Добро пожаловать

Добро пожаловать

ОАО «РЖД» адаптирует инфраструктуру и сервисы под нужды маломобильных
Обеспечение доступности для маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте возможно только во взаимодействии всех заинтересованных сторон. 18 мая 2022 года в ОАО «РЖД» подвели итоги деятельности рабочей группы в 2021 году, обсудили вопросы, которые требуют решения, а также поделились планами на текущий год.

Открывая 10-е, юбилейное заседание рабочей группы по обеспечению доступности для маломобильных пассажиров на железнодорожном транспорте, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов отметил, что с 2012 года удалось выстроить системную работу подразделений «Российских железных дорог» при взаимодействии с общественными организациями разных групп инвалидов и это, безусловно, отражается на удобстве пассажиров.








Центр содействия мобильности

Основную помощь инвалидам на железнодорожном транспорте оказывает Центр содействия мобильности (ЦСМ). В 2021 году его услугами воспользовались более 227 тыс. маломобильных пассажиров. А уже в I квартале текущего года в ЦСМ обратились 44 тыс. человек.
«Сегодня маломобильный пассажир, оформив заявку, может получить помощь на всех вокзалах и остановочных пунктах ОАО «РЖД», – уточнила начальник отдела развития безбарьерной среды Департамента пассажирских перевозок Мария Левшукова.


Адаптация вокзалов

В прошлом году по итогам паспортизации увеличилось количество доступных для инвалидов железнодорожных вокзалов с 103 до 111 и остановочных пунктов с 276 до 297. Была проведена сертификация Ленинградского вокзала на предмет доступности, аналогичная работа запланирована на вокзале Восточный. Сертификация вокзалов рассматривается в качестве альтернативы проводимой паспортизации для объектов нового строительства, а также прошедших реконструкцию с учётом всех современных требований.

Повышается доступность подвижного состава для маломобильных пассажиров. На сегодня 1072 пассажирских вагона оборудованы специализированным купе для инвалидов – это более 94% от общего количества штабных вагонов (1147), из них 77 вагонов с четырёхместными купе. В 2022 году планируется приобретение 24 штабных вагонов.


Подвижной состав пригородного сообщения

Компания «РЖД» обновляет подвижной состав пригородного сообщения, адптируя его для нужд маломобильных пассажиров. В 2021 году количество электропоездов серий ЭП2Д и ЭП3Д и рельсовых автобусов серии РА3 составило 108 составов. В прошлом году приобретено восемь электропоездов и 18 рельсовых автобусов. В 2022 году планируется приобрести 40 электропоездов и 11 рельсовых автобусов. Они поступят в Псковскую, Тверскую, Ленинградскую, Ивановскую, Архангельскую, Воронежскую, Тамбовскую, Омскую, Челябинскую, Новокузнецкую, Новосибирскую, Ярославскую и Иркутскую области, в Алтайский, Красноярский, Приморский и Пермский края, в Республику Мордовия.

Количество скоростных электропоездов «Ласточка», отвечающих требованиям доступности для инвалидов, составляет 262 состава.


Цифровизация в помощь

В прошлом году РЖД стали первой транспортной компанией, которая интегрирует свои информационные системы с государственными как в дальнем сообщении, так и в пригородном. Теперь не обязательно приезжать на вокзалы или на остановочные пункты и приобретать билеты в кассе, подтверждая свои льготы различными справками и документами. Так, для покупки билетов на места для инвалидов в поездах дальнего следования на сайте или в приложении «РЖД Пассажирам» достаточно внести номер СНИЛСа, дату рождения, фамилию, имя, отчество – система сама подтвердит льготу на проезд.

В прошлом году было реализовано около 83 тыс. билетов в купе для инвалидов из 98 тыс. предложенных мест (83%), из них с использованием сервиса Федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр инвалидов» оформлено 15,6 тыс. билетов – это около 19% (в прошлом году этот показатель составлял 10%).

В пригородном сообщении пассажиру достаточно назвать кассиру номер СНИЛСа, который может быть для удобства записан где угодно (в телефоне, в записной книжке и пр.). Вторым идентификатором является дата рождения, которая в момент оформления или проверки билета сверяется с документом, удостоверяющим личность. После ввода данных в контрольно-кассовую технику происходит автоматическая сверка данных с базой данных Пенсионного фонда России, и при наличии сведений о льготном статусе пассажира и совпадении даты рождения оформляется льготный билет.

«Данная услуга доступна во всех пригородных поездах на инфраструктуре ОАО «РЖД», за исключением поездов АО «Центральная ППК», на полигоне которой происходит ещё доработка и тестирование системы», – отметил Руслан Лисневский, заместитель начальника Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО «РЖД».

