоёмкие и достаточно быстро реализуемые. К чемпионату мы реально успеваем реализовать проект строительства ВСМ только между двумя крупнейшими мегаполисами –  Москвой и Санкт-Петербургом, – хотя в Концепции предусматривается сооружение ВСМ между Москвой и Казанью, а также Казанью и Екатеринбургом. 

Кроме того, предусмотрено развитие скоростного движения в сообщениях: Москва – Адлер (160–200 км/ч), Москва – Нижний Новгород (200 км/ч), Москва – Ярославль (160 км/ч). К 2018 году предусмотрено связать скоростными поездами Москву с Киевом и Минском для доставки туристов и болельщиков из стран Центральной и Западной Европы на матчи чемпионата. 

По нашим подсчётам, инвестиции в реализацию проектов по усилению существующей инфраструктуры составляют 835 млрд руб., из этой суммы на организацию скоростного движения предусматривается 432 млрд руб. Суммарная стоимость организации высокоскоростных пассажирских перевозок по максимальному варианту составляет 2,5 трлн  руб., а общая потребность в инвестициях на реализацию концепции с учётом высокоскоростного движения может составить около 3,35 трлн руб. Эти затраты включают в себя приобретение нового подвижного состава, организацию интермодальных перевозок по маршрутам аэропорт – город, реконструкцию вокзальных комплексов и другие.   

Необходимо отметить, что направления железнодорожной сети, где будут курсировать скоростные поезда, должны быть подготовлены не только в целях транспортного обеспечения чемпионата мира. После его проведения движение на этих скоростях здесь сохранится. Соответственно, мы предусмотрели различные варианты его организации в увязке с грузовым движением на сети. В одном случае это строительство дополнительных главных путей на существующем направлении, в другом –  отклонение грузового потока на параллельные ходы и ряд других мер. 

После разработки концепция была представлена на заседании Научно-технического совета ОАО «РЖД» в июне этого года. Затем документ был доработан и направлен в Минтранс для представления в Правительство РФ. 

Учитывая сложность задачи и значимость этой разработки, в целом мы довольны тем, как потрудились разработчики. Выполнен значительный объём исследовательской работы с достаточной глубиной проработки. Большую роль сыграло и то, что в ОАО «РЖД» имеются серьёзные наработки по организации скоростного движения. Однако нужно учитывать тот факт, что окончательный список городов – участников чемпионата будет определён в начале 2013 года. Он будет отличаться от рассматриваемого в концепции на два-три города в сторону сокращения. Кроме того, во многом решения, касающиеся транспортного обеспечения ЧМ-2018, будут зависеть от уровня бюджетного финансирования. Поэтому говорить о завершении концептуальной разработки проекта развития высокоскоростного движения пока рано. 

Спортивные резервы

Теперь о том, что касается более близких по времени проведения мероприятий – XXVII Всемирной летней универсиады в Казани и XXII Олимпийских игр в Сочи. ОАО «РЖД» разрабатывает инвестиционный проект «Организация интермодальных перевозок от железнодорожной  станции Казань до международного аэропорта Казань». Он предусматривает реконструкцию существующего железнодорожного участка Казань – Тихорецкая – Аэропорт и строительство железнодорожного терминала в аэропорту. Общая протяжённость участка составляет 26,5 км. Перевозка авиапассажиров будет осуществляться со скоростью до 140 км/ч, время хода аэроэкспресса составит 20 минут. Линия также предназначена для обеспечения пригородного сообщения, время хода поезда с остановками – 25 минут. В настоящее время развёрнуты работы по реконструкции верхнего строения пути от станции Казань-Пассажирская до международного аэропорта Казань, завершиться они должны в 2012 году. Начаты работы по строительству терминала в самом аэропорту для пассажиров поездов «Аэроэкспресс», а также выполняется реконструкция вокзального комплекса станции Казань.

Про сочинские проекты уже было сказано немало. Это, напомню, «Совмещённая (автомобильная и железная) дорога Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством второго сплошного железнодорожного пути Сочи – Адлер – Весёлое».  Уже сейчас степень готовности объекта оценивается в 68%. Кроме того, в рамках проекта развёрнуты работы по реконструкции и строительству нового пассажирского вокзала Адлер, а также новой станции с терминалом Олимпийский Парк. Реализация проекта началась в июне 2008 года, а закончить его планируем в  апреле 2013-го. 

В 2009 году построены и сданы в эксплуатацию за счёт средств ОАО «РЖД» два железнодорожных грузовых двора Имеретинской низменности суммарной мощностью 15 млн тонн в год.

