Экоамбиции помогают развитию

Экоамбиции помогают развитию

Декарбонизация затронет основные направления деятельности РЖД
Мировое сообщество из-за стремительного изменения климата нацелилось на переход к низкоуглеродной энергетике, развитие альтернативных видов топлива, сокращение потребления ресурсов. К новой реальности оказались готовы компании, и прежде уделявшие особое внимание теме экологии и защиты окружающей среды. Как в ОАО «РЖД» намерены достичь углеродной нейтральности и что уже сделано для этого, рассказывает «Пульт управления».


Энергетика меняет направление

Премьер-министр России Михаил Мишустин 20 сентября во время оперативного совещания с вице-премьерами сообщил, что кабмину до конца года предстоит разработать и утвердить сводный план действий по адаптации российской экономики к глобальному энергетическому переходу.

По его словам, в правительстве будут созданы специальные рабочие группы по ключевым направлениям подготовки экономики к условиям низкоуглеродного развития. Причина столь быстрых изменений – глобальное потепление. Среднегодовая температура воздуха в России растёт в 2,8 раза быстрее, чем по миру.
«Энергетический переход, или так называемая декарбонизация, – это сегодня ключевая тема, во многом уже определяющая экономическую политику ведущих стран мира, в том числе Евросоюза, Китая, США», – отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов, который будет курировать в правительстве эту работу.

По его мнению, через 10–15 лет мир будет иметь совсем другую структуру мировой экономики. «По масштабам изменений этот процесс сопоставим с промышленной революцией XVIII–XIX веков или научно-технологической революцией второй половины XX века», – считает Андрей Белоусов.


Готовность к переменам

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров считает, что транспорт быстрее других отраслей преодолеет эту трансформацию и перейдёт на абсолютно чистые технологии. «Тренд на декарбонизацию так или иначе коснётся всех направлений деятельности компании», – отметил глава компании во время пленарного заседания Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», который проходил в Москве с 26 по 29 августа. В настоящее время около 60% грузооборота ОАО «РЖД» приходится на первичные энергоресурсы, в том числе уголь, поэтому планы по декарбонизации могут серьёзно снизить традиционную грузовую базу и важно своевременно адаптироваться к происходящим изменениям.
«Мы видим, что за последнее время кардинально изменилось направление движения. Раньше традиционно основные грузовые потоки шли на Запад. Сегодня, в том числе в связи с принятием ряда экологических решений, в связи с трансформацией западной и азиатской экономических моделей, груз развернулся на Восток», – добавил Олег Белозёров.


Конкурентное преимущество

Многие компании всё чаще заявляют о своих экоамбициях. Банки, различные фонды и управляющие компании отказываются вкладывать свои деньги в проекты, загрязняющие окружающую среду. Например, банк J.P. Мorgan с 2024 года намерен полностью прекратить финансирование угольных концернов.

Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Андрей Птичников уверен, что и в России часть компаний в будущем переориентируются с автомобильных на железнодорожные перевозки по причине требований корпоративной «зелёной» политики.
«Ведь уже сейчас вся железнодорожная техника, включая самые мощные дизельные локомотивы, в общем объёме выбросов углекислого газа от транспорта занимает только 1%», – уточняет руководитель Департамента по развитию перспективных технологий ЦПТ Трансмашхолдинга Игорь Сахин.

Согласен с этим и первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов: «С точки зрения экологии альтернативы железной дороге не существует, поэтому за ней – будущее».

По его словам, развитие интермодальных сервисов и встраивание железнодорожных маршрутов в глобальные цепочки доставки грузов являются важным вкладом в защиту экологии и климата.


Стратегический документ

Политику РЖД в части защиты окружающей среды определяет Экологическая стратегия. Впервые документ был принят в 2007 году. «За 13-летний период (2007–2020 годы) компания прошла большой путь от фактически сложившегося потребления до ответственного отношения к природе», – отмечает и.о. заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – главного инженера Владимир Андреев.

В октябре совету директоров компании предстоит рассмотреть обновлённый вариант Экологической стратегии. Документ расчитан до 2030 года. В числе приоритетов на ближайшие пять лет – повышение энергоэффективности с интенсивным переходом на траекторию низкоуглеродного развития, минимизация влияния производственной деятельности в регионах присутствия и ликвидация объектов накопленного экологического ущерба.

Отметим, что при национальной цели к 2030 году обеспечить сокращение эмиссии парниковых газов на 30% (относительно уровня 1990 года) компанией уже достигнуто снижение на 48% (см. справку). Поэтому новая цель, по словам Владимира Андреева, – к 2030 году сократить объёмы выбросов парниковых газов до уровня не более 70% объёма указанных выбросов в 1990 году.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев рассказал, что в ходе работы над стратегией были рассмотрены документы в сфере экологии и устойчивого развития 10 крупнейших железнодорожных компаний, осуществляющих перевозки в 7 странах мира.