«Однако остаются вопросы с оформлением билетов на сопровождающего (поскольку порой это может быть не один и тот же человек) и абонементов на пригородные поезда для пассажиров, имеющих право на бесплатный проезд», – заявил генеральный директор негосударственного учреждения «Институт профессиональной реабилитации и подготовки персонала Общероссийской общественной организации инвалидов – Всероссийского ордена Трудового Красного Знамени общества слепых «Реакомп» Сергей Ваньшин.

По словам Руслана Лисневского, решение видится в законодательной сфере и определяется контрактами, заключёнными между компаниями-перевозчиками и Минтрудом. «Поэтому данное предложение необходимо рассматривать в первую очередь с участием Минтруда России. Следует учесть, что потребуется разработать механизм учёта поездок по абонементам и порядка предоставления перевозчикам субсидий за данные поездки и тогда внести соответствующие изменения в законодательные документы», – подчеркнул он.

За прошедший год ЦСМ продвинулся в вопросах информирования пассажиров, имеющих различные ограничения здоровья. Это мобильная навигация по вокзалам, в том числе с помощью аудиогида в мобильном приложении «РЖД Пассажирам», сервисы видеоконсультации на русском жестовом языке как на сайте, так и на терминалах у касс, разработанные специально по рекомендации Всероссийского общества глухих. Так, оператор поможет подобрать удобный поезд, ответить на дополнительные вопросы. Если у пассажира возникнут проблемы с заполнением заявки на услуги, в режиме совместного использования экрана ему помогут с вводом текста и управлением мышью при выборе необходимых опций.


Летние перевозки

По данным Министерства транспорта РФ и компании «РЖД», количество инвалидов, в том числе на креслах-колясках, пользующихся железнодорожным транспортом, растёт с каждым годом.

Их количество увеличивается летом, когда многие следуют к местам отдыха, на санаторно-курортное лечение.

В связи с этим на заседании рабочей группы был поднят вопрос о необходимости использования в железнодорожных перевозках пассажиров четырёхместных купе для инвалидов.
«Данный вид купе позволяет одновременно перевозить большее количество инвалидов, что, учитывая значительно возрастающий спрос на железнодорожные перевозки, является своевременной мерой. Такие купе необходимы для инвалидов, которым важно купить билеты на определённую дату, иначе, ожидая поезда с двухместным купе, они могут опоздать к месту лечения или прохождения реабилитации», – отметил заместитель председателя ООО «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ) Олег Рысев.

С конца апреля начались железнодорожные перевозки на Черноморское побережье организованных групп детей-инвалидов в рамках программы правительства Москвы по комплексной выездной реабилитации. «Это дети, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, в том числе передвигаются на креслах-колясках. Несколько раз в месяц в Евпаторию отправляются и прибывают группы по 180–250 человек. До конца года в составе групп планируется перевезти более 6 тыс. детей-инвалидов», – уточнила Мария Левшукова.

А с 16 мая Федеральная пассажирская компания предоставляет скидки для детей-инвалидов и их сопровождающего, если они являются участниками программы «РЖД Бонус». Скидка на места в купейные вагоны составит 55%, а в СВ – 50%.


Туризм для каждого

Как рассказал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, в планах холдинга «РЖД» – повысить доступность железнодорожных туров для маломобильных граждан. «Из-за закрытия внешних границ зарубежные туристические маршруты практически стали недоступны для наших граждан. На РЖД легла нагрузка по доставке наших граждан в туристические локации внутри страны. И нам поступают запросы от инвалидов о возможности посетить ту или иную локацию. Нами выбран пул востребованных маршрутов, и в этом году хотим протестировать их на доступность маломобильным пассажирам. Это три туристических поезда – «В Карелию», наш флагман «Рускеальский экспресс», «Серебряный маршрут», – сказал он.

В связи с этим Олег Рысев обозначил важность обеспечения доступности для инвалидов туристических поездов в комплексе с другими необходимыми составляющими – вокзалами, путями движения, индивидуальным сопровождением, предоставлением необходимых технических средств реабилитации во время перемещения по вокзалу, а также комфортным перемещением по самим туристическим маршрутам, включая места общепита и отдыха в месте туристической локации.

Надежда Кожухова
Собрать пазл
Владимир Михайлов, проектно-конструкторско-технологическое бюро пассажирского комплекса, отдел технологий обслуживания пассажиров, ведущий технолог, д.э.н. ,

Системный подход к выбору мультимодальных маршрутов в пригородном пассажирском комплексе

Рубрики: Клиентоориентированность
Сезон скидок

Как дети экономят на поездках в поезде

Рубрики: Клиентоориентированность
Услуги на экспорт

«РЖД-Медицина» ждёт пациентов из-за рубежа

Рубрики: Клиентоориентированность
Путешествие с комфортом

ОАО «РЖД» развивает новые туристические маршруты

Рубрики: Клиентоориентированность
К стартам готовы

Железнодорожники Красноярской дороги встречают гостей новыми вокзалами и поездами  

Рубрики: Клиентоориентированность

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru