Формула чистоты

Формула чистоты

Обозначены приоритеты природоохранной политики холдинга на ближайшие годы
Вопросы внедрения зелёных технологий, повышения энергоэффективности и снижения негативного влияния на окружающую среду выходят в экономике вообще и в железнодорожной отрасли в частности на первый план. Какие существуют инструменты для поддержания баланса между решением производственных задач РЖД и минимизацией ущерба для природы, обсуждали участники дискуссионной сессии «PRO// Новые экостандарты в отрасли. Преимущество или обременение?» в рамках форума «PRO//Движение.1520».

«Российские железные дороги» – крупнейший природопользователь в России и лидер в области природоохранной деятельности среди железнодорожных компаний мира. Об этом говорят данные Международного союза железных дорог и Международного энергетического агентства, которые ежегодно публикуют аналитические материалы о потреблении ресурсов, выбросах в атмосферу, работе с отходами ведущими железными дорогами мира. По всем этим параметрам РЖД входят в число лидеров – в первую тройку.

В октябре этого года ОАО «РЖД» было присуждено звание победителя XV Всероссийского конкурса «Лидер природоохранной деятельности – 2019» в номинации «За экологическую ответственность».

Тем не менее снижение воздействия на окружающую среду – одна из приоритетных задач холдинга, отметил заместитель генерального директора компании – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев.

Он напомнил, что на сети железных дорог идёт постоянная работа по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу и сточные воды, ведётся строительство и реконструкция очистных сооружений (см. справку), активно внедряются энергосберегающие технологии и технологии возобновления источников энергии. Например, в Адлере и Анапе реализованы пилотные проекты умных вокзалов, где применяются светодиодное освещение и отопление с использованием тепловых насосов.

В РЖД определяют оптимальные режимы движения поездов, в частности разработана система, позволяющая организовать их движение с минимальным расходом энергии.


План действий

Сергей Кобзев обозначил приоритеты природоохранной политики холдинга на ближайшие годы. Это электрификация железнодорожных линий, перевод подвижного состава и вспомогательных машин на более экологичное топливо, активное – где это возможно – использование солнечной энергии.

В компании на сегодняшний момент активно занимаются и вопросами снижения уровня шума и вибрации от железной дороги. Ведётся строительство шумозащитных экранов, изменяется конструкция балластной призмы, осуществляются прокладка бесстыкового пути и шлифовка рельсов, другие мероприятия.
«Железная дорога – чистый вид транспорта, но в то же время источник шума и вибрации. Общество установило новые рамки. Оно сказало нам: было бы здорово, чтобы железная дорога не шумела, – продолжает Сергей Кобзев. – Мы активно занялись этой проблематикой, хотели бы увидеть предложения, которые позволят снизить шумовое и вибрационное воздействие. Нужны новые технические решения, способные приблизить железную дорогу к домам, к жителям, а воздействие – гасить, например, в двух метрах от полотна».


Водород на страже

По итогам 21-й конференции Рамочной конвенции об изменении климата ООН в декабре 2015 года было принято Парижское соглашение по климату. Документ, в частности, предполагает снижение выбросов парникового газа в атмосферу.

Железнодорожная отрасль не может игнорировать условия соглашения, говорит президент и генеральный директор Alstom в России Филипп Пегорье. Решить задачу по снижению выбросов в атмосферу в подвижном составе возможно, уверен он, если применять водородное топливо. Такие поезда уже выпускаются французским концерном.
«Coradia iLint – первый в мире поезд на водородных топливных элементах. Это реальная замена дизелю в ближайшие годы. Мы уже получили два контракта в Германии для местных железных дорог – 14 и 27 поездов», – отметил он.

Характеристики водородного поезда сопоставимы с дизельными. Поезд может двигаться со скоростью до 140 км/ч и имеет запас хода около 1 тыс. км. Это небольшой поезд с двумя электромоторами, энергия для которых поступает не из воздушной контактной сети, а из источника энергии в самом поезде. На крыше Coradia iLint установлены цистерна с водородом и топливный элемент. В нём водород соединяется с кислородом, в результате чего возникает электрический ток. Выбросов вредных веществ в атмосферу, как у дизельных двигателей, при этом не возникает.

По словам Филиппа Пегорье, поезд выделяет в окружающую среду лишь воду. «Она безвредна, она будет поливать путь. Таким образом, это будет действительно зелёный путь, так как на нём может вырасти трава», – сказал он.

Эксперты уверены, что уже через 10–15 лет водородная энергия займёт четверть общего объёма рынка топлива. Причём речь о глобальном транспортном рынке, а не только о железных дорогах.

Принципал компании Roland Berger Алексей Лапиков считает, что в Европе к 2030 году при текущих технологиях около 30% парка локомотивов перейдут на водородное топливо.
«В настоящий момент эксплуатация водородного локомотива обходится дешевле электрического, но пока дороже дизельного. В России водород будет эффективен на ветках с низкой интенсивностью движения, на маневровых работах – только при высокой загрузке и минимальных простоях. Что касается магистральных направлений, пока водородные технологии там нерентабельны», – сказал эксперт.

Для России вопрос самого производства водорода является актуальным. На данный момент объёмы производства ещё могут удовлетворить потребности, но при росте спроса возникнет дефицит.

