В начале августа состоялось ежегодное заседание Координационно-технического совета (КТС) ОАО «РЖД» по техническим средствам, технологиям и методам неразрушающего контроля (НК) узлов и деталей подвижного состава и инфраструктуры.
КТС действует с 2005 года. В сферу его компетенции входят вопросы, связанные с научно-технической деятельностью, определением приоритетных направлений развития, формирования условий для совершенствования системы и нормативной базы ОАО «РЖД» в области неразрушающего контроля.
«Каждый год реализуются десятки решений КТС, позволяющих увеличивать пропускную способность и снижать потери от задержки поездов, эксплуатационные расходы за счёт развития средств неразрушающего контроля. Только по итогам прошлогоднего заседания реализовано 23 решения. В 2022 году в рамках выполнения плана научно-технического развития в области неразрушающего контроля выполнено пять ключевых работ, среди которых разработка Концепции развития системы диагностирования, определяющая целевую модель до 2030 года», – говорит ведущий специалист Департамента технической политики Ярослав Климов.
Среди рассмотренных в этом году вопросов можно выделить несколько важнейших, определяющих дальнейшее развитие технологий и систем неразрушающего контроля в ОАО «РЖД».
Компетенции и кадры
Для реализации планов и решений в области НК в прошлом году на базе ВНИИЖТа был создан Центр неразрушающего контроля и технической диагностики. Уже сегодня он осуществляет организацию и проведение работ по экспертизе и согласованию проектов нормативной и технической документации по неразрушающему контролю продукции железнодорожного назначения.
А в перспективе функционал центра будет дополнен мониторингом отказов средств неразрушающего контроля и выработкой рекомендаций по их усовершенствованию, разработкой всей нормативной базы и средств неразрушающего контроля, аттестацией и обучением специалистов. По сути, он станет центром компетенций РЖД по неразрушающему контролю, сможет аккумулировать предложения сторонних разработчиков, проверять их на годность для применения в условиях железнодорожного транспорта, предлагать свои технические и технологические идеи.
По итогам заседания предложено разработать дорожную карту развития центра.
Возглавлявший заседание заместитель начальника Департамента технической политики Артур Акопян обратил внимание на необходимость развития кадрового потенциала в сфере НК.
В рамках планов по организации переподготовки работников в 2022–2023 годах десять работников Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры (ЦДМ) Центральной дирекции инфраструктуры обучены по программе «Приборы и методы контроля качества и диагностики».
В 2023–2024 годах ещё семь работников ЦДМ будут обучены по программе «Приборы и методы контроля качества и диагностики». Однако такое количество выглядит недостаточным, и подразделениям ОАО «РЖД», использующим системы НК, необходимо думать над обеспечением квалифицированными кадрами перспективных проектов.
Новое в дефектоскопии
Стоит отметить, что технические средства и технологии неразрушающего контроля используются в компании во всех производственных сферах. И они постоянно развиваются. Так, КТС рассмотрел несколько технических решений и предложений производителей, в числе которых были и испытания вихретокового многоканального дефектоскопа ЭМД-2, прошедшие 2 августа на полигоне Московской дороги.
Вихретоковый контроль – электромагнитный метод дефектоскопии. Прибор создаёт индукционные (вихревые) токи, электромагнитное поле которых рассеивается в местах трещин и других дефектов.
Как рассказал заместитель начальника ЦДМ Сергей Пономарёв, вихретоковая технология обнаружения дефектов широко применяется РЖД при диагностике подвижного состава, а в рельсовом хозяйстве такой опыт был первым.
Сканирующее устройство вихретокового дефектоскопа было установлено вместе с ультразвуковыми преобразователями в составе одной искательной системы на самоходном путеизмерительно-дефектоскопическом комплексе «Север» № 14.
«Результаты опытного применения технологии в путевом комплексе обнадёживающие. Однако прибор пока не готов для промышленного использования. Будем работать с производителем, чтобы довести его до необходимых характеристик и применять при неразрушающем контроле рельсового полотна», – говорит Сергей Пономарёв.
Координационно-техническому совету была представлена и новая технология ультразвукового контроля. Мобильный диагностический комплекс «Спринтер-интеграл-2» № 300Л оборудовали двумя независимыми системами дефектоскопии «Эхо-комплекс-3» и «Эхо-комплекс-3.1» с 72 ультразвуковыми и 4 магнитными каналами на двоих. Самостоятельная работа каждого дефектоскопа позволила прозвучивать рельс под разными углами, что повысило качество сигнала в зоне болтового стыка (наиболее сложной для мобильной ультразвуковой диагностики части рельса) на 33%, а вне зоны стыка – на 100%. Таким образом, применение двух «Эхо-комплексов» снижает число непроконтролированных участков пути в зоне стыка на 29%, а вне её – на 31%.
Сегодня диагностика пути ведётся с помощью ультразвука. При этом на сети имеются непроконтролированные участки, на которых контроль мобильными средствами, идущими на скорости 60 км/ч и более, становится невозможен из-за отклонений в содержании пути, мешающих правильному прохождению ультразвуковых сигналов. Проверять такие отрезки приходится с помощью съёмных средств – дефектоскопных тележек. С целью увеличения возможностей мобильной диагностики и разрабатываются новые методы дефектоскопии, развиваются технологии ультразвукового сканирования рельсового полотна.
В распоряжении Дирекции диагностики и мониторинга инфраструктуры имеются диагностические комплексы, вагоны-дефектоскопы, дефектоскопные автомотрисы, съёмные средства диагностики, осуществляющие неразрушающий контроль верхнего строения пути. С их помощью в первой половине года проверено более 1 млн км, выявлено более 13 тыс. остродефектных рельсов, каждый из которых мог привести к транспортному происшествию.
Проверка на ходу
По данным главного инженера Управления вагонного хозяйства (ЦВ) ЦДИ Дмитрия Чупахина, сегодня в структурных подразделениях ЦВ на 22 участках НК эксплуатируются 279 дефектоскопов и дефектоскопных установок – 82 ультразвуковых, 89 вихретоковых, 108 магнитопорошковых. Одно из самых перспективных направлений – развитие систем диагностики вагонов на ходу поезда, предполагающее, в частности, разработку бортовых и стационарных средств диагностики буксовых узлов и поверхности катания колёс вагонов на ходу поезда.
![](/upload/imgs_pult/2023/_93_6.jpg)
Важным вопросом является автоматизация обработки данных, получаемых от систем неразрушающего контроля. На заседании КТС было предложено инициировать разработку технического задания на создание автоматизированной системы неразрушающего контроля и подать заявку на включение данного продукта в программу цифровизации ОАО «РЖД».
При этом ЦДМ уже ведёт поиск решений по автоматической расшифровке дефектограмм.
Согласно планам, данные от разных средств диагностики будут отправляться в модуль преобразования в унифицированный формат универсального ПО для автоматической расшифровки дефектограмм, откуда после обработки информация поступит в Единую корпоративную автоматизированную систему управления инфраструктурой.
«Развивая технологии неразрушающего контроля, мы создаём систему, которая позволяет на ранней стадии обнаружить дефекты и не допустить отказов технических средств, способных повлечь грубые нарушения безопасности движения, привести к сбоям в перевозочном процессе», – говорит заместитель начальника Департамента технической политики ОАО «РЖД» Артур Акопян.
Александр Зубов