Экоамбиции помогают развитию

Экоамбиции помогают развитию

Декарбонизация затронет основные направления деятельности РЖД
Мировое сообщество из-за стремительного изменения климата нацелилось на переход к низкоуглеродной энергетике, развитие альтернативных видов топлива, сокращение потребления ресурсов. К новой реальности оказались готовы компании, и прежде уделявшие особое внимание теме экологии и защиты окружающей среды. Как в ОАО «РЖД» намерены достичь углеродной нейтральности и что уже сделано для этого, рассказывает «Пульт управления».


Энергетика меняет направление

Премьер-министр России Михаил Мишустин 20 сентября во время оперативного совещания с вице-премьерами сообщил, что кабмину до конца года предстоит разработать и утвердить сводный план действий по адаптации российской экономики к глобальному энергетическому переходу.

По его словам, в правительстве будут созданы специальные рабочие группы по ключевым направлениям подготовки экономики к условиям низкоуглеродного развития. Причина столь быстрых изменений – глобальное потепление. Среднегодовая температура воздуха в России растёт в 2,8 раза быстрее, чем по миру.
«Энергетический переход, или так называемая декарбонизация, – это сегодня ключевая тема, во многом уже определяющая экономическую политику ведущих стран мира, в том числе Евросоюза, Китая, США», – отметил первый вице-премьер Андрей Белоусов, который будет курировать в правительстве эту работу.

По его мнению, через 10–15 лет мир будет иметь совсем другую структуру мировой экономики. «По масштабам изменений этот процесс сопоставим с промышленной революцией XVIII–XIX веков или научно-технологической революцией второй половины XX века», – считает Андрей Белоусов.


Готовность к переменам

Генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров считает, что транспорт быстрее других отраслей преодолеет эту трансформацию и перейдёт на абсолютно чистые технологии. «Тренд на декарбонизацию так или иначе коснётся всех направлений деятельности компании», – отметил глава компании во время пленарного заседания Международного железнодорожного салона пространства 1520 «PRO//Движение.Экспо», который проходил в Москве с 26 по 29 августа. В настоящее время около 60% грузооборота ОАО «РЖД» приходится на первичные энергоресурсы, в том числе уголь, поэтому планы по декарбонизации могут серьёзно снизить традиционную грузовую базу и важно своевременно адаптироваться к происходящим изменениям.
«Мы видим, что за последнее время кардинально изменилось направление движения. Раньше традиционно основные грузовые потоки шли на Запад. Сегодня, в том числе в связи с принятием ряда экологических решений, в связи с трансформацией западной и азиатской экономических моделей, груз развернулся на Восток», – добавил Олег Белозёров.


Конкурентное преимущество

Многие компании всё чаще заявляют о своих экоамбициях. Банки, различные фонды и управляющие компании отказываются вкладывать свои деньги в проекты, загрязняющие окружающую среду. Например, банк J.P. Мorgan с 2024 года намерен полностью прекратить финансирование угольных концернов.

Руководитель Центра ответственного природопользования Института географии РАН Андрей Птичников уверен, что и в России часть компаний в будущем переориентируются с автомобильных на железнодорожные перевозки по причине требований корпоративной «зелёной» политики.
«Ведь уже сейчас вся железнодорожная техника, включая самые мощные дизельные локомотивы, в общем объёме выбросов углекислого газа от транспорта занимает только 1%», – уточняет руководитель Департамента по развитию перспективных технологий ЦПТ Трансмашхолдинга Игорь Сахин.

Согласен с этим и первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Сергей Павлов: «С точки зрения экологии альтернативы железной дороге не существует, поэтому за ней – будущее».

По его словам, развитие интермодальных сервисов и встраивание железнодорожных маршрутов в глобальные цепочки доставки грузов являются важным вкладом в защиту экологии и климата.


Стратегический документ

Политику РЖД в части защиты окружающей среды определяет Экологическая стратегия. Впервые документ был принят в 2007 году. «За 13-летний период (2007–2020 годы) компания прошла большой путь от фактически сложившегося потребления до ответственного отношения к природе», – отмечает и.о. заместителя генерального директора ОАО «РЖД» – главного инженера Владимир Андреев.

В октябре совету директоров компании предстоит рассмотреть обновлённый вариант Экологической стратегии. Документ расчитан до 2030 года. В числе приоритетов на ближайшие пять лет – повышение энергоэффективности с интенсивным переходом на траекторию низкоуглеродного развития, минимизация влияния производственной деятельности в регионах присутствия и ликвидация объектов накопленного экологического ущерба.

Отметим, что при национальной цели к 2030 году обеспечить сокращение эмиссии парниковых газов на 30% (относительно уровня 1990 года) компанией уже достигнуто снижение на 48% (см. справку). Поэтому новая цель, по словам Владимира Андреева, – к 2030 году сократить объёмы выбросов парниковых газов до уровня не более 70% объёма указанных выбросов в 1990 году.

Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Александр Григорьев рассказал, что в ходе работы над стратегией были рассмотрены документы в сфере экологии и устойчивого развития 10 крупнейших железнодорожных компаний, осуществляющих перевозки в 7 странах мира.