В рамках проекта «Железнодорожная линия от Туапсе до Адлера» проведены изыскательские работы, ведётся реконструкция со строительством двухпутных вставок общей протяжённостью 30,3 км по этапам Туапсе – Шепси, Шепси – Водопадный, Водопадный – Лазаревское, Лазаревское – Чемитоквадже, Якорная Щель – Лоо, Дагомыс – Сочи, Сочи – Мацеста, Мацеста – Хоста, Хоста – Адлер. Степень готовности этого объекта ещё выше – 74%. Ввод в эксплуатацию объектов будет проводиться по перегонам и завершится в апреле следующего года.  

В наибольшей степени готовности – железнодорожная линия от Адлера до аэропорта Сочи. Сдать её в эксплуатацию предполагается в марте 2012 года. 

Начаты также проектные и изыскательские работы для пассажирских терминалов железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста. Они реконструируются в том числе и с целью их адаптации для  лиц с ограниченными физическими возможностями. Ввести их в эксплуатацию мы планируем в августе 2012 года.

Догнать и перегнать

Между тем необходимо признать: нам ещё предстоит преодолеть имеющееся техническое и технологическое отставание России от передовых стран мира по уровню развития железнодорожной техники, ведь используемые в настоящее время электропоезда отечественных серий устарели физически и морально. 

Начало этому уже положено. ОАО «РЖД» совместно с компанией «Сименс АГ» с января 2010 года ведёт работу по созданию в России нового производства по выпуску электропоездов с асинхронной системой тяги на базе серии Desiro Rus («Ласточка»). Эти электропоезда предназначены для транспортного обслуживания пассажиров во время проведения Олимпийских игр 2014 года в Сочи.  А 7 сентября этого года в рамках III Международного салона железнодорожной техники и технологий «ЭКСПО 1520» в Щербинке был подписан договор на поставку электропоездов «Ласточка» между ОАО «РЖД» и ООО «Сименс технологии поездов», которое является совместным предприятием ЗАО «Группа Синара» и «Сименс АГ». С 2015 по 2020 год будет поставлено 1200 вагонов.  

В течение двух лет ОАО «РЖД»  с компанией «Сименс АГ» решали многочисленные вопросы технического, экономического и правового характера. Было подготовлено и подписано шесть меморандумов и соглашений, определяющих порядок и условия заключения вышеуказанного договора и конкретизирующих дальнейшую деятельность при локализации производства электропоездов. Также была разработана концепция локализации производства электропоездов, проведён всесторонний анализ ряда потенциальных производственных площадок, по результатам которого выбрана наиболее подходящая площадка – ООО «Уральские локомотивы» в Верхней Пышме (Свердловская обл.).

Создание СП по производству электропоездов «Ласточка» ориентировано на заполнение и расширение рыночной ниши электропоездов нового поколения, отвечающих мировым требованиям к комфорту, безопасности и скорости перевозок. Уровень локализации производства должен достичь к 2017 году не менее 80%. Этот показатель является базой для реализации трансферта инновационных зарубежных технологий в транспортное машиностроение РФ. Мощность совместного предприятия рассчитана на выпуск до 200 вагонов в год. 

Технологический трансферт с привлечением глобальной зарубежной машиностроительной компании станет первым примером СП с комплексным производством – от минимальных конструкционных элементов до создания готовой продукции на территории России. 
Работу, проводимую РЖД по организации в стране новой производственной площадки для изготовления электропоездов серии Desiro Rus, по праву можно считать одним из важнейших стратегических направлений развития не только нашей компании, но и всего российского железнодорожного машиностроения. Подготовка множества российских предприятий в структуре ОАО «РЖД» и вне её к производству комплектующих для электропоездов серии «Ласточка», соответствующих западным образцам машиностроительной продукции, стимулирует инвестиции в модернизацию производства и частичную переподготовку персонала данных предприятий. 

Для всех и каждого

Говоря о технологическом и инновационном прорыве, который связан с развитием ВСМ, нельзя забывать и о том, что скоростные и высокоскоростные железнодорожные магистрали будут играть важную роль в социально-экономическом развитии страны. Они станут катализатором экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, развития транспортных коммуникаций, повышения мобильности и качества жизни населения. Достижение таких стратегических целей является одной из основных задач государства. 

Поэтому при принятии решений в отношении проектов скоростного и высокоскоростного движения государство должно ориентироваться в том числе на социально-экономические эффекты, ожидаемые от их реализации. Как свидетельствует международный опыт, такие масштабные проекты транспортной инфраструктуры создают существенные положительные социально-экономические эффекты как на уровне отдельных регионов, находящихся в зоне их тяготения, так и на уровне страны в целом.

В первую очередь выгоду ощутят на себе пассажиры за счёт лучших пользовательских характеристик ВСМ по сравнению с другими видами транспорта. Благодаря переводу пассажиропотока на новые линии снизится загруженность транспортных магистралей, что создаст предпосылки для количественного и качественного роста пассажирских, в частности пригородных, и грузовых перевозок на существующих дорогах. Увеличение занятости населения и повышение производительности труда благоприятно скажутся на общей экономической ситуации и будут способствовать дальнейшему развитию регионов. 

