Эффективный труд
Андрей Тихомиров
Андрей Тихомиров
первый заместитель начальника Департамента по организации, оплате и мотивации труда ОАО «РЖД»

Эффективный труд

Рост производительности труда в РЖД в первом полугодии составил 4,1%
В первом полугодии 2019 года рост производительности труда в целом по ОАО «РЖД» составил 4,1%, план удалось перевыполнить на 0,9%. Это стало возможным за счёт реализации комплекса технологических, технических и организационных мер. Для обеспечения нужного темпа роста производительности в структурных подразделениях внедряют новые технологические решения, технику и оборудование, расширяют круг работников, совмещающих профессии, а также оптимизируют процессы и функции.


Ручной труд автоматизируют

Для повышения производительности труда ручной труд на сети заменяется машинным. Так, например, в Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры разработали и ввели в действие местный регламент по передаче промеров на прямых участках пути путеизмерительным вагонам, оборудованным системой видеофиксации. Это позволило высвободить контролёров состояния пути в ряде дистанций пути и инфраструктуры. Сейчас в Центральной дирекции инфраструктуры занимаются актуализацией положения по ведению путевого хозяйства и разрабатывают нормативы численности контролёров состояния пути, что также окажет влияние на рост производительности труда. Ещё один успешный проект автоматизации рабочего процесса реализовали в Октябрьской дирекции инфраструктуры. Здесь на малоинтенсивных участках дороги перешли на механизированное обслуживание с применением экскаваторов-погрузчиков на комбинированном ходу KGT-4RS со сменным навесным оборудованием.

В Центральной дирекции управления движением базой для роста производительности труда также служит изменение технологии. Безлюдные технологии применяются для управления процессом расформирования поездов, закрепления вагонов, пропуска поездов по участкам, оборудованным системами диспетчерской централизации и автодействия, микропроцессорной централизацией. Кроме того, автоматизируется процесс оформления перевозочных документов и внедряются безбумажные технологии обработки информации на вагоны и поезда в информационных системах.

В Дирекции тяги основной вектор работы – перевод машинистов на работу без помощников. Намеченные планы по реализации данного мероприятия в первом полугодии полностью выполнены, что позволило увеличить численность машинистов, работающих в одно лицо, до 16 956 человек. В маневровом виде движения количество машинистов, работающих без помощников, достигло 11 001 человека, что составляет 76,8% от общей численности машинистов данного вида движения. Этот результат достигнут благодаря оборудованию локомотивов комплексными унифицированными локомотивными устройствами безопасности и, конечно же, обучению машинистов.

Перевод на работу в одно лицо позволяет повысить производительность труда локомотивных бригад и личный доход машинистов – за работу без помощника они получают доплату до 50% тарифной ставки.


Оптимизация процессов

В начале 2019 года в компании был реализован пилотный проект по реорганизации центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры и созданию дирекций по диагностике и мониторингу инфраструктуры, предусмотренный Долгосрочной программой развития железнодорожной инфраструктуры. Он позволил исключить дублирующие функции и сократить аппарат управления дирекций.

Оптимизация процессов и функций – глобальная задача, которая стоит перед всеми подразделениями компании. Приказом генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозёрова от 20 июня 2018 года в РЖД был создан Центр моделирования бизнес-процессов. В ходе проведённого им анализа было установлено 34 процесса верхнего уровня и до 30 тыс. декомпозированных процессов (имеется в виду разделение процессов на мелкие этапы. – Ред.). Из них был сформирован перечень наиболее трудоёмких ключевых производственных процессов, занимающих не менее 70% от годового фонда рабочего времени. Охват работников, задействованных в выполнении этих работ, составляет более 430 тыс. Для дальнейшего реинжиниринга выделено и описано 57 таких процессов в функциональных филиалах и 30 процессов, реализуемых в Региональных центрах корпоративного управления (РЦКУ). Для 75 выделенных процессов уже разработаны предложения по оптимизации. В первую очередь это изменения периодичности или исключение выполняемых операций, внедрение высокопроизводительного автоматизированного оборудования и инструмента, новых материалов.