По мнению экспертов ИПЕМа, среди анализируемых компаний РЖД отличаются наибольшим уровнем детальности проработки публичной экологической стратегии, охватом направлений и раскрытием информации об экологических аспектах деятельности.
«Цикл внедрения новых технологий в железнодорожном транспорте достаточно длительный: от запроса со стороны эксплуатанта, последующей разработки и опытной эксплуатации и до массового внедрения может проходить 10–15 лет. В этой связи важнейшим вызовом для железнодорожных компаний становится не только определение основных стратегических направлений декарбонизации, но и активное взаимодействие с поставщиками подвижного состава», – убеждён Александр Григорьев.

По словам Владимира Андреева, РЖД заинтересованы в покупке современного подвижного состава и разработке ранее не выпускавшихся типов силовых тяговых установок (подробнее – стр. 24–29).

Так, уже развёрнуты работы по созданию пассажирского подвижного состава на водороде. Пилотный проект реализуется на Сахалине («Пульт управления» писал об этом в № 7 (69) от 31.08.2021).
«Применение локомотивов на альтернативных источниках энергии позволит уменьшить до 100% выбросы вредных веществ в атмосферу и снизить уровень шума, а также затраты на энергоресурсы, что особенно актуально в маневровом движении», – считает Владимир Андреев.


Устойчивое финансирование

Одним из основных инструментов реализации крупных проектов, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, является «зелёное» финансирование, когда долговые ценные бумаги выпускаются именно с целью проектов финансирования экологических проектов.

РЖД справедливо называют пионером «зелёного» финансирования в России. Компания первой в России и СНГ ещё в 2019 году разместила «зелёные» еврооблигации. На текущий момент у компании размещено три выпуска «зелёных» бондов, номинированных в евро и швейцарских франках, а также один выпуск социальных еврооблигаций в рублях.

Кроме этого, в августе ОАО «РЖД» привлекло у банка UniCredit ESG кредит с привязкой к выполнению экологических KPI. Сумма кредита составила 585 млн швейцарских франков, срок – 7 лет. Привлечённые средства «зелёного» финансирования ОАО «РЖД» расходует на закупку современного подвижного состава, соответствующего требованиям энергосбережения и экологичности. Примером таких закупок является электроподвижной состав «Ласточка» и «Сапсан».

Так, поезда «Ласточки» на Московском центральном кольце за пять лет движения по кольцу сэкономили свыше 200 млн кВт·ч электроэнергии. Этого удалось достичь благодаря рекуперации – возврату в сеть части затраченной электроэнергии для повторного её использования. Объёма сэкономленного хватило бы на то, чтобы в течение полутора лет обеспечивать электроснабжением город с населением 20 тыс. человек.

По словам замглавы Минэкономразвития Владимира Ильичёва, с целью дальнейшего развития инструмента «зелёного» финансирования в России в РФ формируется правовая основа «зелёной» повестки.
«Принят закон об ограничении выбросов парниковых газов, утверждены концепции развития водородной энергетики и электротранспорта, разрабатывается Стратегия социально-экономического развития с низким уровнем парниковых газов до 2050 года», – сказал он.

Виталий Маслюк

СПРАВКА

Начиная с 2007 года в РЖД выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников снижены на 66% (при плане 55%), от передвижных источников – на 34% (при плане 31,5%). Сбросы недостаточно очищенных сточных вод уменьшены на 73% (при плане 66%). В 2020 году РЖД полностью ликвидирован сброс сточных вод без очистки.
Доля обезвреживаемых и направляемых на переработку отходов повысилась с 2007 года на 23% и по итогам 2020 года составила более 83% всех образующихся отходов.
Водопотребление по сети железных дорог сократилось на 93 млн куб. м за счёт исключения водоёмких технологических процессов (внедрение сухих моек, перевод компрессоров на воздушное охлаждение и пр.).
В компании вывели из эксплуатации более 6 тыс. единиц устаревшего подвижного состава и приобрели 7 тыс. единиц подвижного состава с более экологичными характеристиками. Также был завершён перевод 137 котельных установок на более экологичные виды топлива и возобновляемые источники энергии и внедрены более 150 единиц газоочистного оборудования.
Общая протяжённость электрифицированных железных дорог России превышает 43 тыс. км, что составляет 50,6% протяжённости всей сети РЖД и около 17% мирового электрифицированного полигона.
В 2030 году планируется прийти к сокращению годового потребления воды на 26 млн куб. м, снижению сброса недостаточно очищенных сточных вод на 4 млн куб. м, предотвращению выброса загрязняющих веществ в атмосферу на 36 тыс. тонн в год.

Экологический компонент

Компания сократила негативное воздействие на природу

Рубрики: Экология
Сохранение энергии

На железнодорожных вокзалах внедряются «зелёные» технологии

Рубрики: Экология
Формула чистоты

Обозначены приоритеты природоохранной политики холдинга на ближайшие годы

Рубрики: Экология

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100