Кроме того, ожидается снижение негативного воздействия на окружающую среду из-за сокращения выбросов углекислого газа и других загрязняющих веществ в атмосферу. Понизится и уровень акустического воздействия. 

Предварительно выполненный анализ показывает, что реализация проектов ВСМ приведёт к значительным социально-экономическим эффектам, размер которых оправдывает масштабные инвестиции в их реализацию. 

ХРОНИКА СОБЫТИЙ

1960–1970 годы. Отраслевые институты СССР изучают возможность качественного улучшения работы пассажирского хозяйства железнодорожного транспорта. Учёные приходят к выводу, что требуемый эффект может дать строительство отдельных высокоскоростных пассажирских линий со скоростью движения поездов 250 км/ч, в первую очередь на полигоне Центр – Юг или Москва – Кавказ, Крым.

1975 год. Научно-технический совет МПС признал целесообразность разработки технико-экономическое обоснования (ТЭО) данного проекта. Однако обстановка в стране в то время не позволила заняться строительством новой магистрали.

1988 год. Утверждена Государственная научно-техническая программа «Высокоскоростной экологически чистый транспорт». В рамках её выполнения ВНИИЖТом был подготовлен научный проект, в котором было обосновано создание ВСМ.

1988–1990-е годы. Ведётся активное обсуждение темы высокоскоростного движения: проводятся научно-практические конференции, публикуются статьи и т.д. Ленгипротранс начал работу по подготовке ТЭО проекта ВСМ Ленинград – Москва под скорость 300–350 км/ч.

1991 год. В марте Государственная экспертная комиссия Госплана СССР признала перспективность разработки идеи ВСМ Ленинград – Москва в качестве самостоятельной научно-технической проблемы. Вопрос реализации этого проекта поставлен на повестку дня коллегии МПС.

1991 год. 13 сентября Президент РФ Борис Ельцин подписал Указ «О создании высокоскоростной пассажирской железнодорожной ма­гистрали Санкт-Петербург – Москва». Для его реализации было образовано РАО ­«Высокоскоростные магистрали».

1990-е годы. По проекту ВСМ ведётся активная работа. Разрабатывается и реализуется основной инвестиционный механизм строительства (привлечение частного капитала под госгарантии). Проводятся государственные и общественные экспертизы. Начинается строительство ряда объектов (вокзальный комплекс в Санкт-Петербурге), а также подготовка под застройку участка трассы Санкт-Петербург – Новгород. 
Велись проектирование, строительство и обкатка отечественного высокоскоростного поезда «Сокол». Однако из-за дефолта 1998 года целый ряд работ по проекту был свёрнут.

2006 год. 4 июля Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил создание дочернего общества «Скоростные магистрали».

2009 год. В апреле технико-экономический совет ОАО «РЖД» принял ряд решений по дальнейшей работе, в частности проектированию трассы по западному варианту. Примерно в это же время проект был внесён в стратегические государственные программы – «Транспортную стратегию РФ» и «Стратегию развития железнодорожного транспорта в РФ до 2030 года».
17 декабря состоялось открытие скоростного движения и запуск электропоездов «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург.

2010 год. В марте Президент РФ Дмитрий Медведев подписал Указ «О мерах по организации движения высокоскоростного железнодорожного транспорта в РФ».  Правительству предписывается до конца года утвердить комплекс первоочередных задач, включая нормативные, технические, финансовые, кадровые, организационные и иные аспекты. Единственным исполнителем по осуществлению функций заказчика при проектировании ВСМ является ОАО «РЖД».
С 30 июля открыто движение «Сапсанов» на маршруте Москва – Нижний Новгород. 
12 декабря было открыто скоростное сообщение на направлении Санкт-Петербург – Хельсинки, запущены скоростные электропоезда «Аллегро».

2011 год. В августе Правительство РФ своим распоряжением утверждает план мероприятий по реализации проектов движения высокоскоростного железнодорожного транспорта.  

Концепция модернизации пассажирского движения и инфраструктуры сети ОАО «РЖД» в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 года
10_map.jpg
От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Библиотека Корпоративного университета РЖД

Принципы. Жизнь и работа
Рэй Далио
«Принципы. Жизнь и работа». Издательство Манн, Иванов, Фербер 2019 год
Теория поколений. Необыкновенный Икс
Евгения Шамис, Евгений Никонов
«Теория поколений. Необыкновенный Икс». Издательский дом университета «Синергия» 2017 год
От хорошего к великому
Джим Коллинз
«От хорошего к великому». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2007 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100