Центр моделирования бизнес-процессов совместно с инженерным блоком производственных филиалов и железных дорог проводит пооперационный анализ управленческих и технологических процессов. Это станет основой для выявления новых резервов повышения производительности труда для работы на перспективу, а также формирования новых требований к техническим средствам и технологическим процессам.

В процессе работы над бизнес-моделями выявляются резервы и по совершенствованию управленческих процессов, таких как планирование объёмов работы, ресурсное обеспечение, выполнение учётных и контрольных операций, и ряд других. Здесь анализ процессных моделей показывает значительный потенциал планируемых к применению IT-технологий, в первую очередь за счёт дальнейшей автоматизации сбора первичных данных, анализа и интеллектуальной подготовки управленческих решений. Это предусмотрено дорожной картой реализации проекта «Цифровая железная дорога ОАО «РЖД», которая была принята в мае этого года. Поиском инновационных направлений реинжиниринга процессов управления трудовыми ресурсами предприятий как в компании, так и в холдинге теперь занимаются центры повышения эффективности труда персонала. Первые из них открылись в 2018 году на Куйбышевской и Свердловской железных дорогах, в этом году такие центры появились ещё на 12 дорогах.

Главная идея создания центров – образование на полигоне железной дороги независимого экспертного органа, который бы включал в себя экспертов по организации и нормированию труда и технологов построения производственных процессов. Центр как орган, не зависимый от региональных дирекций на дороге, должен картировать и анализировать выстроенные производственные процессы, проводить пооперационный реинжиниринг и отвечать на вопросы: насколько необходима данная операция или бизнес-процесс; если процесс необходим, возможно ли его автоматизировать, то есть обойтись без участия человека; если операцию невозможно автоматизировать, насколько максимально возможно снизить трудозатраты работников, особенно физического труда.

Уже намечены проекты улучшения использования трудовых ресурсов. Есть очень интересные идеи, которые рождаются, когда технологи и инженеры по труду работают вместе над одной задачей. Например, исследованы возможности совмещения технологических процессов коммерческого осмотра и технического обслуживания грузовых поездов на станциях Кинель (Куйбышевская железная дорога) и Екатеринбург-Сортировочный (Свердловская железная дорога).

Анализ работы на указанных станциях показал, что фактическая загрузка осмотрщиков-ремонтников вагонов на станции Кинель составляет 52%, приёмщиков поездов – 63%, на станции Екатеринбург-Сортировочный – 74,8% и 48,7% соответственно.

Центры повышения эффективности труда персонала на этих дорогах проанализировали возможность синергии технологических процессов технического обслуживания и коммерческого осмотра грузовых вагонов, проработали вопрос элиминирования избыточных операций, составили модель функционирования станции в различных условиях организации работы по совмещённой технологии и определили оптимальные параметры её реализации.

Проведённые исследования показали технологическую возможность и экономическую целесообразность внедрения технологии совмещённого технического и коммерческого осмотра вагонов. По итогам реализации проекта только по региону Куйбышевской и Свердловской железных дорог будет достигнут экономический эффект более 70 млн руб. У этого проекта есть перспективы тиражирования на сеть. Центр организации труда и проектирования экономических нормативов оценил загрузку работников пунктов технического обслуживания в течение смены и пришёл к выводу, что организационная возможность изменения структуры трудовой функции работников, осуществляющих техническое обслуживание грузовых поездов, имеется более чем на 64% участков (25 единиц). Дополнительно это подтверждается результатами применения технологии совмещённого коммерческого и технического осмотра вагонов на станции Челябинск-Главный Южно-Уральской железной дороги.

Центры повышения эффективности труда персонала должны генерировать и контролировать внедрение проектов по созданию эргономичных и высокопроизводительных рабочих мест на производстве, заниматься реинжинирингом производственных процессов на основе внедрения новой техники и технологии, пересмотром нормативных документов, регламентирующих технологию производственных процессов с целью повышения их эффективности. Центрам ставится задача изучения зарубежной технической литературы для бенчмаркинга технологий производственных процессов крупных мировых железнодорожных компаний, возможно, и с выездом рабочих групп в зарубежные страны. В качестве примера можно привести автоматизированный центр управления энергоснабжением ВСМ в Безансоне во Франции. С помощью датчиков проверяются натяжение контактного провода, температура, сила бокового ветра, наведённые токи, напряжение и т.д. Регулировка напряжения, переключение подстанций, натяжение подвески производится автоматически. Электромонтёры не занимаются бесконечными проверками, а выезжают только на устранение отказа, который не может устранить автоматика.


Поиск резервов

С учётом прогнозируемого роста объёма работы по ДПР ОАО «РЖД» в настоящее время рабочими группами по всем производственным филиалам и железным дорогам сформированы мероприятия, обеспечивающие до 2025 года среднегодовой темп роста производительности труда не менее 5%. Значительные резервы повышения производительности труда мы видим в применении цифровых технологий. Необходимо внедрять встроенные датчики и включать «умные» устройства в различные контуры управления, а также развивать цифровые платформы работы с клиентами. Вот лишь некоторые примеры из дорожной карты внедрения цифровой железной дороги: цифровая диагностика работы объектов инфраструктуры и выдача сразу исполнителям в онлайн-режиме рекомендаций по техническому обслуживанию. Это позволит значительно сократить время передачи по инстанциям документов по результатам диагностики и производить только необходимые технологические операции по замене только того блока, работа которого стала отклоняться от нормальных параметров.

«Умный» локомотив – ещё один прорывной проект. Уже не фантастика ни технология диагностики работы узлов, ни бортовой компьютер, который выполняет функцию автоведения, исходя из заданного интервала движения впереди идущего поезда, ни интеллектуальное управление движением поездов, исходя из поездной обстановки как на поездо-участках, так и на станциях. Так работает Московское центральное кольцо. Машинист поезда, диспетчер, дежурный по станции выполняют уже роли операторов, которые следят за работой автоматики.

Без разработки и реализации прорывных решений и технологий, которые позволили бы значительно снизить трудоёмкость работ и численность персонала, невозможно достичь задаваемых до 2025 года параметров по росту производительности труда. Найти такие решения – главная задача инженерного корпуса каждого филиала. Необходимо подчеркнуть главное: нет задачи прямого увольнения работников. В условиях значительного роста объёмов работы в будущем нехватка кадров в регионах развития РЖД диктует необходимость повышения производительности труда и снижения трудоёмкости производственных процессов. Предстоят сокращение незагруженных и устаревших рабочих мест, отмирание старых профессий и возникновение новых на высокопроизводительных рабочих местах.
Нацеленность на результат
Анна Матинина, ведущий эксперт Центра организации труда и проектирования экономических нормативов ОАО «РЖД»,

Как в РЖД борются с деформацией трудового поведения

Рубрики: Персонал
Справедливая оценка
Ольга Медведева, начальник отдела организации труда в энергетическом комплексе ЦОТЭН,

Нормы труда необходимо пересматривать

Рубрики: Персонал
Ревизоры на страже имиджа

Центр внутреннего контроля «Желдорконтроль» четверть века служит компании

Рубрики: Персонал
Социальное партнёрство

ОАО «РЖД» развивает систему поддержки железнодорожников

Рубрики: Персонал
Трудовое лето
Дмитрий Парамонов, руководитель Центрального штаба российских студенческих отрядов,

В начале июня начнётся стройотрядовская кампания

Рубрики: Персонал

Рубрики


Библиотека Корпоративного университета РЖД

Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа
Александр Аузан
«Культурные коды экономики: как ценности влияют на конкуренцию, демократию и благосостояние народа». Издательство «АСТ» 2022 год
Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг
Катерина Ленгольд
«Agile life: как вывести жизнь на новую орбиту, используя методы agile-планирования, нейрофизиологию и самокоучинг». Издательство «Альпина Паблишер» 2021 год
Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик
Павел Захаров, Сергей Пересыпкин
«Культура безопасности труда. Человеческий фактор в ракурсе международных практик». Издательство «Альпина Паблишер» 2019 год
Автором и владельцем сайта WWW.GUDOK.RU © является АО «Издательский дом «Гудок».
Пожалуйста, ВНИМАТЕЛЬНО прочитайте Правила использования материалов нашего ресурса

Адрес редакции: 105066, Москва, ул. Старая Басманная, 38/2, строение 3
Телефоны: (499) 262-15-56, (499) 262-26-53 Реклама: (499) 753-49-53
E-mail: gudok@css-rzd.ru; welcome@gudok.ru