Точки роста

Точки роста

Внутрироссийские перевозки по сети ОАО «РЖД» стали приоритетом
Заметный рост грузовых перевозок во внутреннем сообщении по сети ОАО «РЖД» начался в ноябре-декабре 2021 года, а в текущем году внутрироссийские отправки стали основным драйвером погрузки. Такая тенденция сформировалась на фоне введения экспортных квот на ряд товаров (например, удобрения и необработанная древесина) и сложностей с выгрузкой грузов в портах в зимнее время, она укрепилась сейчас в связи с текущей геополитической ситуацией и санкционным давлением на РФ.
«Вместе с клиентами переключаем грузы на направления с подтверждённой возможностью вывоза, в том числе на внутренний рынок», – отметил на встрече с грузоотправителями в марте генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.

Как показывают данные холдинга, в первой половине марта во внутреннем сообщении погрузили почти 30 млн тонн, это на 5,4% больше, чем год назад. При этом на внутренний рынок переориентируются основные номенклатуры – уголь, чёрные металлы, железная руда, удобрения, зерно, продукты питания.

Особенно заметна переориентация грузового потока в сегменте минеральных и химических удобрений. Традиционно существенный их объём приходился на экспорт, где ключевыми потребителями российской продукции выступали Индия, Бразилия и США, а если брать азотные удобрения, то также и страны Евросоюза. В конце прошлого года в России ввели экспортные квоты на удобрения, ограничив их вывоз, а в настоящее время из-за нарушений мировых логистических цепочек Минпромторг рекомендовал приостановить поставки за границу. Соответственно, эти объёмы производители перенаправляют на внутренний рынок. Только за 13 дней марта, по данным ОАО «РЖД», отправки этой продукции в адрес российских потребителей выросли на 34,4% к уровню 2021 года.
«Железная дорога – традиционно главная логистическая артерия между производителями минеральных удобрений и АПК, соответственно, растут и объёмы перевозок продукции. С учётом тенденции к увеличению применения минеральных удобрений в России и прогноза по увеличению потребления с 4,7 млн тонн в 2021 году до 8 млн тонн в 2025 году, объёмы будут расти ежегодно», – отмечал ранее исполнительный директор Российской ассоциации производителей удобрений Максим Кузнецов.

Российские аграрии заявляют о готовности освоить дополнительные объёмы удобрений, которые попадут на внутренний рынок. По оценке экспертов, спрос на эту продукцию в России растёт ежегодно на 15–20%, что связано с развитием агросектора. В «Русагротрансе» полагают, что в 2022 году при отсутствии форс-мажоров произойдёт существенный прирост урожая в Приволжском и Центральном федеральных округах, а на Юге объёмы урожая сохранятся на рекордном уровне текущего сельскохозяйственного года (он заканчивается 30 июня 2022 года).

Для зерновых культур, как и для удобрений, железнодорожный транспорт является практически безальтернативным способом доставки, поэтому здесь будут концентрироваться основные объёмы.
«Мы перевозим сейчас урожай 2021 года, и это действительно большие объёмы. По итогам текущего зернового года, который заканчивается 30 июня, ожидаем рекорда железнодорожных перевозок внутри страны. Но не факт, что урожай 2022 года повторит этот успех», – считает координатор региональных отделений «Опоры России» в СФО Сергей Соколов.

Разрушение мировых логистических цепочек под воздействием санкций привело к росту внутрироссийских перевозок сырьевых грузов, включая уголь, на который приходится самая большая доля в общем объёме погрузки.

Как отметили в ОАО «РЖД», за две недели марта отправки каменного угля во внутреннем сообщении увеличились на 8,1% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.
«Экспорт сырья и угля пока будет снижаться, что связано с опасениями зарубежных контрагентов попасть под многочисленные санкции. Это касается не только европейских, но и азиатских грузополучателей. Если в феврале в восточном направлении было экспортировано 6,16 млн тонн угля (как металлургического, так и энергетического), то в первые две недели марта – лишь 1,84 млн тонн, – рассказал генеральный директор ABC-rail Артур Нурмухамедов. – При этом российские угледобывающие компании не рассматривают варианты сокращения производства или пока не сообщают о них. Можно предположить, что значительная часть угля до стабилизации ситуации во внешней торговле будет сохранять в местах добычи, а часть пойдёт на формирование запасов внутренних потребителей – энергетиков и металлургов. Последнее станет возможно в том числе благодаря правительственным мерам по поддержке экономики».

Смене направления перевозок угля и сырья с внешнего на внутренний рынок, как полагает эксперт, будет способствовать приостановка действия правил недискриминационного доступа к инфраструктуре железных дорог (ПНД). Напомним, что по решению правительства ПНД не будут действовать до 1 июля. Определять приоритетность отправок в этот период будет порядок, разработанный ОАО «РЖД». На лимитирующих направлениях приоритет будет отдаваться перевозкам для внутренних нужд страны, особенно социально значимым товарам и грузам для обеспечения непрерывных производств, сообщалось в телеграм-канале холдинга.

Рост спроса со стороны российских потребителей и оживление промышленности также оказывают влияние на грузовые потоки. В Институте проблем естественных монополий подсчитали, что внутренний спрос на чёрные металлы в январе – феврале 2022 года вырос на 16,9%. Вслед за повышением спроса увеличились поставки груза на рынок: за две недели марта отправки чёрных металлов во внутреннем сообщении подросли сразу на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом 2021 года.

Схожая картина наблюдается со строительными материалами, в частности цементом. Рост в начале года перевозок этого вида груза связан с реализацией национальных проектов по жилищному строительству. По оценке экспертов, спрос на услуги железнодорожного транспорта во внутрироссийских перевозках будет расти и впредь.

Мария Абдримова

Сделано в России

Импортозамещение в условиях санкций является задачей № 1

Рубрики: Производство
Неустойчивое равновесие

Рост экспорта позволит поддержать стабильность на рынке грузоперевозок

Рубрики: Производство
Универсальные солдаты
Валентин Гапанович, президент НП «ОПЖТ»,

НП «ОПЖТ» разрабатывает новые технологии и современную технику для РЖД

Рубрики: Производство

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять
Питер Сэловей, Дэвид Карузо
«Эмоциональный интеллект руководителя. Как развивать и применять». Издательство «Питер» 2017 год
Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно
Майкл Микалко
«Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно». Издательство «Манн, Иванов и Фербер» 2022 год
Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман
Ричард Фейнман
«Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман». Издательство «АСТ», 2020 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100