Неустойчивое равновесие

Неустойчивое равновесие

Рост экспорта позволит поддержать стабильность на рынке грузоперевозок
Значительная часть грузовладельцев, производителей вагонов и операторов подвижного состава оценивает ситуацию на рынке железнодорожных грузовых перевозок как стабильную. Участники рынка отмечают лишь локальную нехватку парка в отдельно взятых районах погрузки. Равновесие поддерживается благодаря сбалансированному спросу и предложению на новые вагоны, а также благоприятной конъюнктуре на рынке, прежде всего росту цен на уголь.

Как долго продержится баланс, сменится ли дефицит парка профицитом, сохранится ли спрос на грузовые вагоны – ответы на эти вопросы искали участники XII конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов», состоявшейся 29–30 сентября.


Локальный дефицит

Состояние и перспективы изменений на рынке железнодорожных грузовых перевозок оценили участники опроса, проведённого Институтом проблем естественных монополий (ИПЕМ) и MAXconference, компанией – организатором конференции «Железнодорожные перевозки горно-металлургических грузов».

В роли респондентов выступили участники мероприятия – руководители угольных и металлургических компаний, операторы грузовых вагонов и вагоностроители. Большая часть участников опроса – 80% – отметили, что сейчас на сети сохраняется дефицит парка, прежде всего полувагонов и фитинговых платформ. С проблемами дефицита парка не сталкивались только 8% опрошенных, но дефицит носит локальный характер. Участники рынка отмечают, что наиболее остро он ощущается в Центральной Сибири (31%), а также в отдельных регионах европейской части России (20%). Большинство участников опроса уверены, что причина этого дефицита состоит в том, что вагоны задействованы не совсем оптимально.

Дефицит вагонов на рынке и рост спроса на новые вагоны влечёт за собой увеличение ставки их аренды. Так, 96% респондентов отметили, что с начала этого года ставка аренды полувагонов увеличилась и в среднем по рынку достигла в сентябре 2021 года уровня 1527 руб. в сутки.


Дело в парке

На стабильность бизнеса операторов влияют объёмы производства вагонов. В 2013–2015 году рынок столкнулся с высоким профицитом парка не только из-за падения объёма погрузки, но и из-за перепроизводства подвижного состава. Ставки операторов тогда падали до 300 руб. в сутки. Проблему удалось купировать запретом на продление сроков эксплуатации вагонов: в 2015–2016 годах было списано порядка 225 тыс. вагонов. Профицит на операторском рынке сократился, спрос на вагоны превысил предложение, и в 2017 году ставки поднялись до 1500–1700 руб. в сутки.

Увеличение дефицита влечёт не только повышение ставок, но и спрос на новые грузовые вагоны. Так, 58% опрошенных отмечают увеличение спроса на новый подвижной состав с начала года. О наличии планов покупки новых типовых и инновационных полувагонов указывают по 17% респондентов соответственно. Опасения вагоностроителей о снижении спроса на вагоны не подтверждаются – сегодня он остаётся стабильно высоким.

Одновременно растёт выпуск грузовых вагонов. Как отметил заместитель генерального директора ИПЕМа Владимир Савчук, в 2021 году объём выпуска грузовых вагонов достигнет 59–61 тыс. единиц, что на 7% больше, чем в 2020 году. За восемь месяцев 2021 года было выпущено 39,9 тыс. вагонов (на 9,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года).

По его мнению, положительная динамика объёмов выпуска грузовых вагонов пока просматривается только в краткосрочном периоде. Он объясняет это заменой парка на инновационные полувагоны, срок службы которых почти в полтора раза дольше обычных – 32 года вместо 22 лет. Таким образом, производители вагонов с увеличенным сроком службы сами сокращают спрос на них в среднесрочной перспективе.