По мнению экспертов ИПЕМа, среди анализируемых компаний РЖД отличаются наибольшим уровнем детальности проработки публичной экологической стратегии, охватом направлений и раскрытием информации об экологических аспектах деятельности.
«Цикл внедрения новых технологий в железнодорожном транспорте достаточно длительный: от запроса со стороны эксплуатанта, последующей разработки и опытной эксплуатации и до массового внедрения может проходить 10–15 лет. В этой связи важнейшим вызовом для железнодорожных компаний становится не только определение основных стратегических направлений декарбонизации, но и активное взаимодействие с поставщиками подвижного состава», – убеждён Александр Григорьев.

По словам Владимира Андреева, РЖД заинтересованы в покупке современного подвижного состава и разработке ранее не выпускавшихся типов силовых тяговых установок (подробнее – стр. 24–29).

Так, уже развёрнуты работы по созданию пассажирского подвижного состава на водороде. Пилотный проект реализуется на Сахалине («Пульт управления» писал об этом в № 7 (69) от 31.08.2021).
«Применение локомотивов на альтернативных источниках энергии позволит уменьшить до 100% выбросы вредных веществ в атмосферу и снизить уровень шума, а также затраты на энергоресурсы, что особенно актуально в маневровом движении», – считает Владимир Андреев.


Устойчивое финансирование

Одним из основных инструментов реализации крупных проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, является «зелёное» финансирование, когда долговые ценные бумаги выпускаются именно с целью проектов финансирования экологических проектов.

РЖД справедливо называют пионером «зелёного» финансирования в России. Компания первой в России и СНГ ещё в 2019 году разместила «зелёные» еврооблигации. На текущий момент у компании размещено три выпуска «зелёных» бондов, номинированных в евро и швейцарских франках, а также один выпуск социальных еврооблигаций в рублях.

Кроме этого, в августе ОАО «РЖД» привлекло у банка UniCredit ESG кредит с привязкой к выполнению экологических KPI. Сумма кредита составила 585 млн швейцарских франков, срок – 7 лет. Привлечённые средства «зелёного» финансирования ОАО «РЖД» расходует на закупку современного подвижного состава, соответствующего требованиям энергосбережения и экологичности. Примером таких закупок является электроподвижной состав «Ласточка» и «Сапсан».

Так, поезда «Ласточки» на Московском центральном кольце за пять лет движения по кольцу сэкономили свыше 200 млн кВт·ч электроэнергии. Этого удалось достичь благодаря рекуперации – возврату в сеть части затраченной электроэнергии для повторного её использования. Объёма сэкономленного хватило бы на то, чтобы в течение полутора лет обеспечивать электроснабжением город с населением 20 тыс. человек.

По словам замглавы Минэкономразвития Владимира Ильичёва, с целью дальнейшего развития инструмента «зелёного» финансирования в России в РФ формируется правовая основа «зелёной» повестки.
«Принят закон об ограничении выбросов парниковых газов, утверждены концепции развития водородной энергетики и электротранспорта, разрабатывается Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем парниковых газов до 2050 года», – сказал он.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Начиная с 2007 года в РЖД выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников снижены на 66% (при плане 55%), от передвижных источников – на 34% (при плане 31,5%). Сбросы недостаточно очищенных сточных вод уменьшены на 73% (при плане 66%). В 2020 году РЖД полностью ликвидирован сброс сточных вод без очистки.
Доля обезвреживаемых и направляемых на переработку отходов повысилась с 2007 года на 23% и по итогам 2020 года составила более 83% всех образующихся отходов.
Водопотребление по сети железных дорог сократилось на 93 млн куб. м за счёт исключения водоёмких технологических процессов (внедрение сухих моек, перевод компрессоров на воздушное охлаждение и пр.).
В компании вывели из эксплуатации более 6 тыс. единиц устаревшего подвижного состава и приобрели 7 тыс. единиц подвижного состава с более экологичными характеристиками. Также был завершён перевод 137 котельных установок на более экологичные виды топлива и возобновляемые источники энергии и внедрены более 150 единиц газоочистного оборудования.
Общая протяжённость электрифицированных железных дорог России превышает 43 тыс. км, что составляет 50,6% протяжённости всей сети РЖД и около 17% мирового электрифицированного полигона.
В 2030 году планируется прийти к сокращению годового потребления воды на 26 млн куб. м, снижению сброса недостаточно очищенных сточных вод на 4 млн куб. м, предотвращению выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 36 тыс. тонн в год.

«Зелёная» компания
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» ,

Перед РЖД стоит цель – углеродная нейтральность

Рубрики: Экология
Дело принципа
Андрей Лисицын, начальник Департамента экологии и техносферной безопасности ОАО «РЖД» ,

Как в ОАО «РЖД» обеспечивается устойчивое развитие

Рубрики: Экология
«Зелёный» форум

Руководство холдинга поддерживает эковолонтёрство

Рубрики: Экология
Экологический компонент

Компания сократила негативное воздействие на природу

Рубрики: Экология
Сохранение энергии

На железнодорожных вокзалах внедряются «зелёные» технологии

Рубрики: Экология

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин
Роджер Бутл, Андрей Комиссаров
«Искусственный интеллект и экономика. Работа, богатство и благополучие в эпоху мыслящих машин». Издательство «Альпина Диджитал» 2023 год
Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов
Алексей Герасименко
«Финансовая отчётность для руководителей и начинающих специалистов». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru