Расчёт по браку
Валентин Гапанович
Валентин Гапанович
старший вице-президент ОАО "РЖД"

Расчёт по браку

Усиление рекламационной работы как способ мотивации производителей к улучшению
качества.
На сети сложилась тревожная ситуация с нарушениями безопасности движения из-за отказов технических средств, которые негативно сказываются на результатах эксплуатационной работы ОАО «РЖД». Ущербы от изломов боковых рам уже в текущем году составляют несколько десятков миллионов рублей, причём 90% – это затраты ОАО «РЖД» на восстановление инфраструктуры. 

Исходя из этого, принят целый ряд новых решений, которые, с одной стороны, должны улучшить качество и надёжность элементов инфраструктуры, подвижного и тягового состава, а с другой – обеспечить проведение предупредительных мероприятий, в том числе усиление рекламационной работы.

В феврале прошлого года данный вопрос обсуждался на заседании правления ОАО «РЖД», посвящённом надёжности технических средств. Был утверждён специальный стандарт компании о рекламационной работе. Фактически была создана новая нормативная база, потребовавшая сформировать более предметный подход к рекламационной работе. Перед линейными предприятиями была поставлена задача составлять акты по каждому случаю отказа технических средств без исключений. В результате число актов рекламаций, предъявляемых заводам-изготовителям и предприятиям по ремонту подвижного состава, резко увеличилось. Так, в 2010 году по локомотивному комплексу было предъявлено 1274 рекламации, а за 5 месяцев 2011 года – уже 1787. В 2010 году количество актов рекламаций, предъявленных заводам – изготовителям грузовых вагонов и комплектующих к ним, составило 1896, за 4 месяца 2011 года – 2148. Компания рассчитывает, что усиление рекламационной работы переломит негативные тенденции в области безопасности движения и качества продукции. Если раньше, имея небольшое количество рекламаций,  предприятия считали, что их техника служит практически безупречно, то сегодня они реальнее оценивают её состояние и принимают меры к повышению надёжности.

Следует отметить, что ситуация с рекламационной деятельностью внутри компании неоднозначна, необходимо введение экономической мотивации персонала. Сегодня деньги, которые РЖД получают от производителей по выставленным претензиям, поступают в нереализационные доходы компании и никак не влияют на эффективность работы персонала. Однако, если бы средства, возмещённые по рекламациям, влияли на размер премий, а убытки, не взысканные с производителей за качество поставленной продукции, сказывались бы на размере заработка сотрудников эксплуатационных служб, это мотивировало бы персонал активнее заниматься рекламационной работой. В данный момент такая практика отсутствует. 

Не секрет, что не все изымаемые на сети комплектующие и компоненты инфраструктуры в пределах гарантийной ответственности изготовителей оформляются рекламациями. Чтобы переломить ситуацию, тоже нужен мотивационный механизм. Он должен стимулировать линейные предприятия не сдавать в металлолом продукцию с дефектами, а направлять её предприятиям-бракоделам вместе со штрафными санкциями за косвенные убытки, понесённые компанией. Бывает, что виновное предприятие присылает запчасти в депо для ремонта и на этом процесс прекращается. Но компания несёт потери из-за каждого случая отказа технических средств – от расходов на замену вышедших из строя запчастей, которые раньше вообще никем не возмещались, до убытков из-за простоя техники , отставленной от эксплуатации. Необходимо стремиться к полному возмещению изготовителем всех убытков, понесённых РЖД из-за браков со стороны изготовителей технических средств.

Есть и другая проблема. Сегодня рекламационная работа в большей степени базируется на обеспечении безопасности движения. И порой работник эксплуатационной службы, видя отказ технического средства, необоснованно списывает его на то или иное предприятие-изготовитель. Когда же начинается рекламационный процесс, то выясняется, что данное предприятие не виновно. Таких случаев достаточно много. Например, случай с отказами буксовых узлов из-за нагревов букс. Первоначально ответственность за проблему была возложена на изготовителей. Когда же компания начала разбираться в причинах произошедшего, то либо ответственность ряда предприятий давно закончилась, либо отказ конкретного буксового узла произошёл не по вине изготовителя. Поэтому необходимо создание системы отнесения отказов на виновное лицо, а не на кого придётся. 

Конечная цель всей проводимой работы – снизить до минимума количество отказов технических средств и браков в работе предприятий. На сегодняшний момент только формируется база с полной информацией о том, насколько часто отказывает та или иная серия локомотива. Да, у всякой техники есть пределы надёжности, и отказы за рамками этого предела – неизбежное явление. Но зачастую бывает и так, что и эти нормы не соблюдаются. Поэтому внедрение различных информационных систем позволит в большей степени контролировать отказы технических средств и вводить их в нормативные рамки. 

Сложнее ситуация с грузовыми вагонами. В рекламационном процессе в этой сфере участвуют как минимум три стороны – владелец инфраструктуры, собственник вагона и изготовитель, а зачастую ещё и оператор. В связи с этим действующее законодательство предусматривает многоступенчатое предъявление исков. Сложность процедуры зачастую мешает прямой ответственности виновного в отказе. Однако эта проблема постепенно решается. В настоящее время Ространснадзор готовит рекомендации, в которых будут чётко расписаны обязанности всех участников перево­зочного процесса при отказах грузовых вагонов. Надеемся, что этот документ появится уже осенью этого года. 

Нельзя не отметить, что сами изготовители и ремонтные предприятия адекватно реагируют на требования о повышении качества и надёжности техники. Уже намечены планы по реализации совместных инновационных программ, гармонизации стратегий технического развития, консолидации усилий производителей по внедрению современных инновационных технологий и требований стандарта IRIS. Главное же, постепенно удаётся переходить на клиентские принципы работы с машиностроителями, они начинают внимательнее прислушиваться к нам, своим потребителям. И я считаю, что это со временем в корне поменяет ситуацию в отечественном железнодорожном машиностроении, сделает его эффективным и конкуренто­способным.

От двери к двери

Мультимодальные перевозки позволяют стыковать маршруты разных видов транспорта

Рубрики: Технологический процесс
Генерация прибыли

Разработка и внедрение скоростных фитинговых платформ с автономной системой электроснабжения – инновационный путь развития перевозок скоропортящихся грузов

Рубрики: Технологический процесс
Общая тревога

Для многих железнодорожных компаний Европы проблемы в экономике стали поводом перенастроить бизнес

Рубрики: Технологический процесс
Рама выходит боком

Проблема качества литья грузовых вагонов обостряется. Этот год стал рекордным по числу инцидентов, произошедших из-за дефектных деталей

Рубрики: Технологический процесс
Пассажиры пересядут на поезд

Эксперты предрекают Европе железнодорожный бум

Рубрики: Технологический процесс

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство
Кен Бланшар, Патриция Зигарми, Дреа Зигарми
«Одноминутный менеджер и Ситуационное руководство». Издательство «Попурри» 2018 год
Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства
Джон Уитмор
«Коучинг. Основные принципы и практики коучинга и лидерства». Издательство «Альпина Паблишер» 2022 год
Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется
Томас Эриксон
«Кругом одни идиоты. Если вам так кажется, возможно, вам не кажется». Издательство «Бомбора» 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100