ИПЕМ прогнозирует, что рынок новых вагонов в 2022–2027 годах будет сокращаться в среднем на 1% в год. Для его насыщения вагоностроителям будет достаточно выпускать по 44,1 тыс. вагонов в год, то есть на 22,8% меньше, чем в 2020 году, и на 44,6% меньше, чем в рекордном 2019 году (79,6 тыс. единиц). При этом выпуск полувагонов, по оценкам ИПЕМа, будет сокращаться в среднем на 6,6% в год, фитинговых платформ – на 6,3% в год, а рынок цистерн, напротив, будет расти на 7,7% в год из-за высоких объёмов предстоящего списания.

Владимир Савчук отмечает, что спрос на вагоны обеспечивается ростом перевозок угля, чёрных металлов, удобрений и контейнеров, но эффект от влияния внешней конъюнктуры для вагоностроителей будет скоро исчерпан, а далее ожидается перегрев рынка, в первую очередь в сегменте полувагонов и платформ, и, как следствие, ожидается снижение ставок операторов и снижение заказов на новые вагоны. Но, по прогнозам эксперта, это произойдёт после 2025 года.


Кризис обнадёживает



Многие участники опроса (79%) разделяют опасения Владимира Савчука о предстоящем в ближайшие пять лет росте профицита, особенно в сегменте полувагонов. Однако высокая грузовая база позволяет не сильно волноваться. Более 90% участников опроса ИПЕМа ожидают увеличения объёмов перевозок горно-металлургических грузов, и не только в полувагонах. 32% уверены, что до 2030 года контейнеризация в сегменте превысит 10%, то есть спрос на платформы для перевозки контейнеров также сохранится.

По оценке руководителя Департамента угольной промышленности Экспертно-аналитического центра ТЭК Минэнерго Максима Чурсина, в 2021 году ожидается рост добычи российского угля на 5,7%. Основным драйвером является экспорт, который вырастет на 7,4%. По оптимистическому сценарию Минэнерго, до 2035 года экспорт российского угля должен увеличиться на 181 млн тонн (или на 85,8% по отношению к показателям 2020 года). По консервативному сценарию – на 22,7%, или на 48 млн тонн.

Эксперты ожидают, что рост экспортных поставок твёрдого топлива поддержит позитивную динамику рынка грузоперевозок. Наиболее перспективным направлением останется восточное – ожидаемые объёмы прироста экспортных поставок к 2035 году оцениваются Минэнерго в диапазоне от 69 млн тонн (на 57% по отношению к 2020 году) до 140 млн тонн (в 2,2 раза по отношению к показателям 2020 года). Оценки экспортного потенциала в западном направлении несколько скромнее. По консервативному сценарию, в 2035 году экспорт российского угля должен уменьшиться за счёт снижения спроса у европейских потребителей на 54,4% по отношению к показателям 2020 года. По оптимистическому сценарию, западное направление останется перспективным для российских угольщиков и железнодорожников – экспорт российского угля должен увеличиться на 51 млн тонн, или на 45,6%.

Сейчас сложно прогнозировать ситуацию на западном направлении, поскольку, с одной стороны, в странах Европы вводятся всё более жёсткие экологические ограничения, с другой – Евросоюз в 2021 году столкнулся с энергетическим кризисом, который смутил сторонников безуглеродной энергетики.

Кстати, инфраструктурные ограничения на западном направлении будут сняты. Заместитель генерального директора АО «ИЭРТ» Виталий Панин сообщил, что провозная способность железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного полигона вырастет с 145,6 млн тонн по итогам 2020 года до 220 млн тонн в 2030 году (на восточном направлении провозные мощности планируется увеличить до 180 млн тонн по итогам 2024 года и до 210 млн тонн по итогам 2030 года).

Владимир Константинов

Сделано в России

Импортозамещение в условиях санкций является задачей № 1

Рубрики: Производство
Точки роста

Внутрироссийские перевозки по сети ОАО «РЖД» стали приоритетом

Рубрики: Производство
Универсальные солдаты
Валентин Гапанович, президент НП «ОПЖТ»,

НП «ОПЖТ» разрабатывает новые технологии и современную технику для РЖД

Рубрики: Производство

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100