Технический директор АО «Трансмашхолдинг» (ТМХ) Михаил Рожков обратил внимание на тот факт, что «производство водорода в разы грязнее производства дизеля», а цена – выше. «Килограмм водорода стоит сейчас $10. Реальная конкуренция по эффективности с дизелем начнётся, когда стоимость упадёт до $3», – сказал он.

Напомним, что в рамках Восточного экономического форума, который проходил во Владивостоке с 4 по 6 сентября этого года, состоялось подписание Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии по проекту организации железнодорожного сообщения с применением поездов на водородных топливных элементах. Подписи под документом поставили глава РЖД Олег Белозёров, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко (на тот момент – врио губернатора. – Ред.), генеральный директор Росатома Алексей Лихачёв и гендиректор ТМХ Кирилл Липа.

Согласно соглашению, ТМХ в сотрудничестве с Росатомом планирует организовать производство поездов на водородных топливных элементах. «РЖД рассматривают данный проект как важное, перспективное направление повышения экологической безопасности и эффективности железнодорожного транспорта», – рассказывали ранее в пресс-центре компании.

Пилотным полигоном для отработки организации железнодорожного сообщения с применением водородных поездов и систем обеспечения их эксплуатации, а также создания центра компетенций в данной области и сотрудничества с потенциальными зарубежными партнёрами может стать инфраструктура острова Сахалин.

Добавим, что 1 ноября в Санкт-Петербург в тестовый рейс выехал водородный трамвай, сконструированный полностью российскими инженерами. Первая обкатка прошла успешно, но речи о серийном производстве пока не идёт.


Гибриды обкатывают путь

Компанию водородному локомотиву составят гибридные поезда – газотурбовозы. Напомним, в августе этого года на площадке Международного железнодорожного салона «PRO//Движение.Экспо» состоялось подписание протокола о намерениях в области поставки газотурбовозов между ОАО «Российские железные дороги» и АО «Синара – Транспортные машины» (АО «СТМ»). Документ подписали заместитель генерального директора – начальник Дирекции тяги ОАО «РЖД» Олег Валинский и генеральный директор АО «СТМ» Виктор Леш.

Соглашение предполагает заключение в перспективе договора на поставку 23 газотурбовозов для нужд холдинга в период с 2021 по 2025 год. Газотурбовоз – это локомотив с газотурбинным двигателем внутреннего сгорания, работающий на сжиженном природном газе. Основным преимуществом газотурбовозов относительно других эксплуатирующихся типов локомотивов является возможность развивать значительную мощность при сравнительно небольших размерах и массе. При этом показатели выхлопа газотурбинного двигателя соответствуют европейскому экологическому стандарту «Евро‑5», а уровень внешнего шума укладывается в действующие санитарные нормы РФ.

Сейчас на Свердловской железной дороге проходят тест-драйв две такие машины.

Как отметил заместитель генерального директора АО «СТМ» – генеральный директор ООО «Торговый дом СТМ» Антон Зубихин, потребность в магистральных газомоторных локомотивах будет ощущаться и на полигонах Северного широтного хода и БАМа.

Виталий Маслюк



СПРАВКА

В 2018 году на реализацию программ и проектов в области охраны окружающей среды ОАО «РЖД» направило 8,16 млрд руб.
По сравнению с 2017 годом выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников снижены на 5%, сбросы загрязнённых сточных вод в поверхностные водные объекты сокращены на 10%. Ликвидировано девять объектов накопленного экологического ущерба, а также на 10% сокращено использование полиэтиленовых пакетов в хозяйственной деятельности подразделений филиалов холдинга.
За предыдущий год введены в эксплуатацию 9 объектов природоохранного назначения, 22 теплоснабжающих объекта с энергосберегающими технологиями. Приобретено 57 единиц пылегазоулавливающего оборудования, 27 скиммеров для очистки сточных вод, 15 единиц контрольно-измерительного оборудования для производственно-экологического контроля, поставлено 4 экологических вагона-лаборатории.
Ежегодно ОАО «РЖД» вовлекает в хозяйственный оборот свыше 70% отходов производства, в том числе металлолом, железобетонные отходы, золошлаки, отходы бумаги, картона, масел и т.д.
Компания на протяжении последних лет сокращает и потребление ресурсов лесного фонда за счёт перехода на железобетонное подрельсовое основание. Протяжённость бесстыкового пути на железобетонных шпалах составляет уже более 80% от общей протяжённости всех главных путей.
Экологический компонент

Компания сократила негативное воздействие на природу

Рубрики: Экология
Экоамбиции помогают развитию

Декарбонизация затронет основные направления деятельности РЖД

Рубрики: Экология
Сохранение энергии

На железнодорожных вокзалах внедряются «зелёные» технологии

Рубрики: Экология

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность
Кристиан Буш
«Неслучайная случайность. Как управлять удачей и что такое серендипность». Издательство «Альпина паблишер», 2022 год
Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику
Кирилл Еременко
«Работа с данными в любой сфере. Как выйти на новый уровень, используя аналитику». Издательство «Альпина Паблишер», 2021 год
«Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»
Павел Безручко
««Практики регулярного менеджмента. Управление исполнением, управление командой»». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru
о проекте условия использования контакты

Rambler's Top100